- Основные функции и задачи
- Почему потребовалось менять положение?
- постановление правительства рф от 21.07.2021 n 1230 "об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (с изменениями и дополнениями) | гарант
- Виды надзора и контроля за безопасностью труда
- Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?
- Надзор и контроль за охраной труда
- Новым положением актуализирован предмет контроля
- Проверки органов государственного надзора за охраной труда
Основные функции и задачи
К сфере деятельности Управления общепромышленного надзора относится функция по организации и осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации, техническом перевооружении, консервации, ликвидации химически опасных и взрывопожароопасных производственных объектов химического, оборонно-промышленного и иных производственных и хозяйственных комплексов, взрывопожароопасных объектов хранения и переработки растительного сырья, объектов транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах.
Основными задачами Управления общепромышленного надзора являются:
— организация и осуществление государственного надзора на опасных производственных объектах, в сфере деятельности Управления;
— методическое руководство и контроль за деятельностью территориальных органов Службы по вопросам организации и осуществления контрольно-надзорных полномочий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах в установленной сфере деятельности;
— организация работы по нормативно-правовому регулированию вопросов промышленной безопасности в установленной сфере деятельности;
— планирование и осуществление мероприятий по реализации предложений в части повышения уровня промышленной безопасности на объектах в установленной сфере деятельности.
Почему потребовалось менять положение?
Мы продолжаем раскрывать тему реформы контрольно-надзорной деятельности, начатую в прошлом номере[1]. В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства ведет ГИТ. Положение об этом виде контроля утверждает Правительство.
С 1 июля 2021 года действует Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ[2], поэтому правительству пришлось разработать новое Положение о проведении проверок ГИТ. С 23 июля 2021 года ГИТ применяет новое Положение[3] взамен прежнего[4]. Старое Положение действовало почти 9 лет, новому Положению отведен срок менее 2 лет.
Документом установлено, что предметом контроля и надзора является соблюдение нанимателями норм трудового законодательства, включая законодательство в сферах СОУТ и обеспечения доступности специальных рабочих мест и условий труда для инвалидов. Контролирующим органом по-прежнему является Роструд и его подразделения.
На контрольно-надзорные правоотношения распространяются нормы недавно вступившего в силу Федерального закона № 248-ФЗ, а также положения ст. 353-365 ТК РФ.
Как и раньше, полномочия федеральной инспекции труда закреплены в разделе II Положения о Роструде[5]. Основные права и обязанности государственных инспекторов труда приведены в пп. 6, 8 Административного регламента[6].
Полномочия государственных инспекторов труда в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях предусмотрены ст. 23.12 КоАП РФ.
Разберемся, изменится ли наша работа в плане взаимодействия с ревизорами. А если изменится, то как?
Обратите внимание
Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных контрольных (надзорных) мероприятий, не завершенных до 1 июля 2021 г., осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, мероприятий (ч. 8 ст.
постановление правительства рф от 21.07.2021 n 1230 "об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (с изменениями и дополнениями) | гарант
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июля 2021 г. N 1230
Положение
о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — государственный контроль (надзор).
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда) (далее — территориальные органы).
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются:
а) руководитель Федеральной службы по труду и занятости — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
б) руководитель структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), — главный государственный инспектор труда, его заместители;
в) начальник отдела структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), — главный государственный инспектор труда, его заместитель;
г) главный государственный инспектор труда, старший государственный инспектор труда, государственный инспектор труда отдела структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного контроля (надзора);
д) руководитель территориального органа — главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации, его заместители;
е) руководители структурных подразделений соответствующих территориальных органов — главные государственные инспектора труда, их заместители;
ж) главный государственный инспектор труда, старший государственный инспектор труда, государственный инспектор труда соответствующих территориальных органов.
6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон о контроле (надзоре) и статьи 353 и 354 — 365 Трудового кодекса Российской Федерации.
7. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей и другими организациями.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
10. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
12. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению.
