- Аудит охраны труда. проведение внутреннего аудита системы охраны труда и техники пожарной безопасности – «нсс консалт»
- Как осуществляют проверку (аудит) системы управления охраной труда в организации от 01 июля 2021 –
- Статья 18. требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов
- Статья 23. заключительные положения
Аудит охраны труда. проведение внутреннего аудита системы охраны труда и техники пожарной безопасности – «нсс консалт»
Как осуществляют проверку (аудит) системы управления охраной труда в организации от 01 июля 2021 –
Охрана труда и пожарная безопасность
в учреждениях здравоохранения N 7, 2021
Стрельбицкая З.В.
Учебно-консультативный центр по охране труда, г. Москва
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 “Системы управления охраной труда (СУОТ). Общие требования” придает особое значение аудитам как методу менеджмента для обеспечения мониторинга и определения эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
Проверка (аудит) представляет собой систематический, независимый и оформленный в виде документа процесс (процедуру) получения и объективной оценки степени соблюдения установленных требований.
Выделяют два вида проверки (аудита): внешнюю (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны) и внутреннюю.
Внутренняя проверка (аудит) безопасности труда позволяет регулярно контролировать выполнение функций (элементов) СУОТ и соблюдение требований соответствующих нормативных документов. Для обеспечения систематической проверки (аудита) составляют планы проверок и контролируют их результаты. Проверку (аудит) проводит персонал, который не несет ответственности за деятельность, подвергаемую проверке.
В методику проверки следует включать мероприятия по определению эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов. Программа проверок (аудита) должна содержать требования к компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности.
В зависимости от целесообразности проверка (аудит) включает оценку всех или части элементов СУОТ в организации или ее подсистемах. При аудите проверяют:
– концепцию охраны труда;
– участие работников и (или) их представителей;
– обязанности и ответственность работников;
– компетентность и подготовку работников;
– документацию СУОТ;
– передачу и обмен информацией;
– планирование, развитие и функционирование СУОТ;
– предупреждающие и корректирующие действия;
– приведение документов системы управления в соответствие с изменениями;
– предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и к ликвидации их последствий;
– материально-техническое снабжение безопасной продукцией;
– обеспечение безопасности подрядных работ;
– наблюдение за результатами деятельности и их измерение;
– расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
– документы, устанавливающие процедуру проверок;
– анализ эффективности управления охраной труда руководством;
– процедуру непрерывного совершенствования;
– любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.
В выводах проверки (аудита) должно быть определено, являются ли функционирующие элементы СУОТ или их подсистем:
– эффективными для реализации концепции и целей организации по охране труда;
– эффективными для содействия полному участию в этом работников;
– соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
– обеспечивающими соответствие требованиям действующих нормативно-правовых актов;
– обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.
Проверку (аудит) проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации. Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки (аудита) на рабочем месте, включая анализ результатов проверки (аудита), осуществляют с участием работников в установленном порядке.
Результаты проверки (аудита) и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.
При анализе эффективности СУОТ, проводимом руководством, оценивают:
– концепцию охраны труда для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда;
– способность СУОТ удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
– необходимость изменения СУОТ, включая концепцию и цели по охране труда;
– необходимые действия для своевременного устранения недостатков в области охраны труда, включая изменение критериев оценки эффективности системы и других сторон управленческой структуры организации;
– выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;
– степень достижения целей организации по охране труда и своевременность применения корректирующих действий;
– эффективность действий, намеченных руководством по результатам предыдущих анализов результативности СУОТ.
Частоту и масштаб периодических анализов эффективности СУОТ работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации. Анализ эффективности СУОТ, проводимый руководством, должен учитывать:
– результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
– дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на СУОТ.
Выводы из анализа эффективности СУОТ должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
– лиц, ответственных за конкретный элемент(ы) СУОТ для принятия соответствующих мер;
– комитета (комиссии) по охране труда, работников, а также их представителей.
При проведении проверки (аудита) используют ГОСТ Р 12.0.008-2009 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)”*. Указанный стандарт содержит руководящие указания по управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов СУОТ, а также по компетентности и оценке аудиторов (экспертов). Стандарт предназначен для потенциальных пользователей, включая аудиторов (экспертов), организаций, внедряющих СУОТ, а также организаций, в которых необходимо провести аудит СУОТ согласно договорам организаций, участвующих в сертификации или в обучении аудиторов (экспертов).
________________
* Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.08.2009 N 284-ст.
Указания ГОСТ Р 12.0.008-2009 являются гибкими. Использование этих указаний может быть различным в зависимости от размера, вида деятельности, сложности проверяемых организаций, а также целей и области аудита. Стандарт содержит только общие указания, однако пользователи могут использовать их для разработки своих собственных требований, связанных с аудитом.
Руководящие указания ГОСТ Р 12.0.008-2009 могут быть полезны для лиц или организаций, заинтересованных в мониторинге соответствия требованиям, например требованиям законов или регламентов.
Внутренние аудиты, называемые “аудитами первой стороны”, проводит для внутренних целей сама организация. Внешние аудиты включают в себя аудиты, называемые “аудитами второй стороны” и “аудитами третьей стороны”. Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например потребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации, которые проводят:
– сертификацию организации работ по охране труда на соответствие требованиям нормативно-правовых актов, содержащим государственные нормативные требования охраны труда,
– сертификацию СУОТ на соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 “Системы управления охраной труда. Общие требования” и ГОСТ Р 12.0.007-2009 “Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию”.
Принципы проведения аудита:
– этичность поведения;
– беспристрастность;
– профессиональная осмотрительность;
– независимость;
– подход, основанный на свидетельстве.
Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов. Для определения целей необходимо рассмотреть:
– требования нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
– требования, предусмотренные контрактом;
– приоритеты руководства;
– требования СУОТ;
– риски организации;
– необходимость оценки поставщика;
– требования потребителя;
– потребности заинтересованных сторон;
– коммерческие намерения.
Пример.
Цели различных программ аудита:
– обеспечение выполнения требований к сертификации СУОТ на соответствие стандарту;
– проверка соответствия требованиям контракта;
– получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
– содействие улучшению СУОТ.
На объем программы аудита влияют размер, вид деятельности, сложность структуры проверяемой организации, а также:
а) область, цели и продолжительность каждого осуществляемого аудита;
б) частота проводимых аудитов;
в) количество, важность, комплексность, степень сходства, местоположение подразделений, подлежащих аудиту;
г) стандарты, законодательные, нормативные и контрактные требования и другие критерии аудита;
д) заключения по результатам предыдущих аудитов или анализ результатов предыдущих программ аудитов;
е) любые проблемы, связанные с языком, культурой или социальными вопросами;
ж) мнения заинтересованных сторон;
з) существенные изменения в организации или ее деятельности.
Ответственность за управление программой аудита возлагается на одно или нескольких лиц, имеющих общее представление о принципах аудита, компетентности аудитора и применении методов аудита. Эти лица также должны обладать навыками организации работ по охране труда, знаниями требований нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на область аудита.
Ответственные за управление программой аудита должны:
– определять цели и объем программы аудита;
– определять ответственность и процедуры, а также гарантировать обеспечение необходимыми ресурсами;
– внедрять программу аудита;
– вести записи по программе аудита;
– осуществлять мониторинг, анализ и улучшение программы аудита.
Процедуры программы аудита включают в себя:
а) планирование и составление планов-графиков аудитов;
б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;
в) подбор соответствующих аудиторских групп и распределение ролей и ответственности;
г) проведение аудитов;
д) выполнение действий по результатам аудита, если требуется;
е) поддержание записей по программе аудита;
ж) мониторинг показателей результативности программы аудита;
Статья 18. требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов
1. Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными соответственно для всех аудиторских организаций – членов саморегулируемой организации аудиторов и аудиторов – членов саморегулируемой организации аудиторов и не должны противоречить требованиям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи.
2. Требованиями к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:
1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением публичного акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;(в ред. Федерального закона от 01.12.2021 N 403-ФЗ)
2) численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
3) доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;
4) численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации должно быть аудитором.
Полномочия исполнительного органа коммерческой организации не могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему); (в ред. Федерального закона от 01.12.2021 N 403-ФЗ)
5) безупречная деловая репутация;
6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
8) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.
3. Требованиями к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:
1) наличие квалификационного аттестата аудитора;
2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;
3) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.
5) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы – для индивидуального аудитора. (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 136-ФЗ)
4. Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.
5. Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление о вступлении, а также представляет следующие документы:
1) учредительные документы;
2) документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
3) список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами;
4) список членов коллегиального исполнительного органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что другая коммерческая организация, которой переданы по договору полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудиторской организацией;
5) список учредителей (участников) коммерческой организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами и аудиторскими организациями, а также документами, подтверждающими размеры долей указанных лиц в уставном (складочном) капитале коммерческой организации;
6) письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций и которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней;
7) один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
8) иные документы, предусмотренные правилами приема коммерческих организаций в члены саморегулируемой организации аудиторов.
6. Для вступления в члены саморегулируемой организации аудиторов в качестве аудитора физическое лицо подает в саморегулируемую организацию аудиторов заявление с указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства (регистрации), а также представляет следующие документы:
1) квалификационный аттестат аудитора;
2) письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию физического лица, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций;
3) справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) документ, подтверждающий внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;
4.1) один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы – для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем; (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 136-ФЗ)
5) иные документы, предусмотренные правилами приема физических лиц в члены саморегулируемой организации аудиторов.
