ГОСТ Р 54523-2011
Дата введения 2012-03-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”
Сведения о стандарте
1
РАЗРАБОТАН Ассоциацией экспертных организаций по техническому контролю
портовых гидротехнических сооружений “Морпортэкспертиза” с участием
Общества с ограниченной ответственностью “Балтморпроект”, Общества с
ограниченной ответственностью “Технический центр “Гарант”, Общества с
ограниченной ответственностью “Научно-производственное объединение
“Гидротекс”, Общества с ограниченной ответственностью
“Научно-производственная фирма “ГТ Инспект”, Общества с ограниченной
ответственностью “Морское строительство и технологии”, Общества с
ограниченной ответственностью “Фертоинг”, Открытого акционерного
общества “Дальневосточный научно-исследовательский,
проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт
морского флота”, Закрытого акционерного общества “Научно-проектный
институт “Исследование мостов и других инженерных сооружений”, Закрытого
акционерного общества “МИДО”, Открытого акционерного общества
“Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского
транспорта “Союзморниипроект”, Открытого акционерного общества
“Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по
развитию и эксплуатации флота”
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 “Морфлот”
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2011 г. N 600-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и
поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях
“Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”.
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в
информационной системе общего пользования – на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет
- Нормативные ссылки
- Термины и определения
- 3.1 Безопасность портовых гидротехнических сооружений
- 3.2 Портовая гидротехника и сооружения
- 3.3 Причальные сооружения
- 3.4 Оградительные сооружения
- 3.5 Берегоукрепительные и берегозащитные сооружения
- 3.6 Судоподъемные сооружения
- 3.7 Водные пути и акватории
- 3.8 Элементы портовых гидротехнических сооружений
- 3.9 Техническое состояние сооружений
- 3.10 Эксплуатация сооружений
- 3.11 Техническое обслуживание сооружений
- Общие правила проведения обследования и мониторинга технического состояния сооружений
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений
ГОСТ Р 27.002-2009 Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ Р 53231-2008 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности
ГОСТ Р 53340-2009 Приборы геодезические. Общие технические условия
ГОСТ Р 53778-2010 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Общие требования
ГОСТ 9.101-2002 Единая система защиты от коррозии и старения. Основные положения
ГОСТ 9.407-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки вида
ГОСТ 9.908-85
Единая система защиты от коррозии и старения. Металлы и сплавы. Методы
определения показателей коррозии и коррозионной стойкости
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 21.204-93
Система проектной документации для строительства. Условные графические
обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений
транспорта
ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7564-97 Прокат. Общие правила отбора проб, заготовок и образцов для механических и технологических испытаний
ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю
ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования
ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия
ГОСТ 10529-96 Теодолиты. Общие технические условия
ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов
ГОСТ 12503-75 Сталь. Методы ультразвукового контроля. Общие требования
ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости
ГОСТ 12730.1-78 Бетоны. Методы определения плотности
ГОСТ 12730.2-78 Бетоны. Метод определения влажности
ГОСТ 12730.3-78 Бетоны. Метод определения водопоглощения
ГОСТ 12730.4-78 Бетоны. Методы определения показателей пористости
ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 16483.0-89 Древесина. Общие требования к физико-механическим испытаниям
ГОСТ 16483.1-84 Древесина. Метод определения плотности
ГОСТ 16483.2-70 Древесина. Метод определения условного предела прочности при местном смятии поперек волокон
ГОСТ 16483.3-84 Древесина. Метод определения предела прочности при статическом изгибе
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытание и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 17624-87 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ 19223-90 Светодальномеры геодезические. Общие технические условия
ГОСТ 19919-74 Контроль автоматизированный технического состояния изделий авиационной техники. Термины и определения
ГОСТ 20415-82 Контроль неразрушающий. Методы акустические. Общие положения
ГОСТ 21779-82 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Технологические допуски
ГОСТ 21830-76 Приборы геодезические. Термины и определения
ГОСТ 22268-76 Геодезия. Термины и определения
ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа
ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 22783-77 Бетоны. Метод ускоренного определения прочности на сжатие
ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры
ГОСТ 24846-81 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений
ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация
ГОСТ 26134-84 Бетоны. Ультразвуковой метод определения морозостойкости
ГОСТ 30416-96 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения
Примечание
– При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие
ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю
“Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января
текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным
указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт
заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный
стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на
него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Безопасность портовых гидротехнических сооружений
3.1.1 безопасность портового гидротехнического сооружения:
Свойство портового гидротехнического сооружения, позволяющее
обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей,
окружающей среды и хозяйственных объектов.
