- Описание процесса
- Аудит охраны труда. проведение внутреннего аудита системы охраны труда и техники пожарной безопасности – «нсс консалт»
- Инструктаж или обучение?
- Как осуществляют проверку (аудит) системы управления охраной труда в организации от 01 июля 2021 –
- Охрана труда
- Охрана труда на предприятии. аудит. документы
- Оценка профессиональных рисков
- Проверка знаний
- Способ 2. использовать проверочные листы
Описание процесса
Главный принцип поведенческой проверки – взаимодействие между аудитором и трудящимся, за которым ведется наблюдение. Важные аспекты – периодичность аудита и обязательное документирование процесса.
В рамках ПАБ проверяющий обращает внимание на следующие факторы:
- Особенности поведения работника во время выполнения трудовых задач: соблюдения требований безопасности, реакция на присутствие проверяющего, соответствие формы одежды характеру выполняемой работы, наличие СИЗ при необходимости;
- Состояние инструментов и оборудования: техническое состояние и особенности эксплуатации, наличие инвентаря, не соответствующего нормам безопасности на производстве;
- Порядок на рабочем месте: рациональное использование пространства, особенности расположения мебели и оборудования, отсутствие загромождений, мешающих трудовому процессу и свободному перемещению работников, грамотное распределение и хранение инструментов и инвентаря;
- Контроль над исполнением принятой инструкции, проведением своевременного инструктажа и обучения, правильностью заполнения документов, в том числе проверка адекватности действующих правил и процедур.
Вся информация, полученная в ходе проверки, подвергается тщательному анализу и пошаговой регистрации каждого этапа аудита. Форма отчета о ПАБ утверждается на предприятии, документ обязательно включает такие пункты:
- Дата проведения и данные о проверяющих (ФИО);
- Участок/ отдел, где проводилось наблюдение;
- Количество трудящихся, над которыми проводилось наблюдение, без указания их данных;
- Продолжительность наблюдательной деятельности;
- Описание опасных действий и ситуаций, выявленных в ходе ПАБ;
- Оценка нарушений, включая определение категории опасного случая, оценка потенциальных последствий;
- Принятые немедленно и долгосрочные действия, направленные на пресечение опасности.
Только конструктивный диалог между аудитором и сотрудниками и анализ корректирующих мер определяют значимость и эффективность проверки. Грамотный ПАБ поможет сформировать адекватное восприятие, желание придерживаться принятых норм и совершенствовать слабые места системы безопасности. Профессиональный аудит специалистами фирмы «Проверка Труда» — гарантия эффективности процесса.
Аудит охраны труда. проведение внутреннего аудита системы охраны труда и техники пожарной безопасности – «нсс консалт»
Инструктаж или обучение?
В зависимости от профиля работы и занимаемой должности работники могут осваивать разные программы. Наиболее распространенный вид обучения — инструктаж. Его проходят все сотрудники без исключения.
Выделяют несколько видов инструктажа.
1. Вводный — для всех принимаемых на работу, а также откомандированных сотрудников сторонних организаций, то есть всех, кто связан с производственной деятельностью. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом руководителя возложены эти обязанности.
2. Первичный на рабочем месте — это инструктаж для всех новых сотрудников, постоянных и временных, для переведенных из соседнего подразделения и откомандированных из других организаций, а также для тех, у кого случился значительный перерыв в трудовой деятельности. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работника: мастер, прораб, преподаватель и пр.
3. Повторный — проводится для всех сотрудников не реже одного раза в шесть месяцев по тем же программам, что и для первичного инструктажа на рабочем месте.
4. Внеплановый — этот вид обучения связан с принципиальными изменениями, которые влияют на выполнение сотрудником трудовых функций. Это может быть изменение законодательства, смена оборудования или технологических процессов. Внеплановый инструктаж проводят также при выявленных случаях грубого нарушения работником требований охраны труда.
5. Целевой — потребность в целевом инструктаже возникает, когда речь идет о ликвидации последствий аварий (стихийных бедствий), о разовых работах и о тех видах деятельности, на которые требуется наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы.