7. В саморегулируемую организацию аудиторов представляются оригиналы документов или их надлежащим образом заверенные копии. Оригиналы учредительных документов, квалификационных аттестатов аудитора, документов, подтверждающих внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, принимаются саморегулируемой организацией аудиторов для ознакомления и возвращаются представившему их лицу.
В саморегулируемой организации аудиторов в этом случае сохраняются копии документов, заверенные уполномоченным лицом этой саморегулируемой организации аудиторов. Правилами приема в члены саморегулируемой организации аудиторов может быть установлено требование о представлении надлежаще заверенных переводов на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.
8. Саморегулируемая организация аудиторов в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем представления указанных в настоящей статье документов, принимает решение о приеме либо об отказе в приеме в члены данной саморегулируемой организации аудиторов.
9. Решение саморегулируемой организации аудиторов о приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов вступает в силу со дня уплаты взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов, а также взносов, установленных саморегулируемой организацией аудиторов при приеме в ее члены.
10. В случае неуплаты взносов, указанных в части 9 настоящей статьи, в течение 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов, такое решение признается саморегулируемой организацией аудиторов недействительным.
11. Физическое лицо, в отношении которого решение о принятии в члены саморегулируемой организации аудиторов признано недействительным, вправе снова подать в установленном настоящей статьей порядке документы для приема в члены саморегулируемой организации аудиторов при условии, что со дня выдачи ему квалификационного аттестата аудитора либо со дня завершения прохождения им обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, не прошло одного года.
12. Основанием для принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов является:
1) несоответствие лица требованиям настоящей статьи и требованиям к членству, утвержденным саморегулируемой организацией аудиторов;
2) представление документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей;
3) установление недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в саморегулируемую организацию аудиторов;
4) обнаружение после выдачи физическому лицу квалификационного аттестата аудитора обстоятельств, препятствовавших такой выдаче;
5) прекращение членства аудиторской организации, аудитора в данной или иной саморегулируемой организации аудиторов (за исключением прекращения членства по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 8 части 15 настоящей статьи), если со дня принятия решения о прекращении членства прошло менее трех лет.
13. Решение саморегулируемой организации аудиторов об отказе в приеме в ее члены должно быть сообщено в письменной форме не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем принятия данного решения.
14. Решение об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов может быть оспорено в судебном порядке.
15. Основанием для прекращения членства в саморегулируемой организации аудиторов является:
1) заявление аудиторской организации или аудитора в письменной форме о выходе из членов саморегулируемой организации аудиторов;
2) решение саморегулируемой организации аудиторов об исключении из ее членов аудиторской организации или аудитора в качестве меры дисциплинарного воздействия;
3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных для приема в члены саморегулируемой организации аудиторов;
4) реорганизация аудиторской организации, за исключением случая реорганизации в форме присоединения;
5) ликвидация аудиторской организации;
6) аннулирование квалификационного аттестата аудитора;
7) признание аудиторского заключения заведомо ложным;
8) исключение сведений о саморегулируемой организации аудиторов из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;
9) другие основания, предусмотренные федеральными законами.
16. Членство аудитора в саморегулируемой организации аудиторов считается прекращенным с даты принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о прекращении такого членства.
17. Членство аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов считается прекращенным с даты ликвидации или реорганизации аудиторской организации либо с даты принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о прекращении такого членства.
18. В случае, если сведения о саморегулируемой организации аудиторов исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, членство аудиторской организации, аудитора в такой саморегулируемой организации аудиторов считается прекращенным с даты исключения этих аудиторских организаций, аудитора уполномоченным федеральным органом из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.
19. Саморегулируемая организация аудиторов не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем прекращения членства аудиторской организации, аудитора в этой саморегулируемой организации аудиторов, уведомляет в письменной форме:
1) лицо, членство которого в саморегулируемой организации аудиторов прекращено;
2) аудиторскую организацию, работником которой на основании трудового договора является аудитор, членство которого в саморегулируемой организации аудиторов прекращено;
3) иные саморегулируемые организации аудиторов, за исключением случая прекращения членства по заявлению аудиторской организации, аудитора.
Статья 23. заключительные положения
1. До 1 января 2021 года:
1) аудиторские организации, аудиторы обязаны выполнить установленные настоящим Федеральным законом требования к членству в саморегулируемых организациях аудиторов, кроме того, аудиторские организации должны также привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона;
2) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых не истек, вправе осуществлять аудиторскую деятельность;
3) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых истекает в период с 1 января 2009 года до 1 января 2021 года, вправе осуществлять аудиторскую деятельность без переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии;
4) аудиторы, не выполнившие установленное настоящим Федеральным законом требование к членству в саморегулируемых организациях аудиторов, вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность);
5) профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и приведшие учредительные документы в соответствие с установленными настоящим Федеральным законом требованиями к саморегулируемым организациям аудиторов, имеют право подать в установленном порядке в уполномоченный федеральный орган заявление о внесении сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
2. С 1 января 2021 года лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу и аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.
3. До 1 января 2021 года в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются:
1) лицензионный контроль в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”;
В связи с утратой силы Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 04.05.2021 N 99-ФЗ.
2) внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, не являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов;
3) подтверждение соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации.
4. Со дня вступления в силу частей 1-8 статьи 11 настоящего Федерального закона аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до этого дня, вправе:
1) до 1 января 2021 года участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора;(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 136-ФЗ)
2) до 1 января 2021 года сдавать квалификационный экзамен, предусмотренный настоящим Федеральным законом, в упрощенном порядке. Упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена для указанных лиц устанавливается уполномоченным федеральным органом.
При этом в отношении указанных лиц не применяется установленное пунктом 2 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона требование о том, что не менее двух лет из последних трех лет стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны приходиться на работу в аудиторской организации.
4.1. С 1 января 2021 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности”, вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 136-ФЗ)
5. До 1 января 2021 года организации и физические лица при вступлении в члены саморегулируемой организации аудиторов вправе представлять в саморегулируемые организации аудиторов рекомендации не менее трех аудиторов, имеющих действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее чем за три года до дачи рекомендаций, подтверждающих безупречную деловую (профессиональную) репутацию претендента.
6. Реестр аудиторов и аудиторских организаций подлежит опубликованию саморегулируемыми организациями аудиторов, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов до 1 января 2021 года, на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” не позднее 1 февраля 2021 года.(в ред. Федерального закона от 11.07.2021 N 200-ФЗ)
7. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций подлежит опубликованию уполномоченным федеральным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” не позднее 1 марта 2021 года. (в ред. Федерального закона от 11.07.2021 N 200-ФЗ)
8. До создания совета по аудиторской деятельности, предусмотренного настоящим Федеральным законом, его функции исполняет совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе, созданный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
9. До утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
9.1. До года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории Российской Федерации, обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации, и федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные уполномоченным федеральным органом.(в ред. Федерального закона от 01.12.2021 N 403-ФЗ)
9.2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 01.05.2021 N 96-ФЗ)
10. До одобрения советом по аудиторской деятельности, создаваемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, кодекса профессиональной этики аудиторов, предусмотренного настоящим Федеральным законом, обязательным для аудиторских организаций, аудиторов является кодекс этики аудиторов России, одобренный советом по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе, созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
11. Саморегулируемые организации аудиторов, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов до 1 июля 2021 года, обязаны не позднее 1 сентября 2021 года создать единую аттестационную комиссию, предусмотренную настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 136-ФЗ)
12. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат:(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 136-ФЗ)
1) одобрению советом по аудиторской деятельности, создаваемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, не позднее 1 октября 2021 года; (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 136-ФЗ)
2) принятию саморегулируемыми организациями аудиторов не позднее 31 декабря 2021 года. (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 136-ФЗ)
13. Порядок признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации не позднее 1 октября 2021 года.(в ред. Федерального закона от 01.12.2021 N 403-ФЗ)
14. Международные стандарты аудита подлежат признанию для применения на территории Российской Федерации не позднее двух лет со дня вступления в силу порядка признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.12.2021 N 403-ФЗ)
15. До признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации:(в ред. Федерального закона от 01.12.2021 N 403-ФЗ)
1) саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности в порядке, одобренном советом по аудиторской деятельности; (в ред. Федерального закона от 01.12.2021 N 403-ФЗ)
2) совет по аудиторской деятельности рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;(в ред. Федерального закона от 01.12.2021 N 403-ФЗ)
3) уполномоченный федеральный орган утверждает федеральные стандарты аудиторской деятельности.(в ред. Федерального закона от 01.12.2021 N 403-ФЗ)
16. Порядок обмена саморегулируемыми организациями аудиторов квалификационных аттестатов аудитора, в том числе выданных до 1 января 2021 года, в случаях утери (утраты) их, изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них, устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов.
Плата за обмен квалификационных аттестатов аудитора в случаях, установленных настоящей частью, взимается в соответствии с частью 7 статьи 11 настоящего Федерального закона.(в ред. Федеральных законов от 01.12.2021 N 403-ФЗ, от 30.12.2020 N 498-ФЗ)