- Что включает в себя наблюдение?
- Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда
- Блок «общие функции»
- Блок «охрана окружающей среды»
- Блок «охрана труда»
- Блок «пожарная безопасность»
- Блок «промышленная безопасность»
- Гост 12.0.230.3-2021 система стандартов безопасности труда (ссбт). системы управления охраной труда. оценка результативности и эффективности от 31 мая 2021 –
- Опыт автоматизации охраны труда на предприятиях компанией первый бит
- Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
- По каким показателям можно судить об успешности мер по улучшению трудовых условий на предприятиях?
- Проверка должна охватывать:
- Условия безопасности и охраны труда
- Условия организации безопасности труда
Что включает в себя наблюдение?
Это наблюдение достижений по конкретным планам, установленным критериям результатов деятельности и поставленных целей, проведение систематической проверки производственных систем, помещений, цехов, оборудования. Обязательно ведется наблюдение за производственной средой, а также за состоянием здоровья работников, на тех предприятиях, где это целесообразно — регулярно проводятся соответствующие медицинские осмотры для раннего выявления признаков симптомов нарушения здоровья, чтобы определить эффективность профилактических и контрольных мер.
Проведенное должным образом наблюдение обеспечивает обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда, собирает информацию для определения результативности, эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению, ограничению опасных, вредных для жизни и здоровья производственных факторов, рисков.
Фиксация в записях результатов анализа является необходимым условием эффективности проводимых измерений и наблюдений.
В оценку состояния охраны труда также входят мероприятия по периодическому проведению проверок для определения эффективности системы управления ОТ.
Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда
В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Что такое охрана труда?
В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.
Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.
- локальные нормативные акты по общим вопросам охраны труда (инструкции по охране труда для работников, технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
- положение о службе охраны труда (разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации);
- приказ о создании службы охраны труда или введении в штатное расписание должности инженера по охране труда;
- приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного и первичного инструктажа;
- должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (разрабатываются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих);
- личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;
- журнал регистрации инструкций по охране труда для работников;
- журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам;
- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
- приказ об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, с хранением и применением сырья и материалов, могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте);
- журналы регистрации проведения инструктажа работников по охране труда (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого);
- программы проведения вводного и первичного инструктажа работников по охране труда;
- инструкция по проведению вводного инструктажа работников по охране труда (разрабатывается на основании утвержденной руководителем организации программы проведения вводного инструктажа, утверждается руководителем);
- график периодических медицинских осмотров (в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными)
- приказ о проведении аттестации рабочих мест
- график по аттестации рабочих мест
- итоговый проток об аттестации рабочих мест
Министерство труда в своем письме от 3 декабря 2021 № 15-2/ООГ-2956 года объяснило работодателям, что они обязаны утверждать и выдавать инструкции по охране труда с учетом требований статьи 212 Трудового кодекса. Для создания таких инструкций можно использовать методические рекомендации Минтруда №80 от 17 декабря 2021 года.
В приложениях к этим рекомендациям вы найдете образцы журналов учета инструкций по охране труда. Вести весь блок охраны труда можно в 1С:Зарплата и Управление персоналом КОРП, либо в специализированном решении 1С:Производственная безопасность.
Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.
Блок «общие функции»
- Контроль сроков действия нормативных документов и внутренних приказов
- Планирование обучения и аттестации сотрудников в по направлениям, проведение инструктажей
- Планирование и проведение проверок (производственный контроль) по направлениям, формирование плана мероприятий по устранению выявленных нарушений
- Учет сведений о Происшествиях (несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, авариях, инцидентах, пожарах) планирование мероприятий по локализации и недопущению повторных случаев
- Уведомление ответственных сотрудников и пользователей системы о важных или критичных событиях
- Формирование регламентированной и аналитической.
В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:
- Снизить уровень травматизма, профессиональных заболеваний, возникновения несчастных случаев и аварийных ситуаций за счет повышения прозрачности и оперативности превентивных мер и системы контроля за их исполнением;
- Обеспечить единый цикл шагов по обеспечению Производственного контроля на Предприятии на всех уровнях иерархии;
- Повысить скорость взаимодействия ответственных специалистов внутри создаваемого контура системы, а также со смежными службами;
- Снизить затраты в области ОТиПБ за счет эффективных инструментов планирования и расчетных методик;
- Снижение вероятности выявление новых и повторных нарушений, и как следствие, получения предписаний и штрафных санкций со стороны надзорных органов за счет систематизации и контроля за исполнением требований.
Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!