14. При поступлении сведений о соответствии объекта контроля иной категории риска либо об изменении критериев риска соответствующим должностным лицом, указанным в пункте 13 настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней со дня поступления таких сведений принимается решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается на основании заявления контролируемого лица должностным лицом, которым ранее соответствующий объект контроля был отнесен к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, в орган, уполномоченный на отнесение объекта контроля к соответствующей (более низкой) категории риска.
Решение об отнесении деятельности контролируемого лица к более высокой категории риска принимается должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченными на отнесение объекта контроля к соответствующей (более высокой) категории риска.
15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска:
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, выездная проверка проводится один раз в 2 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, выездная проверка проводится один раз в 3 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, выездная проверка проводится один раз в 5 лет;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, выездная проверка проводится один раз в 6 лет.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
17. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии с положениями статьи 46 Закона о контроле (надзоре) по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
18. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии с положениями статьи 47 Закона о надзоре (контроле).
19. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, за предыдущий год.
20. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя Федеральной службы по труду и занятости и размещается на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 1 июня текущего года.
21. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в соответствии с положениями статьи 49 Закона о контроле (надзоре).
22. В случае наличия в Федеральной службе по труду и занятости или ее территориальных органах сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
23. Контролируемое лицо в течение 10 дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение направляется в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, предусмотренном статьей 21 Закона о надзоре (контроле), на указанный в предостережении адрес электронной почты контрольного (надзорного) органа, либо иными указанными в предостережении способами.
Возражение должно содержать:
фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
сведения о предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований и должностном лице, направившем такое предостережение;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований.
В возражении излагаются доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований.
Возражение рассматривается уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости или ее территориальных органов, по результатам рассмотрения направляется контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения ответ.
24. Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
27. По итогам консультирования информация в письменной форме не предоставляется контролируемым лицам, их представителям, за исключением случаев консультирования по вопросам, указанным в пункте 26 настоящего Положения, на основании обращения контролируемых лиц, их представителей, поступившего в письменной форме или в форме электронного документа, в сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
28. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
29. В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений от различных контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного руководителем Федеральной службы по труду и занятости — главным государственным инспектором труда Российской Федерации или его заместителем, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
30. Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов осуществляют учет консультаций.
31. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Федеральной службы по труду и занятости или ее территориального органа в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии с положениями статьи 52 Закона о контроле (надзоре).
33. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 8 часов.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
36. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
37. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в случаях проведения:
выездной проверки;
инспекционного визита;
рейдового осмотра.
Если в ходе контрольных (надзорных) действий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись, об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи должно обеспечивать фиксацию даты, времени и места их проведения.
Материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, полученные с применением фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
38. Работодатель — физическое лицо и индивидуальный предприниматель, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Федеральную службу по труду и занятости или ее территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае их временной нетрудоспособности, а также в случаях катастрофы природного или техногенного характера, эпидемии или эпизоотии, введения чрезвычайного или военного положения. В указанных случаях проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган, за исключением случаев, когда проведение контрольного (надзорного) мероприятия возможно без его участия.
39. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля в соответствии с положениями статьи 70 Закона о контроле (надзоре).
41. Рейдовый осмотр проводится в отношении контролируемых лиц, осуществляющих деятельность на объектах, которыми владеет, пользуется или управляет другой работодатель (иное лицо), в соответствии с положениями статьи 71 Закона о контроле (надзоре).
43. Документарная проверка проводится в соответствии с положениями статьи 72 Закона о контроле (надзоре).
45. Документарная проверка проводится с учетом требований законодательства об охраняемой законом тайне.
47. Выездная проверка проводится в соответствии с положениями статьи 73 Закона о контроле (надзоре).
VII. Ключевые показатели государственного контроля (надзора) и их целевые значения
54. Ключевыми показателями государственного контроля (надзора), являются:
Приложение
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
за соблюдением трудового
законодательства и иных
нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права
Критерии
отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к определенной категории риска
1. Объекты контроля относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
а) высокий риск — в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
б) значительный риск — в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;
в) средний риск — в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;
г) умеренный риск — в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;
д) низкий риск — в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.
4. Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) при осуществлении определенного вида деятельности определяется по формуле:
ПВ = 4 С 2
Т1 0,5
Л,
где:
С — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли;
Т 1 — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли;
Л — количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, пострадавших в результате легких несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли.
6. Для работодателей значение коэффициента устойчивости их добросовестного поведения, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), определяется индивидуально для каждого работодателя.
7. Значение коэффициента устойчивости поведения работодателя, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), рассчитывается на основе переменных показателей деятельности хозяйствующих субъектов исходя из показателей, учитывающих соблюдение законодательства в сфере труда, по формуле:
Ку = Кт Кз Кадм,
где:
Кт — индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма;
Кз — индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год, равный 0,3. При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год Кз равен 0;
Кадм — индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 года, предшествующих текущему году, равный 0,1.
8. Индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма (Кт) рассчитывается по формуле:
Кт = Ктт Ктл,
где:
Ктт — показатель наличия тяжелых несчастных случаев, признанных случаями, связанными с производством, за год, предшествующий текущему году, равный 0,4 за каждый тяжелый несчастный случай, признанный связанным с производством;
Ктл — показатель наличия легких несчастных случаев, признанных случаями, связанными с производством, за год, предшествующий текущему году, равный 0,1, за каждый легкий несчастный случай, признанный случаем, связанным с производством.
10. При отсутствии сведений, указанных в пункте 9 настоящего документа, в статистической и ведомственной отчетности индивидуальные коэффициенты показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда равны нулю.
11. При наличии смертельного несчастного случая, признанного случаем, связанным с производством (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц), за 3 года, предшествующих текущему году, присваивается высокая категория риска.
12. При отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих текущему году), тяжелого травматизма (за год, предшествующий текущему году), факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий текущему году) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 — 4 статьи 5.27 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного за год, предшествующий текущему году, категория риска, присвоенная деятельности работодателя, подлежит снижению до следующей категории риска.
Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.
Приложение
к критериям отнесения объектов
федерального государственного контроля
(надзора) за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, к определенной
категории риска
Перечень
значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности
Наименование основного вида деятельности в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности |
Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) |
|
1. |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A) |
0,49 |
2. |
Добыча полезных ископаемых (B) |
1,49 |
3. |
Обрабатывающие производства (C) |
0,96 |
4. |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D) |
0,99 |
5. |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E) |
0,97 |
6. |
Строительство (F) |
0,87 |
7. |
Транспортировка и хранение (H) |
0,85 |
8. |
Деятельность в области информации и связи (J) |
0,58 |
9. |
Образование (P) |
0,44 |
10. |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q) |
0,57 |
11. |
Прочие виды экономической деятельности |
0,2 |
Виды надзора и контроля за безопасностью труда
В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:
Государственный.Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;
Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;
Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ.
Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.
Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?
Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия.
Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др.
По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.
Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ.
В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.
Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.
Надзор и контроль за охраной труда
Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:
1. Регулярно проводят проверки:
• состояния оборудования, территории, сооружений;• правильности ведения документации по ОТ;• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;
2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.
3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.
4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.
5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.
6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.
7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.
8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.
9. Проводят вводные инструктажи.
10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.
11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.
12. Хранят документацию по ОТ.
Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба охраны труда подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.
Новым положением актуализирован предмет контроля
Согласно новому Положению предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о СОУТ, иных НПА, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.
Старое Положение ограничивало предмет плановых проверок проверочными листами.
Новое Положение определило объектами госконтроля:
• деятельность, действия (бездействие) работодателей — юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — контролируемые лица);
• деятельность организаций, осуществляющих проведение СОУТ.
Акцентируем внимание специалистов и ответственных лиц, у которых под контролем трудятся люди с ограниченными возможностями здоровья, на второй части определения, поскольку охрана труда инвалидов для многих вещь не понятная.
Проверки органов государственного надзора за охраной труда
Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:
• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.
Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия.