Азбука безопасности: Средства коллективной защиты – Рекомендации населению – Главное управление МЧС России по Алтайскому краю

Азбука безопасности: Средства коллективной защиты - Рекомендации населению - Главное управление МЧС России по Алтайскому краю Охрана труда

Описание основных элементов алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

9. Проверка основных элементов СУОТ (Блок А Блок-схемы).

9.1. Положение о системе управления охраной труда.

Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

а) приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда;

б) положение о системе управления охраной труда.

В соответствии с пунктом 7 Типового положения основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

Это означает, что у каждого работодателя должен быть документ, который называется “Положение о системе управления охраной труда”, а также приказ о его утверждении.

9.2. Политика и цели в области охраны труда (пункты 1 и 2 Блок-схемы).

Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

– документы и записи, подтверждающие проведение работодателем анализа состояния охраны труда;

– политика в области охраны труда, содержащая цели в области охраны труда.

При определении Политики работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики (пункт 12 Типового положения).

Если у работодателя действует комитет (комиссия) по охране труда, проведение такого анализа может быть оформлено протоколом заседания, на котором рассматривались необходимые для анализа материалы. К таким материалам относятся (но не ограничиваются ими):

– результаты специальной оценки условий труда;

– статистика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

– материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);

– предписания органов государственного надзора (контроля);

– акты проводимого в организации контроля и тому подобное.

Анализ, проведенный комитетом (комиссией) по охране труда, позволяет выполнить оба требования Типового положения – провести анализ и привлечь к нему представителей трудового коллектива.

Если обязанность по проведению анализа возлагается на службу или специалиста по охране труда, результаты анализа могут быть оформлены в виде служебной записки с перечнем рассмотренных документов и выводами, к которым пришли специалисты по охране труда.

Основным результатом проведенного анализа должно стать выявление проблем в области охраны труда у конкретного работодателя с учетом особенностей вида его экономической деятельности (т.е. определение основных опасностей, их оценка и упорядочивание исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска), а также определение основных направлений решения выявленных проблем (т.е. меры по снижению уровня рисков, связанных с основными выявленными опасностями).

В соответствии с пунктом 9 Типового положения Политика является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

В соответствии с пунктом 11 Типового положения, Политика должна включать:

– положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

– обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

– положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

– порядок совершенствования функционирования СУОТ.

Политика может представлять собой отдельный документ или может являться частью Положения о СУОТ организации. Важно, чтобы она была доступна всем заинтересованным сторонам. Обеспечить это можно путем размещения Политики на информационных стендах организации, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет и тому подобное.

Основные цели работодателя в области охраны труда (далее – цели) должны содержаться в Политике по охране труда (пункт 14 Типового положения) и достигаются путем реализации работодателем процедур, предусмотренных разделом V Типового положения.

Количество целей определяется спецификой деятельности работодателя (пункт 15 Типового положения). Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей, но не менее одной.

Цели также могут быть установлены на разных уровнях управления. Типовое положение напрямую не предусматривает установления целей на всех уровнях управления, однако наличие целей не только для организации в целом, но и для отдельных структурных подразделений, не является нарушением.

9.3. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя) (пункт 3 Блок-схемы).

Локальные нормативные акты, подлежащие проверке (согласно пункту 28 Типового положения, распределение обязанностей в сфере охраны труда может быть закреплено):

а) в разделе “Обеспечение функционирования СУОТ” Положения о СУОТ работодателя;

б) в отдельных локальных нормативных актах;

в) в планах мероприятий по реализации процедур;

г) в трудовых договорах;

д) в должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.

Под отдельными локальными нормативными актами понимаются приказы, распоряжения и иные документы о распределении обязанностей и ответственности в области охраны труда, которые подписывает работодатель.

Обязанности в области охраны труда должны быть распределены на всех уровнях управления, которые предусмотрены штатным расписанием. На малом предприятии может быть всего один уровень управления (если в организации есть только работодатель и его сотрудники без формирования структурных подразделений).

Исследование указанной процедуры позволяет определить круг лиц, виновных в нарушении установленных требований.

9.4. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (пункт 4 Блок-схемы).

Типовым положением предусмотрено 9 базовых процедур, направленных на достижение работодателем целей в области охраны труда:

1) процедуру подготовки работников по охране труда;

2) процедуру организации и проведения оценки условий труда;

3) процедуру управления профессиональными рисками;

4) процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

5) процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

6) процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

7) процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

8) процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

9) процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.

Условно к базовым процедурам можно отнести процедуры, упомянутые в подпунктах 2 и 3 данного пункта, так как на основе этих процедур выявляются опасности и оцениваются риски, а к обеспечительным процедурам можно отнести все остальные, так как эти процедуры обеспечивают выполнение работ по снижению уровней профессиональных рисков.

Работодателем могут реализовываться не все предусмотренные Типовым положением процедуры (например, в случае отсутствия вредных производственных факторов может не реализовываться процедура проведения медицинских осмотров или обеспечения работников средствами индивидуальной защиты), а также могут осуществляться процедуры, не предусмотренные Типовым положением (зачастую это бывает в случае наличия в организации корпоративных стандартов и тому подобное).