3.1.2 критерии безопасности портового гидротехнического сооружения:
Предельные значения количественных и качественных показателей
технического состояния портового гидротехнического сооружения и условий
его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии.
3.1.3 обеспечение безопасности портового гидротехнического сооружения: Разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
3.1.4 чрезвычайная ситуация:
Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии
гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за
собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей
природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей.
3.2 Портовая гидротехника и сооружения
3.2.1 портовая гидротехника:
Отрасль науки и техники, охватывающая вопросы использования в
транспортных целях водных ресурсов, их охраны и борьбы с вредным
действием вод с помощью инженерных сооружений.
3.2.2 портовые гидротехнические сооружения:
Инженерно-технические сооружения (причалы, рейдовые перегрузочные
комплексы, оградительные, берегоукрепительные и судоподъемные
сооружения, а также подходные каналы и акватории, подводные сооружения,
созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные
на территории и (или) акватории порта, взаимодействующие с водной
средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания,
стоянки и обслуживания судов, грузопереработки и обслуживания
пассажиров.
3.2.3 гравитационное сооружение: Сооружение, устойчивость которого на сдвиг и опрокидывание обеспечивается его собственной массой.
3.2.4 свайное сооружение:
Сооружение с основанием из свай, прочность и устойчивость которого
обеспечивается несущей способностью свай и сопротивлением грунта.
3.2.5 сооружение типа больверк: Стенка из погруженных сплошным рядом в грунт основания вертикальных свайных элементов, воспринимающая давление грунта засыпки.
3.2.6 ячеистое сооружение:
Сооружение из замкнутых ячеек с заполнением грунтом, прочность и
устойчивость которого обеспечивается сопротивлением элементов
ограждения, массой засыпки и сопротивлением грунта основания.
3.2.7 сооружение мостового типа:
Сооружение с верхним строением пролетного типа, устойчивость которого
обеспечивается сопротивлением отдельных опор и грунта основания.
3.2.8 оторочка: Сооружение в виде пристройки перед существующим сооружением.
3.2.9 секция сооружения: Часть сооружения, отделенная от других его частей сквозными конструктивными швами или одним швом.
3.3 Причальные сооружения
3.3.1 причал: Устройство или сооружение, предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов.
3.3.2 плавучий причал: Причал из системы плавучих элементов.
3.3.3 рейдовый причал: Причал на рейде из одиночных плавучих средств или стационарных опор.
3.3.4 рейдовый перегрузочный комплекс: Рейдовый причал, оснащенный технологическим перегрузочным оборудованием.
3.3.5 островной причал: Стационарное причальное сооружение на внешнем рейде или в открытом море.
3.3.6 набережная: Причальное сооружение, примыкающее к берегу и расположенное вдоль уреза воды.
3.3.7 набережная-стенка:
Причальное сооружение, включающее в свою конструкцию сплошную стенку и
воспринимающее боковое давление грунта со стороны берега.
3.3.8 набережная-эстакада: Причальное сооружение, возводимое на откосе берега так, что боковое давление грунта на конструкцию практически исключается.
3.3.9 пирс: Причальное сооружение, выступающее от берега в акваторию порта и допускающее швартовку судов не менее чем с двух сторон.
3.3.10 пал: Сооружение в виде одиночной опоры для швартовки, упора или направления движения судов и других плавсредств.
3.3.11 жесткий пал: Пал, поглощающий энергию подходящего судна деформацией отбойных устройств или используемый для закрепления швартовов.
3.3.12 гибкий пал: Пал, поглощающий энергию подходящего судна в основном за счет деформации конструкции сооружения.
3.4 Оградительные сооружения
3.4.1 оградительное сооружение: Сооружение для защиты акватории порта или береговой полосы от волнения, течений, наносов и льда.
3.4.2 мол: Оградительное сооружение, сопряженное одной оконечностью (корневой частью) с берегом или искусственно образованной территорией.
3.4.3 волнолом: Оградительное сооружение, не имеющее сопряжения с берегом.
3.4.4 оградительное сооружение вертикального типа: Сооружение в виде гравитационной стенки, свайной или ячеистой конструкции, отражающей подходящую волну.
3.4.5 откосное оградительное сооружение: Сооружение из наброски камня, бетонных массивов или фасонных блоков, частично или полностью гасящее волновую энергию.
3.4.6 оградительное сооружение смешанного (откосно-вертикального) типа: Сооружение, состоящее из сочетания элементов вертикального и откосного типа.
3.4.7 сквозное оградительное сооружение:
Сооружение мостового типа, гасящее волновую энергию в верхней части
водной толщи и задерживающее лед конструкцией опоры и пролетным
строением.
3.4.8 голова (головная часть) оградительного сооружения: Усиленная оконечность волнолома или мола у ворот порта.
3.5 Берегоукрепительные и берегозащитные сооружения
3.5.1 берегоукрепительное сооружение: Сооружение для защиты берега от размыва и обрушения при воздействии волнения, течений и льда.
3.5.2 берегозащитная стенка: Стенка для защиты берега и прилегающей к нему территории от воздействия волнения, течений и льда.
3.5.3 берегозащитный волнолом:
Сооружение, расположенное на акватории вдоль берега, для защиты от
разрушения береговой полосы волнением и для накопления и удержания
наносов от перемещения.
3.5.4 буна: Преграда, примыкающая к береговой линии под углом, для удержания и накопления движущихся вдоль берега наносов.
3.5.5 траверс: Подводная преграда, примыкающая к берегозащитному волнолому и берегу, для накопления наносов.
3.5.6 шпора: Защитное сооружение, примыкающее одной оконечностью к оградительному сооружению или дамбе.
3.5.7 береговая одежда:
Крепление берегового откоса для защиты берега от воздействия волнения,
течения и льда, а также грунтовых вод, выходящих на откосе, и
поверхностных вод, стекающих с берега.
3.6 Судоподъемные сооружения
3.6.1 судоподъемное сооружение: Сооружение, обеспечивающее осушение подводной части судна для его осмотра и ремонта.
3.6.2 сухой док:
Сооружение для осмотра, ремонта и строительства судов в осушаемом
бассейне, в котором судно устанавливается ниже уровня воды в акватории.
3.6.3 наливной док: Док, в котором судно устанавливается на стапельные места в камере выше уровня воды в акватории.
3.6.4 эллинг: Сооружение для перемещения судна по наклонной плоскости и установки его для ремонта на спусковом стапеле.
3.6.5 слип: Сооружение для перемещения судна по наклонной плоскости и установки на стапельные площадки.
3.6.6 судоподъемник: Сооружение, в котором судно перемещается в вертикальном направлении на подъемной платформе.
3.7 Водные пути и акватории
3.7.1 акватория порта:
Водная поверхность порта в установленных границах, включающая в себя
входной, внутренний и внешний рейды и обеспечивающая в своей судоходной
части маневрирование и стоянку судов.
3.7.2 внутренняя акватория:
Часть акватории порта, полностью или частично защищенная от внешнего
воздействия волнения, течений, наносов и льда оградительными
сооружениями или берегами.
3.7.3 входной рейд: Часть внутренней акватории порта для осуществления маневров судов при их входе или выходе из порта.
3.7.4 внутренний рейд: Часть внутренней акватории порта для отстоя судов или производства перегрузочных операций на плаву.
3.7.5 внешний рейд: Часть акватории порта за пределами внутренней акватории для отстоя судов или стоянки их у рейдовых причалов.
3.7.6 операционная акватория: Часть внутренней акватории порта для выполнения маневров при швартовных операциях и перестановки судов или других плавсредств.
3.7.7 бассейн: Часть акватории порта, примыкающая к береговой линии и ограниченная причальными или другими сооружениями.
3.7.8 водные пути: Участки водоемов и водотоков, используемые для судоходства.
3.7.9 судоходный канал:
Искусственное углубление водоема или водотока по судовому ходу,
оснащенное средствами навигационного оборудования и обеспечивающее
безопасный проход судов через мелководье и участки суши при движении
судов по водным путям или на подходах к портам.
3.7.10 фарватер: Судовой ход на естественных глубинах, огражденный знаками навигационной обстановки.
3.7.11 отсчетный уровень: Условная отметка поверхности воды в районе порта с заданной обеспеченностью.
3.7.12 нуль глубин: Уровень воды, к которому приводятся глубины.
3.7.13 проектная глубина: Глубина от отсчетного уровня воды, определенная для расчетного судна с учетом всех необходимых нормативных запасов.
3.7.14 навигационная глубина:
Гарантированная глубина, обеспечивающая проход расчетного судна в
течение всего навигационного периода при самых неблагоприятных расчетных
условиях.
3.7.15 верхняя бровка канала: Граница перехода от естественного дна водоема или территории к искусственной выемке.
3.7.16 нижняя бровка канала: Граница, разделяющая откос и дно канала.
3.7.17 откос канала: Боковая поверхность между верхней и нижней бровками канала.
3.8 Элементы портовых гидротехнических сооружений
3.8.1 обыкновенный массив: Блок в виде призмы из бетона или бутобетона.
3.8.2 пустотелый массив: Блок из бетона или железобетона со сквозными ячейками.
3.8.3 ячеистый массив: Пустотелый массив из бетона с днищем.
3.8.4 берменный массив: Бетонный блок в виде призмы для защиты от размывания каменной постели оградительного сооружения.
3.8.5 бордюрный (упорный) массив: Бетонный блок для окаймления наброски по подошве откоса.
3.8.6 фасонный блок:
Бетонный или железобетонный блок сложной формы для наброски и укладки в
подпричальные откосы, оградительные и берегоукрепительные сооружения.
3.8.7 курсовая кладка массивов: Правильная кладка массивов горизонтальными рядами с перевязкой швов.
3.8.8 курс массивовой кладки: Горизонтальный ряд массивов в курсовой кладке.
3.8.9 ряж:
Конструкция коробчатой формы из деревянных или железобетонных элементов
с отсеками, заполняемыми частично или полностью камнем или сыпучими
естественными материалами.
3.8.10 массив-гигант:
Железобетонный ящик с днищем, разделенный внутренними перегородками на
отсеки и заполняемый бетоном или камнем и другими сыпучими естественными
материалами.
3.8.11 лицевая плита: Вертикальная плита конструкции набережной уголкового профиля, ограждающая засыпку и опирающаяся на фундаментную плиту.
3.8.12 фундаментная плита: Горизонтальная панель гравитационного сооружения уголкового профиля, передающая нагрузку от сооружения на грунт основания.
3.8.13 верхнее строение: Верхняя надводная часть сооружения, служащая для распределения и передачи нагрузок на сооружение.
3.8.14 ростверк: Верхнее строение, опирающееся на сваи или сваи-оболочки.
3.8.15 парапет: Стенка на верхнем строении сооружения, служащая волнозащитным или архитектурным элементом.
3.8.16 козловая опора: Система из наклоненных в разные стороны свай, соединенных в головах.
3.8.17 подпричальный откос: Откос под ростверком причального сооружения.
3.8.18 анкерная тяга:
Устройство для передачи горизонтального усилия от лицевой стенки на
анкерную опору или для связи взаимозаанкеренных конструкций.
3.8.19 анкерная плита: Анкерная опора в виде вертикальной или наклонной панели.
3.8.20 анкерная стенка: Анкерная опора из ряда погруженных в грунт свай.
3.8.21 распределительный пояс:
Горизонтальная балка по лицевой или анкерной стенке больверка для
распределения усилий по анкерам и передаче их на анкерную стенку.
3.8.22 надстройка причала: Конструкция верхней части сооружения для ограждения засыпки и облицовки стенки причала.
3.8.23 надстройка оградительного (берегоукрепительного) сооружения: Конструкция верхней части сооружения для отражения волн и ограждения акватории (территории) порта от льда.
3.8.24 оголовок: Продольная соединительная балка по головам свай и свай-оболочек лицевой стенки больверка или анкерной стенки.
3.8.25 экранирующая стенка: Продольный ряд вертикальных элементов в засыпке, снижающих давление грунта на лицевую стенку больверка.
3.8.26 разгрузочная платформа: Горизонтальная плита на отдельных опорах в засыпке, снижающая давление грунта на лицевую стенку причального сооружения.
3.8.27 швартовная тумба: Устройство для закрепления судов у причального сооружения.
3.8.28 швартовный рым:
Устройство в виде металлического кольца круглой, эллиптической или
другой формы, устанавливаемое на причальном сооружении и предназначенное
для закладывания в него судовых снастей в целях обеспечения швартовки
катеров и малотоннажных судов.
3.8.29 швартовный откидной гак: Устройство в виде крюка самоотдающейся конструкции для быстрого освобождения швартовов.
3.8.30 мертвый якорь: Стационарное устройство для удержания плавучих объектов в заданном месте.
3.8.31 отбойное устройство:
Амортизирующая система для гашения энергии навала судна, уменьшения
нагрузки на причальное сооружение и борт судна и предохранения их от
механических повреждений.
3.8.32 отбойная свая: Отбойное устройство из одиночной сваи, погруженной перед причальным сооружением и опирающейся на его надстройку.
3.8.33 отбойная стенка: Отбойное устройство в виде свайной стенки с оголовком, использующее упругую податливость свай.
3.8.34 колесоотбойный брус: Ограждающая продольная балка у кордонной линии причала.
3.8.35 постель:
Конструктивный элемент гидротехнического сооружения, служащий для
распределения давления от сооружения на большую площадь естественного
основания, его защиты от размыва, выравнивания поверхности дна.
3.8.36 разгрузочная каменная призма: Отсыпь камня за сооружением для уменьшения давления грунта.
3.8.37 обратный фильтр: Послойная или однослойная отсыпка щебня, гравия и песка различных фракций для устранения выноса грунта засыпки.
3.8.38 грунтонепроницаемая завеса: Устройство, перекрывающее стыки между элементами конструкции для устранения выноса грунта.
3.8.39 дренажное устройство:
Устройство для исключения избыточного гидростатического давления
грунтовых вод на стенку сооружения со стороны грунта засыпки путем сбора
и отвода вод.
3.8.40 оболочка большого диаметра:
Железобетонная или стальная конструкция цилиндрической или
полигональной формы с отношением диаметра к высоте наддонной части не
менее 0,7, устанавливаемая непосредственно на грунт основания, постель
или частично заглубляемая в донный грунт и заполняемая песком, щебнем
или камнем.
3.8.41 капитель: Уширенная головная часть сваи, соединяющая ее с верхним строением сооружения.
3.9 Техническое состояние сооружений
3.9.1 техническое состояние:
Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств
сооружения (элемента), характеризуемая в определенный момент времени
признаками, установленными технической документацией.
3.9.2 категория технического состояния:
Степень эксплуатационной пригодности строительной конструкции
(элемента) или сооружения в целом, установленная в зависимости от доли
снижения их эксплуатационных характеристик. Категориями технического
состояния являются нормативное, работоспособное,
ограниченно-работоспособное, неработоспособное, предельное (аварийное)
состояние и др.
3.9.3 оценка технического состояния:
Установление категории технического состояния строительных конструкций
(элемента) или сооружений в целом путем сравнения совокупности
фактических характеристик их технического состояния с установленными
проектом или нормативным документом.
3.9.4 признак технического состояния:
Качественная или количественная характеристика технического состояния
сооружения (элемента), установленная технической документацией.
3.9.5 показатель технического состояния: Количественная характеристика технического состояния сооружения (элемента), установленная технической документацией.
3.9.6 годность к эксплуатации:
Категория технического состояния сооружения, при котором допускается
его использование по назначению в установленном режиме эксплуатации.
3.9.7 нормативное техническое состояние:
Категория технического состояния, при котором все количественные и
качественные характеристики технического состояния строительных
конструкций сооружения (элемента) соответствуют установленным в
проектной или нормативной документации значениям с учетом пределов их
изменения.
3.9.8 работоспособное техническое состояние:
Категория технического состояния, при которой некоторые характеристики
технического состояния строительных конструкций (элементов) или
сооружения в целом не отвечают требованиям проекта или норм, но
имеющиеся нарушения требований, в конкретных условиях эксплуатации, не
приводят к нарушению работоспособности, и необходимая эксплуатационная
пригодность обеспечивается, несмотря на наличие дефектов.
3.9.9 ограниченно-работоспособное техническое состояние:
Категория технического состояния строительных конструкций (элементов)
или сооружения в целом, при котором их работоспособность обеспечивается
при изменении (ограничении) режима эксплуатации.
3.9.10 неработоспособное состояние: Состояние сооружения (элемента), при котором оно неспособно выполнять свои функции.
3.9.11 предельное (аварийное) состояние:
Состояние сооружения (элемента), при котором его дальнейшая
эксплуатация недопустима по причинам опасности либо нецелесообразна
исходя из экологических или экономических причин.
3.9.12 дефект: Каждое отдельное несоответствие сооружения (элемента) установленным требованиям.
3.9.13 критический дефект: Дефект, при наличии которого использование сооружения (элемента) по назначению практически невозможно или недопустимо.
3.9.14 значительный дефект:
Дефект, который существенно влияет на использование сооружения
(элемента) по назначению и (или) на его долговечность, но не является
критическим.
3.9.15 малозначительный дефект: Дефект, который существенно не влияет на использование сооружения (элемента) по назначению и его долговечность.
3.9.16 повреждение:
Дефект, появившийся на сооружении или его элементе в результате
механического, коррозионного, химического, биологического или иного
воздействия.
3.9.17 физический износ сооружения: Ухудшение технических и связанных с ними эксплуатационных показателей сооружения, вызванное объективными причинами.
3.9.18 отказ: Потеря способности сооружения (элемента) выполнять требуемую функцию.
3.9.19 срок службы:
Продолжительность эксплуатации сооружения (элемента) или ее
возобновления после капитального ремонта или реконструкции до
наступления предельного состояния.
3.9.20 остаточный срок службы: Срок службы, исчисляемый от текущего момента времени.
3.10 Эксплуатация сооружений
3.10.1 эксплуатация:
Использование сооружения по функциональному назначению с проведением
необходимых мероприятий по сохранению состояния конструкций, при которых
они способны выполнять заданные функции с параметрами, установленными
требованиями технической документации.
3.10.2 техническая эксплуатация: Комплекс операций, включающих техническое обслуживание сооружения и его ремонт.
3.10.3 условия эксплуатации: Совокупность факторов, действующих на сооружение при его эксплуатации.
3.10.4 режим эксплуатации:
Интенсивность использования сооружения по назначению с параметрами,
определяемыми проектом или установленными в процессе эксплуатации
сооружения.
3.10.5 ввод в эксплуатацию: Событие, фиксирующее готовность сооружения к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке.
3.10.6 вывод из эксплуатации:
Событие, фиксирующее невозможность или нерациональность дальнейшего
использования по назначению и ремонта сооружения и документально
оформленное в установленном порядке.
3.11 Техническое обслуживание сооружений
3.11.1 техническое обслуживание:
Совокупность всех технических и организационных действий, направленных
на поддержание или возвращение изделия в работоспособное состояние.
3.11.2 технический контроль:
Проверка соответствия сооружения (элемента), процессов строительства,
ремонта и обслуживания, а также соответствующей технической документации
установленным техническим требованиям.
3.11.3 система контроля:
Совокупность средств контроля, исполнителей и объектов контроля,
взаимодействующих по правилам, установленным соответствующей нормативной
документацией.
3.11.4 объекты технического контроля:
Подвергаемые контролю элементы, конструкции и сооружения в целом,
процессы их создания и эксплуатации, а также соответствующая техническая
документация.
3.11.5 алгоритм контроля:
Программа, определяющая содержание и порядок выполнения контрольных
операций, состав объектов и средств контроля и последовательность
действий исполнителей, необходимых и достаточных для выполнения
контроля.
3.11.6 технический осмотр:
Контроль, осуществляемый в основном с помощью органов чувств и, в
случае необходимости, средств контроля, номенклатура которых установлена
соответствующей документацией.
3.11.7 визуальный контроль: Контроль, при котором первичная информация воспринимается органами зрения.
3.11.8 измерительный контроль: Контроль, осуществляемый с применением средств измерений.
3.11.9 неразрушающий контроль:
Контроль с применением методов, средств и технологий технического
контроля конструктивных элементов сооружения, не разрушающих и не
ухудшающих их пригодность к эксплуатации.
3.11.10 обследование сооружения: Определение качественных и количественных характеристик технического состояния сооружения.
3.11.11 комплексное обследование сооружения:
Система операций по определению качественных и количественных
характеристик технического состояния сооружения, выполняемых с
установленной периодичностью.
3.11.12 предпроектное обследование: Обследование, предшествующее ремонтно-восстановительным работам, выполняемое по техническому заданию на проектные работы.
3.11.13 освидетельствование сооружения:
Прямое или косвенное определение и документальное подтверждение
годности сооружения к эксплуатации, осуществляемое в установленном
порядке.
3.11.14 мониторинг технического состояния сооружения:
Система наблюдений и контроля сооружения, проводимых по определенной
программе в процессе его эксплуатации в целях оценки технического
состояния.
3.11.15 испытания:
Экспериментальное определение количественных и (или) качественных
характеристик объекта в реальных условиях согласно установленной
процедуре.
3.11.16 специализированная организация:
Физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим
законодательством на проведение работ по обследованию,
освидетельствованию и мониторингу технического состояния сооружений.
3.11.17 ремонт:
Комплекс операций по восстановлению работоспособности и ресурса
сооружения или его составных частей (видами ремонта являются текущий
ремонт и капитальный ремонт).
3.11.18 текущий ремонт: Комплекс операций, предусматривающих замену или восстановление отдельных элементов конструкции сооружения.
3.11.19 капитальный ремонт: Ремонт, выполняемый для восстановления ресурса сооружения с заменой или восстановлением любых его частей.
3.11.20 реконструкция: Комплекс операций по улучшению сооружения для его использования при новом режиме эксплуатации и (или) изменения его назначения.
3.11.21 восстановление:
Комплекс мероприятий, обеспечивающих возвращение сооружения в
работоспособное состояние с устранением повреждений его элементов.
3.11.22 усиление:
Комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение несущей способности и
эксплуатационных свойств конструкции или сооружения в целом по сравнению
с фактическим состоянием или проектными показателями.
Общие правила проведения обследования и мониторинга технического состояния сооружений
4.1
Обследование и мониторинг технического состояния портовых
гидротехнических сооружений (далее – сооружения) образуют комплексную
систему технического контроля этих объектов, обеспечивающую эффективное
использование, сохранность и безопасность эксплуатации сооружений в
течение установленного срока их службы. Перечень объектов технического
контроля представлен в классификаторе портовых гидротехнических
сооружений и их элементов, приведенном в приложении А.
4.2
На всех этапах эксплуатации сооружения показатели его технического
состояния и основные технические характеристики и их изменение должны
отражаться в эксплуатационно-технической документации в порядке,
установленном настоящим стандартом в соответствии с приложением Б.
4.3
Организация работ по техническому контролю сооружений, их планирование и
контроль исполнения должны осуществляться организациями,
эксплуатирующими сооружения. Проведение обследований и мониторинга и
ведение паспортов сооружений, переданных в аренду, должны быть
предусмотрены договором аренды в качестве условий, подлежащих выполнению
арендатором.