Для представителей рабочих специальностей работодатель обязан провести дополнительное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Это касается новых сотрудников и тех, кто переводится на другую работу. Обучение следует провести в течение месяца после приема/перевода на работу.
Порядок и периодичность такого обучения, а также формат проверки знаний у работников рабочих профессий устанавливаются работодателем с опорой на нормативно-правовые акты, которые регулируют безопасность тех или иных видов работ (Постановление № 1/29 от 13.01.2003).
Отдельное обучение должно быть организовано для руководителя организации, его заместителей, заместителей главного инженера по охране труда, а также для специалистов служб охраны труда или работников, на которых работодатель возлагает обязанности организации работы по охране труда. Срок тот же — не позднее одного месяца с момента трудоустройства или назначения на должность.
Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.
Важно! Обучение охране труда руководителей и специалистов организации включено во все курсы повышения квалификации по специальности, которые проводятся в институтах и на факультетах повышения квалификации.
Как осуществляют проверку (аудит) системы управления охраной труда в организации от 01 июля 2021 –
Охрана труда и пожарная безопасность
в учреждениях здравоохранения N 7, 2021
Стрельбицкая З.В.
Учебно-консультативный центр по охране труда, г. Москва
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 “Системы управления охраной труда (СУОТ). Общие требования” придает особое значение аудитам как методу менеджмента для обеспечения мониторинга и определения эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
Проверка (аудит) представляет собой систематический, независимый и оформленный в виде документа процесс (процедуру) получения и объективной оценки степени соблюдения установленных требований.
Выделяют два вида проверки (аудита): внешнюю (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны) и внутреннюю.
Внутренняя проверка (аудит) безопасности труда позволяет регулярно контролировать выполнение функций (элементов) СУОТ и соблюдение требований соответствующих нормативных документов. Для обеспечения систематической проверки (аудита) составляют планы проверок и контролируют их результаты. Проверку (аудит) проводит персонал, который не несет ответственности за деятельность, подвергаемую проверке.
В методику проверки следует включать мероприятия по определению эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов. Программа проверок (аудита) должна содержать требования к компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности.
В зависимости от целесообразности проверка (аудит) включает оценку всех или части элементов СУОТ в организации или ее подсистемах. При аудите проверяют:
– концепцию охраны труда;
– участие работников и (или) их представителей;
– обязанности и ответственность работников;
– компетентность и подготовку работников;
– документацию СУОТ;
– передачу и обмен информацией;
– планирование, развитие и функционирование СУОТ;
– предупреждающие и корректирующие действия;
– приведение документов системы управления в соответствие с изменениями;
– предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и к ликвидации их последствий;
– материально-техническое снабжение безопасной продукцией;
– обеспечение безопасности подрядных работ;
– наблюдение за результатами деятельности и их измерение;
– расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
– документы, устанавливающие процедуру проверок;
– анализ эффективности управления охраной труда руководством;
– процедуру непрерывного совершенствования;
– любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.
В выводах проверки (аудита) должно быть определено, являются ли функционирующие элементы СУОТ или их подсистем:
– эффективными для реализации концепции и целей организации по охране труда;
– эффективными для содействия полному участию в этом работников;
– соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
– обеспечивающими соответствие требованиям действующих нормативно-правовых актов;
– обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.
Проверку (аудит) проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации. Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки (аудита) на рабочем месте, включая анализ результатов проверки (аудита), осуществляют с участием работников в установленном порядке.
Результаты проверки (аудита) и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.
При анализе эффективности СУОТ, проводимом руководством, оценивают:
– концепцию охраны труда для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда;
– способность СУОТ удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
– необходимость изменения СУОТ, включая концепцию и цели по охране труда;
– необходимые действия для своевременного устранения недостатков в области охраны труда, включая изменение критериев оценки эффективности системы и других сторон управленческой структуры организации;
– выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;
– степень достижения целей организации по охране труда и своевременность применения корректирующих действий;
– эффективность действий, намеченных руководством по результатам предыдущих анализов результативности СУОТ.
Частоту и масштаб периодических анализов эффективности СУОТ работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации. Анализ эффективности СУОТ, проводимый руководством, должен учитывать:
– результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
– дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на СУОТ.
Выводы из анализа эффективности СУОТ должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
– лиц, ответственных за конкретный элемент(ы) СУОТ для принятия соответствующих мер;
– комитета (комиссии) по охране труда, работников, а также их представителей.
При проведении проверки (аудита) используют ГОСТ Р 12.0.008-2009 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)”*. Указанный стандарт содержит руководящие указания по управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов СУОТ, а также по компетентности и оценке аудиторов (экспертов). Стандарт предназначен для потенциальных пользователей, включая аудиторов (экспертов), организаций, внедряющих СУОТ, а также организаций, в которых необходимо провести аудит СУОТ согласно договорам организаций, участвующих в сертификации или в обучении аудиторов (экспертов).
________________
* Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.08.2009 N 284-ст.
Указания ГОСТ Р 12.0.008-2009 являются гибкими. Использование этих указаний может быть различным в зависимости от размера, вида деятельности, сложности проверяемых организаций, а также целей и области аудита. Стандарт содержит только общие указания, однако пользователи могут использовать их для разработки своих собственных требований, связанных с аудитом.
Руководящие указания ГОСТ Р 12.0.008-2009 могут быть полезны для лиц или организаций, заинтересованных в мониторинге соответствия требованиям, например требованиям законов или регламентов.
Внутренние аудиты, называемые “аудитами первой стороны”, проводит для внутренних целей сама организация. Внешние аудиты включают в себя аудиты, называемые “аудитами второй стороны” и “аудитами третьей стороны”. Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например потребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации, которые проводят:
– сертификацию организации работ по охране труда на соответствие требованиям нормативно-правовых актов, содержащим государственные нормативные требования охраны труда,
– сертификацию СУОТ на соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 “Системы управления охраной труда. Общие требования” и ГОСТ Р 12.0.007-2009 “Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию”.
Принципы проведения аудита:
– этичность поведения;
– беспристрастность;
– профессиональная осмотрительность;
– независимость;
– подход, основанный на свидетельстве.
Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов. Для определения целей необходимо рассмотреть:
– требования нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
– требования, предусмотренные контрактом;
– приоритеты руководства;
– требования СУОТ;
– риски организации;
– необходимость оценки поставщика;
– требования потребителя;
– потребности заинтересованных сторон;
– коммерческие намерения.
Пример.
Цели различных программ аудита:
– обеспечение выполнения требований к сертификации СУОТ на соответствие стандарту;
– проверка соответствия требованиям контракта;
– получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
– содействие улучшению СУОТ.
На объем программы аудита влияют размер, вид деятельности, сложность структуры проверяемой организации, а также:
а) область, цели и продолжительность каждого осуществляемого аудита;
б) частота проводимых аудитов;
в) количество, важность, комплексность, степень сходства, местоположение подразделений, подлежащих аудиту;
г) стандарты, законодательные, нормативные и контрактные требования и другие критерии аудита;
д) заключения по результатам предыдущих аудитов или анализ результатов предыдущих программ аудитов;
е) любые проблемы, связанные с языком, культурой или социальными вопросами;
ж) мнения заинтересованных сторон;
з) существенные изменения в организации или ее деятельности.
Ответственность за управление программой аудита возлагается на одно или нескольких лиц, имеющих общее представление о принципах аудита, компетентности аудитора и применении методов аудита. Эти лица также должны обладать навыками организации работ по охране труда, знаниями требований нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на область аудита.
Ответственные за управление программой аудита должны:
– определять цели и объем программы аудита;
– определять ответственность и процедуры, а также гарантировать обеспечение необходимыми ресурсами;
– внедрять программу аудита;
– вести записи по программе аудита;
– осуществлять мониторинг, анализ и улучшение программы аудита.
Процедуры программы аудита включают в себя:
а) планирование и составление планов-графиков аудитов;
б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;
в) подбор соответствующих аудиторских групп и распределение ролей и ответственности;
г) проведение аудитов;
д) выполнение действий по результатам аудита, если требуется;
е) поддержание записей по программе аудита;
ж) мониторинг показателей результативности программы аудита;
Охрана труда
«Охрана труда» — это обязательная статья расходов для каждого предпринимателя. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ). Но не каждый предприниматель уделяет на это достаточно времени и средств.
Для того чтобы избежать административной и уголовной ответственности, мы предлагаем Вам воспользоваться нашими услугами (ООО «ТЕХНОМЕТР» внесен в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, под регистрационным номером № 4635 от 15.11.16).
Это особенно актуально, если у Вас небольшой штат сотрудников, и в нем нет специалиста по охране труда.Важно помнить! Что любая организация все зависимости от формы собственности должна иметь весь перечень документации, соответствующий специфике работы в области охраны и условий труда. Следует отметить, что размер административных взысканий, предусмотренных КоАП РФ может быть весьма существенным.
С 01.01.2021 ответственность за нарушения трудового законодательства стала дифференцированной в зависимости от состава правонарушения.
Таким образом, каждое нарушение квалифицируется отдельной статьёй, и величина штрафа варьируется от 5 000 до 130 000 руб., при первичном привлечении к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства, при повторном сумма штрафа варьируется от 30 000 руб. до 200 000 руб. за каждое отдельно квалифицируемое нарушение.
Государственным инспекторам предоставлены полномочия по суммированию штрафных санкций за различные виды нарушений трудового законодательства, как отдельных должностных лиц, так и организаций в целом при проведении проверок государственной инспекцией по труду.
При повторном, аналогичном нарушении трудового законодательства виновное должностное лицо дисквалифицируется на срок от 1 года до 3 лет.
Охрана труда на предприятии. аудит. документы
ЧОУ ДПО «Образовательный центр охраны труда» – это современная организация, находящаяся в Санкт-Петербурге, которая осуществляет для своих клиентов профессиональное и результативное проведение аудита системы управления охраной труда. Он представляет собой независимую профессиональную проверку и оценку деятельности предприятия в сфере охраны труда.
В нашей компании работают специалисты-аудиторы, которые используют в рамках проведения аудита эффективную методику, позволяющую составить объективное мнение о существующей на Вашем предприятии системе охраны труда. Аудит будет выполнен с их помощью оперативно и профессионально, его результатом станет полноценный отчет, который компания-заказчик сможет использовать в дальнейшем для совершенствования системы ОТ и постановки целей на будущее.
Задачи, которые решаются ЧОУ ДПО «ОЦОТ» посредством аудита по охране труда:
- Объективная оценка текущего состояния ОТ и выявление степени ее соответствия нормативным требованиям;
- Определение отклонений от норм действующего законодательства в локальных актах по ОТ;
- Составление списка рекомендаций, ориентированных на устранение нарушений, обнаруженных в ходе проверки.
- Разработка комплекта документов по охране труда (при необходимости).
В результате осуществленных мероприятий составляется официальный отчет. В данном документе подробным образом будет описано фактическое состояние дел в области охраны труда у организации, которая обратилась в ЧОУ ДПО «ОЦОТ» за аудитом.
Аудит охраны труда необходим, если:
- На предприятии отсутствует возможность отслеживать тщательное соблюдение норм ОТ;
- На предприятии ожидается, в ближайшее время, проверка планового характера со стороны Государственной инспекции труда и других контролирующих органов (план проверок на текущий год опубликован на нашем сайте);
- На предприятии не редко случаются инциденты по причине нарушения техники безопасности;
- Предприятие заинтересовано в оценке состояния ОТ для устранения отклонений и их возможных негативных последствий.
Проверки инспекции по труду в Санкт-Петербурге – ознакомиться с планом.
Оценка профессиональных рисков
1. Работодатель должен провести оценку профессиональных рисков, чтобы организовать управление профрисками, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», Приказа Минтруда России от 19.08.
Оценка профессиональных рисков уменьшит вероятность возникновения несчастных случаев на рабочих местах и организует меры по обеспечению мер безопасности в организации.
2. За непроведение оценки рисков могут выдать предупреждение или наложить штраф по части 1 статьи 5.27 КоАП.
Сумма штрафа составит:
-для должностных лиц – от 1000 до 5000 руб.;
-ИП – от 1000 до 5000 руб.;
-юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.
В случае несчастного случая, при отсутствии оценки рисков, инспекция труда направит материалы расследования в следственный комитет. При расследовании уголовного дела отсутствие оценки рисков будут считать отягощающим фактором для работодателя.
3. Положение об управлении профессиональными рисками
Классификатор опасностей
Контрольный лист опасностей
Карта рисков на рабочем месте
План мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков
4. Создание приказа о создании рабочей группы по идентификации опасностей, оценке рисков и управлению рисками
— Разработка Положения об управлении профессиональными рисками
— Утверждение Классификатора опасностей в организации
— Идентификация опасностей на рабочем месте
— Оформление Контрольного листа опасностей на рабочее место
— Оформление Карты рисков на рабочее место
— Оформление Плана мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков
Проверка знаний
Каждый инструктаж должен завершаться устным опросом по приобретенным работником знаниям и навыкам безопасных приемов работы. У представителей рабочих специальностей проверку знаний проводит непосредственный руководитель. У специалистов и руководителей — специальная комиссия из сотрудников, которые получили соответствующее разрешение в вышестоящей организации или в специализированном учебном заведении.
Аттестация руководителей и специалистов проводится не реже чем один раз в три года, а рабочих — не реже одного раза в год.
В состав комиссии по проверке знаний входит не менее трех человек: руководитель организации и/или структурного подразделения, главный специалист (технолог, механик, энергетик и т.д.) и обязательно специалист службы охраны труда (Типовое положение о комиссии по проверке знаний в сфере безопасности и охране трудовой деятельности). Членами комиссии могут быть только те, кто прошел обучение и проверку знаний по охране труда в установленном порядке.
Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку обучения и проверки знаний сотрудников в части безопасности профессиональной деятельности и охраны труда.
Важно! Cотрудник, не сумевший успешно пройти проверку знаний после обучения, обязан повторить попытку в срок не позднее одного месяца.
Проведенные инструктажи и обучения, а также результаты аттестаций и опросов должны быть зарегистрированы в журналах и при необходимости в наряде-допуске на производство работ. Журналы в обязательном порядке прошиваются и нумеруются. Формы и порядок их ведения утверждены ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
Требование обеспечить сотрудникам безопасные условия труда касается всех без исключения работодателей. Эта сфера деятельности предприятий имеет множество составляющих и достаточно строго регламентирована. Но при этом трудовое законодательство предоставляет разные варианты организации работы по охране труда.
Руководителю предприятия следует выбрать подходящий вариант, ознакомиться с нормативной документацией и внимательно относиться к требованиям ТК РФ и законодательных актов. А облегчить оформление необходимых документов помогут современные системы автоматизации.
Способ 2. использовать проверочные листы
1 января 2021 года вступили в силу новые правила проверок. К сожалению, новые проверочные листы еще не утверждены. Рекомендуем пока разработать свои формы, опираясь на Приказ Минтруда России от 27.11.2020 № 835н.
Пример такого проверочного листа вы найдете в нашей шпаргалке.
Составляя проверочные листы, проверяя себя, не сбрасывайте со счетов разумные требования старых правил. Например, в Приказе Минтруда России от 17.08.2021 № 552н были пункты:
- Тиски должны быть исправными и обеспечивающими надежный зажим изделия. На рабочей поверхности стальных сменных плоских планок губок тисков должна выполняться перекрестная насечка с шагом 2–3 мм и глубиной 0,5–1 мм. При закрытых тисках зазор между рабочими поверхностями стальных сменных плоских планок не должен превышать 0,1 мм. На рукоятке тисков и на стальных сменных плоских планках не должно быть забоин и заусенцев.
- Необходимо следить, чтобы подвижные части тисков перемещались без заеданий, рывков и надежно фиксировались в требуемом положении. Тиски должны оснащаться устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта.
Это разумно и напрямую влияет на безопасность работы. Так почему не включить эти вопросы в проверочный лист? Тем более в п. 8 новых правил предусмотрено, что работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие правилам.