Блок «охрана окружающей среды»
- Учет сведений об источниках негативного воздействия на окружающую среду
- Учет установленных нормативов по каждому направлению негативного воздействия
- Первичный учет фактического воздействия предприятия на окружающую среду
- Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
Блок «охрана труда»
- Учет данных о рабочих местам сотрудников.
- Планирование и учет результатов проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
- Планирование и учет сведений о прохождении медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований
- Планирование и учет сведений о выданных СИЗ и СиОС
Блок «пожарная безопасность»
- Учет сведений об эксплуатируемых на предприятии средствах пожаротушения и пожарной автоматики.
- Учет сведений о регламентном обслуживании средств пожарной безопасности
Блок «промышленная безопасность»
- Учет сведений о технических устройствах, зданиях и сооружениях, опасных производственных объектах
- Учет основных документов, требуемых для эксплуатации промышленного оборудования
- Планирование и учет прохождение экспертизы и освидетельствования оборудования
- Учет сведений о регламентном обслуживании оборудования
Гост 12.0.230.3-2021 система стандартов безопасности труда (ссбт). системы управления охраной труда. оценка результативности и эффективности от 31 мая 2021 –
ГОСТ 12.0.230.3-2021
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система стандартов безопасности труда
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Оценка результативности и эффективности
Occupational safety standards system. Management systems for occupational safety. Evaluation of effectiveness and efficiency
МКС 13.100
Дата введения 2021-01-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и ГОСТ 1.2 “Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены”
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ), Обществом с ограниченной ответственностью “Экожилсервис”, ФГБОУ ВО “Пермский национальный исследовательский политехнический университет”
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 “Безопасность труда”
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2021 г. N 92-П)
За принятие проголосовали
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2021 г. N 471-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.3-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2021 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2021 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге “Межгосударственные стандарты”
Создание и обеспечение результативного функционирования системы управления охраной труда направлено на достижение ее основной цели – предотвращения связанных с работой случаев травматизма и заболеваемости.
Реализация процессов обеспечения функционирования и совершенствования самой системы управления охраной труда в организации постоянно требует оперативной оценки их эффективности.
Важную роль на практике для принятия решений играет оценка результативности и эффективности систем управления охраной труда с позиций и в терминах экономических расчетов и показателей.
Проведение оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является важнейшей процедурой по реализации современных подходов к регулированию в области охраны труда, в рамках которых постсобытийные “модели штрафных санкций” (выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований) постепенно должны смениться упреждающими “моделями профилактического соответствия” (внедрение мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий).
В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки организацией результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, добровольно проводимых на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения стратегического характера, направленные на улучшение своей деятельности в области охраны труда.
Оценивание результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда – специальный процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда совокупности критериев, заданных руководством организации на основании требований национального законодательства, а также для внесения адекватных корректив в систему управления охраной труда на основе таких критериев.
Оценка результативности и эффективности подразумевает постоянный сбор и анализ определенных исходных данных, необходимых для оценки текущего состояния и условий охраны труда, тенденций их изменения со временем, и, при необходимости, идентификации процедур управления, требующих улучшения.
Целями проведения оценки результативности и эффективности системы управления охраной труда являются:
– оценка общей стратегии (Политики) организации в области охраны труда и процедур функционирования системы управления охраной труда по предотвращению связанных с работой травм и заболеваний, а также способности системы удовлетворять другим потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного управления, надзора и контроля;
– определение необходимых изменений в процедурах функционирования системы управления охраной труда, включая изменения в Политике и в целевых показателях (индикаторах) результативности и эффективности;
– сравнение запланированных и фактически достигнутых целевых показателей (индикаторов);
– определение необходимых корректирующих действий, в том числе с учетом результатов расследования различного рода небезопасных происшествий;
– обеспечение обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.
Оценка (в том числе и самооценка) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда позволяет организации:
– реализовать систематический подход к совершенствованию системы управления охраной труда, идентифицировать и анализировать процедуры деятельности, требующие улучшения;
– использовать унифицированный набор критериев при оценке результативности и эффективности своей системы управления охраной труда;
– получать объективные данные о текущем состоянии своей системы управления охраной труда, основанные на фактах, а не на личном восприятии руководителей и/или работников;
– определять, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой системной концепции совершенствования деятельности по охране труда и, прежде всего, исходя из выявленных возможных направлений улучшения;
– отслеживать изменения в состоянии системы управления охраной труда и определять объем изменений, произошедших с момента проведения предыдущей оценки (самооценки);
– проводить сравнения с лучшими практическими результатами, достигнутыми как в самой организации, так и в других организациях, распространять передовой опыт лучших подразделений организации или других организаций;
– внедрять различные инициативы и передовые методы управления охраной труда в повседневную деятельность организации;
– устанавливать основу для признания передовых достижений в области охраны труда и стимулирования подразделений и работников.