9.5. Планирование мероприятий по реализации процедур (пункт 5 Блок-схемы).

Локальным нормативным актом, подлежащим проверке, является План мероприятий по реализации процедур (далее – План).

С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур.

В Плане отражаются:

а) результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя;

б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;

в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;

е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

Если План приведен в приложении к Положению о СУОТ организации в виде макета или типового плана, это не является нарушением.

9.6. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур (пункт 6 Блок-схемы).

Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

а) положение о ступенчатом контроле;

б) журналы состояния условий труда первой – второй ступени контроля;

в) акты по результатам проведения контрольных мероприятий (в том числе внутренних аудитов);

г) Планы и программы проведения контрольных мероприятий (включая внутренние аудиты).

В соответствии с пунктом 54 Типового положения, к основным видам контроля относится следующее.

1) Контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур (необходимо указать, какие виды контроля используются, кратко описать процесс осуществления каждого из видов контроля, указать ответственных за осуществление каждого из видов контроля).

Если в организации действует система ступенчатого контроля, порядок осуществления которого утвержден локальным актом работодателя, то можно сделать в данном разделе ссылку на данный локальный акт.

2) Контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.

Целесообразно перечислить, какие именно из указанных процессов контролируются, кратко указать форму контроля, а также ответственного за осуществление контроля.

3) Учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов.

Можно указать, какие именно виды контроля осуществляются в организации, указать ссылки на локальные акты, устанавливающие требования к каждому из видов данного контроля.

4) Контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

Если в организации осуществляется внутренний аудит СУОТ в соответствии с требованиями международных стандартов или российских ГОСТов, то об этом целесообразно упомянуть в данном разделе. Если аудита СУОТ не проводится, то необходимо указать, что эффективность системы оценивается при формировании периодической отчетности о ходе реализации процедур, а также эти вопросы рассматриваются на заседаниях комиссии по охране труда, совете директоров, совещаниях и тому подобное.

В соответствии с пунктами 55 – 56 Типового положения для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта.

Если локального нормативного акта проведения ступенчатого контроля нет, то необходимо прописать, на каких уровнях осуществляется контроль и в какой форме он осуществляется.

Ведение журналов состояния условий труда на 1 и 2 ступени контроля не является нарушением.

Пункт 57 Типового положения говорит о том, что в случаях, когда входе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.

Корректирующее действие предполагает выявление и устранение причины, вызвавшей нарушение.

Эффективным корректирующее действие может считаться, если в дальнейшем не произошло аналогичного нарушения по аналогичной причине. Если такое все-таки произошло, это значит, что либо была неверно установлена корневая причина нарушения, либо выбранное действие по устранению выявленной причины было неадекватным.

Корректирующие действия в документах по охране труда уже содержатся в следующих локальных и других документах работодателя:

– в акте о несчастном случае на производстве формы Н-1 (форма 2) (приложение N 1 к Постановлению N 73) в последней строке указываются мероприятия, запланированные по результатам расследования несчастного случая;

– в любом локальном акте, оформленном по результатам внутренних или внешних проверок, указываются мероприятия и ответственные за устранение выявленных в ходе проверок нарушений.

9.7. Планирование улучшений функционирования СУОТ (пункт 7 Блок-схемы).

Локальным нормативным актом, подлежащим проверке, является План мероприятий по улучшению функционирования СУОТ.

В соответствии с пунктами 58 – 59 Типового положения с целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодатель устанавливает зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

Такого рода планы по улучшению обычно формируются по результатам ежегодного отчета специалиста или службы охраны труда. В эти же планы 1 раз в 5 лет можно включать (или делать ссылку) на план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанный по результатам специальной оценки условий труда, так как такие планы с практической точки зрения и направлены на улучшение функционирования СУОТ в части улучшения условий труда работников.

9.8. Реагирование на инциденты, аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания (пункт 8 Блок-схемы).

Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

– документ, которым утвержден порядок выявления потенциально возможных аварий;

– документ, которым утвержден порядок действий в случае их возникновения;

– документ, которым утвержден порядок проведения планового анализа действий работников в ходе тренировок, предусматривающий возможность коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на аварии в рамках реагирующего контроля;

– документ, которым утвержден порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных;

– документы, акты реагирования на аварии, инциденты и несчастные случаи;

– планы проведения учений, тренировок и тому подобное по реагированию на аварии и чрезвычайные происшествия.

В соответствии с пунктами 60 – 63 Типового положения, работодатель должен разработать:

– порядок выявления потенциально возможных аварий;

– порядок действий в случае их возникновения;

– порядок проведения планового анализа действий работников в ходе тренировок, предусматривающий возможность коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на аварии в рамках реагирующего контроля;

– порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.

Если отдельных локальных нормативных актов по расследованию несчастных случаев в организации нет, то в Положении о СУОТ организации может быть дана ссылка на то, что реагирование на несчастные случаи осуществляется в соответствии со статьями 227 – 231 ТК РФ, а также в соответствии с Постановлением N 73.

Типовое положение не содержит определения понятия “инцидент”. Следовательно, если организация относится к опасным производственным объектам, то целесообразно, учитывая требования Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, разработать или сделать ссылку на локальный акт, устанавливающий порядок реагирования на инциденты.

Если организация к опасным производственным объектам не относится, то целесообразно, прежде всего, в данном разделе дать определение понятия “инцидент” (исходя из специфики деятельности организации), а затем разработать порядок реагирования на инциденты.

В соответствии с пунктом 64 Типового положения результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются работодателем в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.

9.9. Управление документами СУОТ (пункт 9 Блок-схемы).

Документы СУОТ подразделяются на внешние по отношению к организации и внутренние.

К внешним документам относятся Указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правила по охране труда и другие.

Управление внешними документами может осуществляться в форме заключения договора с компаниями, предоставляющими возможность иметь актуальные версии всех нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования в области охраны труда.

К внутренним документам относятся локальные нормативные акты организации, устанавливающие внутренние требования к процессам (приказы, распоряжения, порядки, стандарты предприятия, инструкции по охране труда и тому подобное).

Управление документами СУОТ может заключаться в составлении их перечня с указанием ответственных и сроков актуализации локальных нормативных актов.

Главное требование к внутренним документам СУОТ – регулярный пересмотр на соответствие изменяющимся требованиям (как внешним, так и внутренним) и актуализация.

Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются работодателем на всех уровнях управления. Работодателем также устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.

В соответствии с пунктом 67 Типового положения в качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:

– акты и иные записи данных, вытекающие из функционирования СУОТ;

– журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;

– записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;

– результаты контроля функционирования СУОТ.

Для обеспечения управления записями в соответствии с пунктом 65 Типового положения работодатель устанавливает и утверждает формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих:

– структуру СУОТ;

– обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя;

– процессы обеспечения охраны труда и контроля (каждый из процессов или процедур также можно изобразить в виде блок-схемы с учетом требований соответствующих процессов);

– необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ.

Записи (или контрольно-учетные документы) – это особый вид документов, не подлежащих пересмотру. Главное и основное требования к записям – запрет на внесение в них каких-либо изменений.

Записи также подразделяются на внешние и внутренние. К внешним записям относятся предписания органов государственного контроля и надзора, протоколы измерений факторов рабочей среды, проведенных сторонними организациями, и тому подобное. К внутренним записям относятся все виды журналов (журналы проведения инструктажей, регистрации инструкций, выдачи нарядов-допусков и тому подобное), акты и предписания, выданные по результатам внутренних проверок, карты специальной оценки условий труда, наряды-допуски и тому подобное.

Процесс управления записями включает в себя требования к их идентификации, заполнению, хранению и архивному хранению с указанием ответственных за каждый элемент процесса управления записями.

10. Проверка оценки условий труда и управления профессиональными рисками (Блок Б Блок-схемы).

10.1. Оценка условий труда (пункт 10 Блок-схемы).

Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

а) отчет о проведении специальной оценки условий труда;

б) документ (распоряжение, приказ), утвердивший комиссию по специальной оценке условий труда;

в) документы, подтверждающие ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда под роспись (карты специальной оценки условий труда, листы ознакомления работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах).

Процедура организации и проведения оценки условий труда должна быть разработана в соответствии с требованиями:

– Федерального закона от 28.12.2021 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”;

– особенностей специальной оценки условий труда, утвержденными соответствующими приказами Минтруда России;

– приказа Минтруда России от 08.09.2021 N 501н “Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда” (зарегистрирован в Минюсте России 28.09.2021, регистрационный N 43843).

10.2. Управление профессиональными рисками (пункт 11 Блок-схемы).

Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

а) перечень (реестр) опасностей;

б) документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;

в) документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску;

г) документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

Проверка данной процедуры также описана в Алгоритме проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ при проведении расследования несчастного случая пункт 15 настоящих Рекомендаций. Основное отличие проверки организации данной процедуры в рамках расследования несчастного случая и внеплановой проверки в связи с несчастным случаем заключается в следующем.

В рамках внеплановой проверки проводится изучение вопросов оформления документов по данной процедуре и соответствие этих документов требованиям Типового положения.

Xvii. требования охраны труда, предъявляемые к размещению, эксплуатации циркового оборудования и организации рабочих мест

360. К цирковому оборудованию относятся:

1) цирковые технологические устройства (в том числе, кольца, крестовины, крюки, торшеры, гребенки, траверсы, стационарные и передвижные перекладины, поручни, передвижные и стационарные “утки”);

2) колосники с технологическими креплениями, верхние технологические устройства;

3) цирковые аппараты.

361. Перед началом работы каждой новой цирковой программы производится проверка манежей, технологического оборудования, правильность подвески цирковых аппаратов, средств страховки, декораций, задействованных в программе, проверка исправности электрооборудования, противопожарного состояния помещений, готовности технических средств пожаротушения.

Для этой цели создается комиссия, в состав которой включаются руководители и специалисты циркового предприятия по направлениям деятельности.

По окончании работы и при наличии положительных результатов проверки, комиссия составляет акт допуска цирковой программы в эксплуатацию.

362. Цирковые технологические устройства предназначены для крепления (подвески, установки, оттяжки, растяжки) цирковых аппаратов, средств страховки, лебедок, реквизита и другого оборудования.

363. Технологические устройства должны соответствовать требованиям Правил, а также требованиям технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя, быть прочными и удобными в эксплуатации.

Прилагаемые усилия к технологическим устройствам не должны превышать предельно допустимых величин рабочих нагрузок, указанных в технической (эксплуатационной) документации и промаркированных у мест креплений.

364. Установка цирковых технологических устройств производится в зрительном зале (в ступенях проходов и иных местах зрительного зала), артистическом и боковых проходах (в стенах, в полу), барьере манежа, проходе вокруг барьера манежа (в полу), на сценической площадке (в стенах, в полу), на колосниках и куполе.

365. Цирковые технологические устройства не должны мешать свободному проходу зрителей, артистов и обслуживающего персонала. Напольные технологические устройства должны находиться в люках или быть съемными.

366. Люки в полах должны быть плотно закрыты крышками. Крышки люков и ручки для их открывания не должны выступать над полом, а растяжки аппаратов не должны касаться бортов люков.

367. В артистическом проходе должны быть предусмотрены устройства для временного привязывания животных. В стационарных зданиях цирках для временного привязывания животных такие устройства могут устанавливаться и в главном проходе.

368. Цирковые технологические устройства подлежат техническому освидетельствованию, которое подразделяется на полное и частичное.

369. Полное техническое освидетельствование включает в себя:

1) проверку документации на технологические устройства;

2) внешний осмотр технологических устройств;

3) испытание технологических устройств статической нагрузкой;

4) оформление документов по результатам освидетельствования.

370. Частичное техническое освидетельствование состоит из внешнего осмотра цирковых технологических устройств.

371. Технические освидетельствования цирковых технологических устройств по периодичности подразделяются на первичные, периодические и внеочередные.

372. Первичные технические освидетельствования технологических устройств производятся в объеме, соответствующем полному техническому освидетельствованию и выполняются организациями, изготовившими и смонтировавшими конструкции и узлы технологических устройств во вновь построенных или реконструированных цирках при участии специализированных организаций и специалистов, осуществляющих технический контроль и испытания в области неразрушающего контроля.

373. Периодические технические освидетельствования технологических устройств выполняются в следующие сроки:

1) один раз в три года производится полное техническое освидетельствование специализированными организациями;

2) не реже одного раза в год, а также перед началом активного сезона производится частичное техническое освидетельствование администрацией цирка.

374. Внеочередные (досрочные) технические освидетельствования технологических устройств производятся специализированными организациями и специалистами в объеме, соответствующем полному техническому освидетельствованию, в следующих случаях:

а) после их реконструкции или ремонта, а также после ремонта строительных конструкций здания цирка, которые находятся в непосредственной близости к местам расположения технологических устройств;

б) по требованию органов технического надзора и лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию технологических устройств;

в) при несчастном случае на производстве с артистом, произошедшим при выполнении номера с использованием технологических устройств.

Внеочередное техническое освидетельствование технологических устройств проводится при участии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии).

375. Цирки должны быть оборудованы колосниками, на которых устанавливаются технологические устройства для подвески цирковых аппаратов и оборудования.

Зазор в свету между брусьями колосников должен исключать возможность травмирования работников. Каждый брусок должен быть закреплен к несущей конструкции.

Запрещается долбление, сверление или вырезание отдельных элементов колосников, ведущих к ослаблению колосников и несущих конструкций.

376. Стальные конструкции колосников не должны загромождать центральную часть. Настил колосниковой решетки укладывается вдоль оси главного прохода.

377. Люки в колосниках должны иметь запирающиеся крышки на петлях. На высоте 0,3 – 0,5 м от колосников устраиваются не менее четырех концентрически расположенных колец из труб с разными диаметрами от минимального до максимального или другая металлоконструкция, удобная для подвески и крепления цирковых аппаратов.

378. Над центром колосниковой решетки устанавливается электрическое грузоподъемное устройство грузоподъемностью не менее 2 т.

379. Канатоемкость грузоподъемного устройства должна быть не менее расстояния от места его установки до поверхности манежа с учетом необходимого запаса (на барабане устройства должно оставаться не менее трех запасных витков, не считая витков, находящихся под зажимным устройством).

380. Расстояние от крюка грузоподъемного устройства, находящегося в верхнем положении, до настила колосников должно быть не менее 1 м.

381. Колосниковое грузоподъемное устройство должно иметь концевой выключатель, автоматически отключающий двигатель при достижении крюком минимального расстояния до верхнего крайнего положения упора.

382. Подвешивать цирковые аппараты, фермы и иные механизмы непосредственно за брусья настила колосников запрещается.

383. Внутренние лестницы и трапы, ведущие на колосники или купол, а также технологические проходы на колосниках должны иметь поручни.

384. Для надзора за состоянием колосников и размещенного на них оборудования приказом руководителя циркового предприятия назначается ответственное лицо по надзору за техническим состоянием колосников и верхних технологических устройств, которое ведет специальный журнал.

385. Осмотр колосников и купола, а также верхних технологических устройств должен производиться не реже одного раза в месяц, а также перед началом работы новой программы и по ее окончании.

386. При осмотре колосников и купола должны проверяться:

1) состояние колосникового настила;

2) состояние несущих конструкций;

3) состояние и исправность люков в колосниках;

4) техническое состояние электрического подъемного устройства;

5) состояние крепления верхних технологических устройств;

6) состояние внутренних лестниц, ведущих на колосники и купол, а также технологических проходов на колосниках.

387. Результаты осмотра заносятся в журнал проверки колосников.

388. Строительные, монтажные и другие работы на колосниках или куполе могут вестись только над свободным манежем.

389. Содержать на колосниках незакрепленные предметы (в том числе обрезки канатов, инструменты, болты) запрещается.

390. Инструменты при работе на колосниках должны прикрепляться к поясу работающего или к самим колосникам.

391. Одному работнику находиться на колосниках или куполе запрещается.

392. Доступ на колосники должен быть ограничен. Право доступа на колосники и купол должен иметь инспектор манежа, а также лица, которые определены приказом директора циркового предприятия. Во время представления, по согласованию с инспектором манежа, разрешается доступ на колосники и купол и других работников для выполнения неотложных работ или при возникновении чрезвычайных ситуаций.

393. Цирковые аппараты в зависимости от устройства и назначения подразделяются на:

1) воздушные (подвесные): неподвижные, качающиеся, вращающиеся;

2) партерные: устанавливаемые, натягиваемые, балансируемые, движимые, самодвижущие.

394. Цирковые аппараты и их крепления не должны иметь резких выступающих граней, углов и заусенцев. Острые кромки (борта) аппаратов и отдельных деталей должны быть округлены или иметь фаски.

395. В узлах аппаратуры, передающих крутящий момент, во избежание проворачивания сопрягаемых деталей необходимо применять шлицевые, шпоночные, клиновые или болтовые крепления, предохраняемые от произвольного разъединения или раскручивания.

396. Растяжки, подвески цирковых аппаратов должны выполняться из стальных канатов, цепей, строп и веревок (кроме органических). Необходимо применять мягкие стальные канаты с органическим сердечником.

397. При изготовлении подвесок, растяжек и цирковых аппаратов следует учитывать нормативные коэффициенты запаса прочности, указанные в приложении к Правилам.

398. При необходимости в трубчатых конструкциях аппаратов, першах, бамбуках следует пропускать страхующий стальной канат или буж.

399. Подвеска и растяжка цирковых аппаратов, грузоподъемных устройств и предохранительных приспособлений за элементы конструкций, не предназначенных для этой цели, запрещается.

400. Подвесные канаты, растяжки и сами аппараты не должны касаться токоведущих частей электрооборудования и осветительных устройств, загромождать воздушное пространство над манежем и препятствовать безопасному выполнению трюков.

401. При сильном натяжении канатов вдоль натяжных устройств (ручных лебедок, талрепов) необходимо устанавливать дополнительные (страхующие) канаты минимальной длины. При натяжении полиспаста следить, чтобы нити каната не касались друг друга и не перекручивались, а блоки не перекашивались.

402. Запрещается скручивание канатов при натяжке талрепов.

403. Нагрузки на колосники и другие конструкции при креплении аппаратов должны распределяться равномерно и в местах их крепления не должны превышать допустимых величин.

404. При креплении аппарата к конструкциям некруглого сечения (фермам, таврам) для устранения излома или перетирания под канаты необходимо ставить деревянные подкладки.

405. Подвеска цирковых аппаратов и предохранительных приспособлений на карабинах или соединительных крюках разрешается на растяжках с усилием, не превышающим допустимые пределы, установленные организацией-изготовителем.

406. Для обеспечения устойчивости подвешиваемых или устанавливаемых аппаратов должно устанавливаться достаточное количество прочных растяжек, располагаемых симметрично к манежу под одинаковым углом наклона с равным натяжением, не превышающим расчетное.

Во избежание значительных дополнительных напряжений в канатах и конструкциях циркового аппарата наклон растяжек выдерживается в пределах, указанных в паспорте.

407. При значительных габаритах цирковые аппараты должны быть разборными или складными.

408. Перши, лестницы и другие длинномерные цирковые аппараты не должны загромождать артистические проходы и предманежное пространство. Их следует хранить на настенных кронштейнах.

409. Канаты для подъема и спуска, корд де парели, а также тетивы веревочных лестниц и трапов для подъема на цирковые аппараты изготавливаются из хлопчатобумажного или синтетического каната с запасом прочности, удовлетворяющим Правилам.

410. Машинки вращения должны применяться в соответствии с эксплуатационной документацией и быть доступными для контроля. Они должны обеспечивать свободные и бесшумные повороты вокруг оси. Обоймы, в которых заключаются упорные или радиально-упорные подшипники, должны быть защищены от загрязнения.

411. На цирковые аппараты, требующие при их подвеске (установке) или эксплуатации особых мер предосторожности, а также на отдельные средства страховки (лонжи и предохранительные сетки), не являющиеся составной частью цирковых аппаратов, должен быть составлен технический паспорт.

412. Организации и лица, изготавливающие цирковые аппараты, а также составляющие паспорта, обязаны вносить в документацию решения и рекомендации по вопросам безопасности работ на этих аппаратах, а также по уходу и эксплуатации цирковых аппаратов.

413. Работа без технического паспорта временно допускается комиссией, проводящей техническое освидетельствование цирковых аппаратов, на экспериментальном цирковом аппарате или на аппарате, на который изготавливается паспорт, при условии обеспечения безопасности артистов и окружающих лиц.

414. В технический паспорт циркового аппарата номера должны быть включены следующие разделы:

1) сведения об изготовителе аппарата и его масса;

2) общие сведения об аппарате, краткое описание аппарата, схема подвески или установки аппарата с указанием нагрузок;

3) применяемые подъемные механизмы и электрооборудование, особые указания по их эксплуатации;

4) сертификаты или паспорта на ответственные детали аппарата;

5) примененные канаты;

6) расчет аппарата на прочность и устойчивость;

7) запас прочности деталей;

8) указания о мерах безопасности при установке (подвеске), эксплуатации аппарата;

9) методика испытания аппарата;

10) акт приемки аппарата;

11) результаты повторных технических освидетельствований и испытаний аппарата;

12) исполняемые трюки и средства страховки;

13) сведения об изменениях в конструкции аппарата и его составных частей.

415. Цирковые аппараты в сборе с подъемными устройствами, канатами, такелажными приспособлениями, креплениями и средствами страховки подвергаются полному техническому освидетельствованию:

1) перед началом их эксплуатации, в период приемки;

2) на каждом новом месте установки, но не реже одного раза в 6 месяцев;

3) после реконструкции, капитального ремонта, замены расчетных элементов, канатов и узлов.

Полное техническое освидетельствование цирковых аппаратов проводится комиссией, в состав которой включается главный инженер цирка, специалист по охране труда, инспектор манежа, руководитель номера (аттракциона), а при наличии электропривода – лицо, ответственное за электрохозяйство предприятия, представитель выборного органа первичной профсоюзной организации и другие лица по усмотрению директора циркового предприятия.

416. Если в паспорте циркового аппарата не указана методика проведения испытаний, то статические испытания производят нагрузкой на 50%, а динамические – на 10% превышающей предельную рабочую нагрузку на цирковой аппарат. Динамические испытания производят двукратным подъемом и опусканием груза с одновременной проверкой действия всех механизмов.

417. Стальные канаты, стропы и цепи испытываются статической нагрузкой, в 1,25 раза превышающей номинальную грузоподъемность в течение 5 – 10 минут.

418. Чекели и другие такелажные устройства и приспособления испытываются статическим усилием, равным двойной номинальной нагрузке.

419. Штрабаты испытывают под воздействием динамических нагрузок. Длина штрабат более 6 м не допускается.

420. Лонжи, предохранительные пояса, ручные и ножные петли испытывают статической нагрузкой, равной 300 кг.

421. Трюковые страховочные обвязки испытывают в соответствии с рекомендациями изготовителя.

422. Предохранительные и батутные сетки подвергаются динамическому испытанию на прочность. Испытание производится шарообразным грузом весом 100 кг пятикратным сбрасыванием с высоты 2,5 м в середину сетки и трехкратным – в места, расположенные на расстоянии 1/3 длины сетки от продольных краев (бортов), или прыжками опытного акробата или гимнаста, имеющего вес не менее веса самого тяжелого исполнителя номера, по всей площади сетки в течение 5 – 10 минут.

423. Трамплины и подкидные доски испытываются приложением статической нагрузки 240 кг к середине верхнего конца щита.

424. Аппараты типа гимнастических брусьев при испытании на прочность пятикратно нагружаются статическим грузом весом 250 кг в середине перекладины. После 30 – 60 сек. фиксации брус должен прогнуться на 110 – 130 мм, а после снятия нагрузки вернуться в первоначальное положение.

425. Гимнастические кольца в сборе, подвешенные в рабочее положение, испытываются статической нагрузкой весом 250 кг, прилагаемой к поверхности кольца на дуге 120 мм. Упругая деформация кольца по наружному диаметру не должна превышать 3 мм.

426. Перекладина (гриф) турника, шарнирно-закрепленная на опорах, испытывается пятикратным приложением статической нагрузки весом 220 кг, в середине пролета, на участке длиной 50 мм. Величина прогиба должна составить 100 10 мм.

Продолжительность одной выдержки под грузом – 60 сек. После снятия нагрузки не должно быть остаточных деформаций. Кривизна стержня перекладины не может превышать 1 мм на 1 м длины. Отклонение от горизонтального положения допускается не более 5 мм на всю длину перекладины.

Растяжки, талрепы и крюки турника испытываются на растяжение нагрузкой 600 кг.

427. Веревочные лестницы (трапы) испытываются подвешиванием груза весом 75 кг к середине балясины.