Даже в случаях, когда организация не имеет формально оформленной системы управления охраной труда, проведение оценки результативности и эффективности ее деятельности в области охраны труда позволяет ей задавать определенные критерии совершенствования и оценивать соответствие собственной деятельности в области охраны труда и ее результативности и эффективности этим критериям.
Основным условием применения процедур оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является заинтересованность организации в совершенствовании такой деятельности (как вследствие внутренних стимулов, так и вследствие внешних стимулов регулирования, осуществляемого органами государственного управления, контроля и надзора в рамках национального законодательства), а также в улучшении достигаемых результатов.
Настоящий стандарт развивает положения ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.230.2, но может быть использован также независимо от них.
Во многих случаях в организациях традиционно проводится оценка результативности и эффективности деятельности в области охраны труда в том или ином выработанном на практике виде. Применение настоящего стандарта в целом или частично позволит организации улучшить такую деятельность.
При разработке настоящего стандарта использованы отдельные положения [1]*.
________________
* См. раздел Библиография. – Примечание изготовителя базы данных.
1.1 Настоящий стандарт представляет собой руководящие указания по планированию и применению процедур оценки результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.
Стандарт устанавливает рекомендуемый порядок сбора данных (информации), проведения анализа и использования оценки результативности и эффективности деятельности по улучшению условий и охраны труда.
1.2 Настоящий стандарт применим для любой организации и ее подразделений или для любых заинтересованных сторон, которые занимаются внедрением и поддержанием в работоспособном состоянии системы управления охраной труда, отвечающей требованиям ГОСТ 12.0.230, и/или осуществляют оценку (самооценку) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда вне зависимости от типа, размера, местоположения и сложности самой организации.
1.3 Настоящий стандарт может быть использован организацией для самооценки результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, а также органами государственного управления, надзора и контроля и иными заинтересованными лицами, включая органы общественного контроля, для оценки результативности и эффективности деятельности организаций в области охраны труда.
1.4 Настоящий стандарт содержит принципы, показатели, критерии и методы оценки результативности и эффективности, руководствуясь которыми организация вправе самостоятельно выбирать приемлемые для нее показатели, критерии и методики оценки результативности и эффективности своей деятельности по охране труда.
1.5 Настоящий стандарт не содержит конкретных правовых и технических требований по обеспечению безопасности труда и производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов национального законодательства, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.
1.6 Настоящий стандарт не должен быть использован как документ, устанавливающий требования к подтверждению результативности и эффективности систем управления охраной труда в процедурах сертификации и/или самостоятельного декларирования соответствия, так как эта задача не предусмотрена ГОСТ 12.0.230 как обязательная и решается только в рамках соответствующих систем сертификации и/или декларирования соответствия в рамках установленных в них правил и процедур.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.002 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования
ГОСТ 12.0.230.2 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования
Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
_______________
** В Российской Федерации [ГОСТ Р ИСО 9000-2021, пункт 3.7.11].
3.2
_______________
** В Российской Федерации [ГОСТ Р ИСО 9000-2021, пункт 3.7.10].
Примечания
1 В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. При этом под экономической эффективностью следует понимать показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат).
Опыт автоматизации охраны труда на предприятиях компанией первый бит
В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:
- Ведение корпоративного справочника вредных и/или опасных производственных факторов;
- Ведение структуры производственных объектов (местоположений);
- Оценка условий труда (включая СОУТ);
- Ведение гарантий и компенсаций;
- Ведение медицинских осмотров;
- Ведение средств индивидуальной защиты;
- Подготовка и аттестация персонала в области ПБиОТ;
- Проверки и аудиты в области ПБиОТ (включая проверки органами надзора);
- Управление мероприятиями в области ПБиОТ;
- Ведение справочника НД в области ПБиОТ;
- Ведение деловых партнеров;
- Организация работ повышенной опасности (по наряду-допуску);
- Учет технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
- Управление расследованием происшествий;
- Формирование отчетности в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 23.01.2021 № 25.
Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:
- Анализ бизнес-процессов ОГ, входящих в организационный объем проекта, и выработка унифицированных решений;
- Разработка концептуального проекта Решения по итогам проведенного анализа;
- Разработка ИР «Типовое решение по направлению «Охрана труда и промышленная безопасность» на базе 1С»;
- Обеспечение требований законодательства РФ и ЛНД Компании в области информационной безопасности, в частности:
- Получение согласий работников ОГ, входящих в организационный объем проекта, на обработку персональных данных;
- Формирование списков доступов к ИР (списков пользователей с предоставленными полномочиями).
Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.
От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.
Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:
- Организация и учет оперативной деятельности ключевых сотрудников;
- Планово-контрольная деятельность;
- Инструменты регламентированной и аналитической отчетности.
В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:
- Повышение эффективности работы службы ОТиПБ за счет создания общедоступного информационного ресурса, упрощающего и ускоряющего решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации.
- Сбор и консолидация разносторонней информации из различных смежных информационных систем, эксплуатирующихся на Предприятии:
- Кадровая служба
- Медицинская служба
- Служба подготовки и обучения персонала
- Служба технического обслуживания и ремонта оборудования
- Сбор и консолидация информации, поступающей с программно-аппаратных комплексов и измерительной аппаратуры (АСУ ТП): газоанализаторы, датчики температуры, датчики измерения излучения и т.п.
- Настройка сценариев реагирования информационной системы при достижении пороговых значений в случае опасности и повышения риска здоровья человека.
- Разработка и настройка расчетных механизмов, ускоряющий обработку задач, требующих сложных или объемных вычислительных операции.
- Повышения прозрачности и доступности информации, относящейся к области ОТиБП на Предприятии.
Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.
Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).
На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).
Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:
- штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
- исправительными работами на срок до двух лет;
- лишением свободы на срок до года.
По каким показателям можно судить об успешности мер по улучшению трудовых условий на предприятиях?
Чаще всего при анализе учитывают коэффициент тяжести и коэффициент частоты несчастных случаев на производстве. Помимо них можно использовать оценочные показатели: количество пострадавших в результате несчастных случаев, общее количество дней утраты трудоспособности по всем несчастным случаям, коэффициент частоты смертельного травматизма.
Но данные показатели имеют один существенный недостаток: они не дают полного представления о состоянии охраны труда, так как не учитывают существующие на предприятиях опасные производственные факторы, риски, которые приводят к несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.
Оценка состояния охраны труда — это комплексная сложная работа. Методы и критерии проведения оценки на предприятиях должны регулярно совершенствоваться работодателем. В оценку входят наблюдение и измерение результатов деятельности руководства в обозначенной сфере.
Измерения должны основываться на выявленных на предприятии опасных, вредных для жизни и здоровья производственных факторах, рисках, а также на принятых на себя организацией обязательствах, связанных с политикой и целями по ОТ. Помимо этого, измерения должны поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.
Проверка должна охватывать:
- политику в области охраны труда
- участие работников или их представителей
- обязанности и ответственность
- компетентность и подготовку
- документацию системы управления охраной труда
- передачу и обмен информацией
- планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда
- предупреждающие и контролирующие меры
- предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ними ликвидация их последствий
- материально-техническое снабжение
- подрядные работы
- наблюдение и измерение результатов деятельности
- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их влияние на меры безопасности
- предупреждающие, корректирующие действия
- непрерывное совершенствование
- любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости
Результат проверки — выводы о результативности политики организации, реализации поставленных целей, вовлеченности персонала в процесс обеспечения охраны труда; соответствует ли ситуация требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности предприятия.
Итоги оценки состояния охраны труда на предприятии оформляются отчетом, форму которого определяет работодатель. На основе результатов оценки состояния охраны труда на предприятии работодатель должен регулярно корректировать (или сформировать) политику, цели, задачи по совершенствованию системы управления охраной труда на предприятии.
Условия безопасности и охраны труда
Самым важным условием для работодателя является обеспечение работнику максимально комфортных и безопасных условий труда. На безопасность условий труда оказывают влияние факторы производственной среды, в которых трудится работник. Понятно, что есть ряд производств, где работодатель не может полностью обеспечить безопасность условий труда.
Работодатель также обязан выполнять меры защиты от чрезвычайных ситуаций, принятых региональными властями или органами местного самоуправления. Например, в г. Москве работодателей обязали организовать обследование работников на коронавирус.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст.212 ТК РФ).
Условия организации безопасности труда
Что должен сделать работодатель, чтобы обеспечить работнику безопасные условия труда?
Как говорил М. А. Булгаков — «кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится».
Поэтому работодатель обязан обеспечить (ст.212 ТК РФ):
Все эти средства должны выдаваться согласно установленным нормам работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Причем работодатель должен обеспечить работников СИЗами не с местного китайского рынка, а сертифицированными.
Например, предоставление перерывов для кормления женщин с детьми до 1,5 лет.
Чтобы определить безопасные условия труда на рабочем месте, необходимо провести спецоценку.
Работодатель должен проводить определенный комплекс мероприятий для организации безопасности труда и делать это не от времени к времени, а непрерывно.