428. После снятия испытательной (пробной) нагрузки, необходимо тщательно осмотреть и проверить в работе все узлы и агрегаты цирковых аппаратов.

429. Ответственные детали цирковых аппаратов должны удовлетворять следующим требованиям:

1) резьбовые соединения должны исключать возможность самоотвинчивания и должны быть чистыми, без заусенцев, вмятин, сорванных ниток;

2) сварные соединения не должны иметь пропусков, пережогов и наплывов металла;

3) литые детали не должны иметь раковин, наплывов, острых ребер, трещин и грубых следов обработки;

4) заварка, заделка и закраска дефектов ответственных изделий не допускается;

5) трубы не должны иметь деформаций (вмятин, трещин, дефектов сварки);

6) грузоподъемные детали и приспособления (в том числе блоки, крюки, чекеля, карабины, машинки вращения, талрепы) должны иметь клейма или маркировки, указывающие допустимую нагрузку.

430. Изношенные стальные канаты, имеющие оборванные, заломанные, перекрещивающиеся и сплющенные пряди, оборванный сердечник, коррозию или обрывы отдельных проволочек – подлежат замене. Органические канаты, имеющие пороки в прядях (в том числе заломы, узлы, скрутины), бурые пятна, плесень, запах гари и гнили, к эксплуатации не допускаются.

431. Блоки должны удовлетворять следующим требованиям:

1) свободное проворачивание блоков на осях обойм от руки, без касания ободом щек обоймы;

2) поверхности ручья ролика, оси, серьги, траверсы и крюка должны быть чистыми, без раковин, заусенцев, трещин, подсеков и острых углов;

3) износ ручья ролика не более 3 мм;

4) размеры ручья ролика должны обеспечивать свободное, без заклинивания, набегание и сбегание каната; зазоры между канатом, уложенным в ручей ролика в рабочем положении, и прилегающими частями блочной обоймы – не менее 3 мм;

5) допустимый диаметр блока, огибаемого стальным канатом, определяется формулой D = 16d, где d – диаметр каната. Если диаметр блока меньше допустимого, то блок должен быть заменен;

6) крюки в траверсах и траверсы в обоймах в незагруженном состоянии должны свободно вращаться от руки, диаметр отверстия в траверсе не должен превышать диаметр стержня крюка более чем на 1 мм.

432. Крюки и чекели должны удовлетворять следующим требованиям:

1) детали без трещин, расслоений и других повреждений;

2) поверхности чистые без заусенцев и ржавчины, с округлением острых кромок;

3) в месте, где цилиндрическая часть крюков переходит в резьбу, недопустимы даже незначительные (волосяные) трещины;

4) недопустимы отгиб рога крюка и стирание зева, износ или загрязнение опорного подшипника;

5) головка штыря чекеля плотно прилегает к боковой опорной поверхности проушины скобы;

6) не допускается заедание штырей в проушинах или резьбе.

433. Результаты приемки или технического освидетельствования цирковых аппаратов оформляются актом и вносятся в паспорт циркового аппарата номера. Акты дублируются в журнале технического освидетельствования.

434. Частичное техническое освидетельствование (внешний осмотр) цирковых аппаратов проводит руководитель номера (аттракциона) перед каждой репетицией и представлением. При обнаружении неисправностей, остаточных деформаций, трещин руководитель номера (аттракциона) ставит об этом в известность инспектора манежа и до устранения выявленных недостатков цирковой аппарат в работе не используется.

435. До начала эксплуатации цирковых аппаратов руководитель номера обязан:

1) предъявить аппарат со всеми вспомогательными и предохранительными приспособлениями инспектору манежа для проведения технического освидетельствования и проверки соответствия аппарата паспорту;

2) согласовать с инспектором манежа место подвески (установки) аппарата и предохранительных устройств; места подвески и крепления цирковых аппаратов на клубных, театральных и других сценических площадках согласуются с лицами, ответственными за эксплуатацию этих площадок.

436. Работы по установке, подвеске и снятию аппаратов и предохранительных приспособлений ведутся участниками номера во главе с его руководителем и под контролем инспектора манежа. Привлекать к ним необученных лиц запрещается.

437. При отсутствии над сценой колосников цирковые аппараты подвешиваются к узлам стропильных ферм нижнего пояса.

438. Отверстия для пропуска канатов в перекрытиях и потолках делают таких размеров, чтобы обеспечить свободный без трения проход канатов.

439. Для рассредоточения нагрузки от цирковых аппаратов над перекрытиями, поперек балок укладывают круглые бревна или стальные трубы длиной 2 – 3 м и диаметром 12 – 15 см, к которым вяжутся канаты подвески.

440. Сверления или другие нарушения стен и перекрытий производятся лишь с разрешения администрации, которой принадлежит здание.

441. Канаты вяжут узлами и петлями, исключающими самопроизвольное развязывание. При подвеске цирковых аппаратов канаты вяжут выбленочными узлами (восьмерками). Сам узел находится сбоку или сверху трубы или балки, за которые подвешивается аппарат. Концы канатов, оставшиеся свободными, сворачиваются в бухту, обвязываются мягкой проволокой или крепятся зажимами.

442. Тугие канаты (проволоки) со значительным натяжением (более 3 тс) необходимо крепить за несколько цирковых технологических устройств с каждой стороны прохода. Во время установки таких аппаратов и работы на них боковые проходы освобождаются от людей.

При креплении растяжек за кольца барьера барьерными крюками надевать их зевом наружу.

443. Штамборты, мостики, трапеции, турники и другие аппараты необходимо подвешивать (устанавливать) строго горизонтально.

444. Складные батуты по всему периметру должны иметь мягкую обивку.

445. Батутные столы необходимо устанавливать, так чтобы не допустить перевертывания или перекоса. Батутные стойки располагать строго вертикально. Сетку и растяжки натягивать равномерно по всему периметру. Равномерность натяжения и величину упругости сетки проверяет руководитель номера.

446. Новогодние елки должны иметь страхующий канат подвески.

447. Полы для роликобежцев и велофигуристов, канаты и другие элементы аппаратуры не должны быть влажными или скользкими.

448. Допускается работа на влажных, но не скользких цирковых аппаратах, специально разработанных для программ на воде.

449. Условия эксплуатации, хранения и транспортировки цирковых аппаратов, средств страховки, канатов и такелажных приспособлений должны предохранять их от повреждений, преждевременного износа и коррозии.

450. Вносить изменения в конструкции отдельных деталей или узлов, входящих в цирковой аппарат или предохранительное приспособление, без согласования с инспектором манежа и специалистом по охране труда запрещается. Вносить изменения в конструкции ответственных деталей и узлов циркового аппарата разрешается после проведения необходимых расчетов на прочность, устойчивость с последующими полным техническим освидетельствованием циркового аппарата и внесением произведенных изменений в технический паспорт циркового аппарата.

451. Зубники необходимо изготавливать по индивидуальному прикусу исполнителя. Пользование зубниками, принадлежащими другим артистам или изготовленными по прикусу иных лиц, запрещается. Зубники перед работой дезинфицируются.

452. После работы налобники першей, зубники укладывают в чистые чехлы.

453. Холодное оружие (сабли, шашки, мечи, рапиры, кинжалы, секиры) должно быть бутафорским.

454. Грузы на концах баланс-штоков должны быть закреплены.

455. Балансы канатоходцев необходимо крепить на мостиках до и после их применения.

456. После броска в штрабаты расстояние от вытянутых рук гимнаста до манежа должно быть не менее 1,5 м.

457. Настилы мостиков, трамплинов и подкидных досок в местах прихода и отхода исполнителей (акробатов, прыгунов в воду) следует должны быть покрыты нескользкими материалами.

458. Цепи для удержания ловиторов партерных полетов необходимо крепить к специальным поясам из сыромятной кожи, подстрахованным стальным канатом или синтетической стропой (лентой).

459. Ножные и ручные трюковые страховочные петли бамбуков, першей и других цирковых аппаратов, изготовленные из сыромятной кожи, необходимо подстраховывать стальными канатами небольшого сечения или синтетической стропой (лентой). Петли должны быть оснащены тренчиками (шлевкой) или одеваться на запястье руки удавкой.

460. Вертикальное покачивание перша с находящимися на нем артистами допускается лишь до пределов безопасного изгиба, указанных в паспорте циркового аппарата.

461. Замки для лопингов должны быть прочными и удобными, с индивидуальной подгонкой.

462. Репетиции и выступления акробатов-прыгунов проводить на акробатической дорожке, длиной не менее 12 м и шириной не менее 1,5 м или на манежном ковре, размером не менее 6 x 6 м. Акробатические дорожки не должны иметь рваных мест и грубых швов.

463. Для подъема, спуска или другого вида движения цирковых аппаратов и артистов допускается применять реверсивные лебедки с электроприводом, которые должны быть снабжены двумя электромагнитными остановочными тормозами замкнутого типа, двумя парами концевых выключателей (два аварийных и два рабочих) и устройством, позволяющим оперативно и безопасно опустить людей в случае аварийного отключения лебедки.

464. Механические приводы лебедки должны иметь неразмыкаемую кинематическую связь от вала двигателя до барабана. Барабаны лебедок, рассчитанные под однослойную навивку должны быть с ребордами и иметь винтовую нарезку. Канат должен прижиматься к барабану прижимными роликами.

465. Лебедки необходимо комплектовать приспособлениями для крепления в полах прохода. Рама лебедки должна крепиться с таким расчетом, чтобы при двойной рабочей нагрузке лебедка не могла сдвинуться с места.

466. Лебедки должны быть компактными, транспортабельными, малошумными в работе.

467. Лебедки, имеющие одновременно электрический и ручной приводы, должны быть снабжены блокировкой, отключающей электропривод при переходе на ручное управление.

468. Вращающиеся части цирковых аппаратов (в том числе и механизмов привода электрической лебедки) необходимо ограждать кожухами или обеспечивать другой защитой, исключающей травмирование работников.

469. К управлению электрическими лебедками и другими подъемными механизмами допускаются только специально обученные лица, имеющие группу по электробезопасности не ниже II до 1000 В.

Оцените статью