4.5 Обследования сооружений подразделяются:
– на первичные комплексные обследования – проводятся не позднее чем через шесть месяцев после ввода сооружений в эксплуатацию;
–
очередные комплексные обследования – проводятся не реже одного раза в
пять лет (по истечении срока действия свидетельства о годности
сооружения к эксплуатации);
–
внеочередные обследования – проводятся при нарушениях нормативных
условий эксплуатации, когда возникают обоснованные сомнения в
работоспособности конструкций сооружения, при возникновении аварийных
повреждений конструкций, а также после реконструкции или капитального
ремонта;
–
специальные обследования (наблюдения за общими и местными деформациями и
смещениями сооружений, их опытная огрузка, обследование грунтов
оснований и засыпки, вскрытие заглубленных элементов сооружений) –
выполняются в случаях выявления признаков недопустимых деформаций и
отклонений планово-высотного положения сооружения от проектных значений.
4.6 Внеочередные обследования сооружений проводят также:
–
при наличии дефектов сооружений, влияющих на их прочность, несущую
способность и устойчивость, обнаруженных в процессе технических
осмотров, осуществляемых организацией, эксплуатирующей сооружения (см.
6.3, 6.4);
– по инициативе собственника объекта;
– при изменении назначения сооружения;
– по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного контроля (надзора).
Состав
и объем контролируемых элементов и контрольных операций при
внеочередном обследовании определяются в зависимости от причин, по
которым оно выполняется.
4.7
В составе работ по обследованию должны предусматриваться и проводиться
проверка и анализ эксплуатационно-технической документации по
техническому контролю сооружений, состав и порядок ведения которой
должны соответствовать приложениям Б-Р.
4.8
По результатам обследования (первичного, очередного, внеочередного)
специализированная организация оформляет отчет и (или) акт
освидетельствования портового гидротехнического сооружения в
соответствии с приложением В со следующим комплектом документов,
необходимых для дальнейшей эксплуатации сооружения:
– свидетельство о годности портового гидротехнического сооружения к эксплуатации в соответствии с приложением Г;
–
извещение о необходимости выполнения ремонтных работ, изменения режима
эксплуатации, вывода портового гидротехнического сооружения из
эксплуатации в соответствии с приложением Д;
– заключение о техническом состоянии портового гидротехнического сооружения в соответствии с приложением Е.
4.9
Непосредственное руководство работами по обследованию сооружений
проводит полномочный представитель специализированной организации –
высококвалифицированный специалист по техническому контролю сооружений,
имеющий опыт выполнения данного вида работ не менее пяти лет.
4.10
Если в результате обследования сооружения установлено, что в нем
отсутствуют значительные и критические дефекты несущих конструкций и
сооружение эксплуатируется без нарушений установленного режима,
руководитель работ по обследованию оформляет свидетельство о годности
сооружения к эксплуатации с установленным сроком его действия с
заключением о его техническом состоянии. При наличии указанных дефектов
определяется возможность эксплуатировать сооружение в условиях изменения
режима его эксплуатации до выполнения ремонтных работ. В этом случае
свидетельство о годности сооружения к эксплуатации сопровождается
извещением, ограничивающим режим эксплуатации и (или) предлагающим
устранить дефекты. Отрицательные результаты обследования сооружения, не
позволяющие подтвердить его годность к эксплуатации, оформляются в виде
извещения о выводе сооружения из эксплуатации, с перечислением дефектов,
подлежащих устранению.
4.11
Отчет с результатами обследования сооружения и акт его
освидетельствования подписывает руководитель работ и утверждает
руководитель специализированной организации.
4.12
При обнаружении во время проведения обследования дефектов сооружений и
нарушений режимов их эксплуатации, которые привели или могут привести к
недопустимому снижению несущей способности или устойчивости сооружений,
разрушению отдельных конструкций или нарушению нормальной работы
оборудования, руководитель работ по обследованию сооружения должен
своевременно проинформировать об этом в письменном виде руководителя
эксплуатирующей организации.
4.13
Мониторинг технического состояния сооружений проводят для обеспечения
их безопасной эксплуатации путем своевременного выявления дефектов и
нарушений режима эксплуатации и принятия мер по устранению данных
дефектов и нарушений.
4.14
Мониторинг технического состояния сооружений проводится
эксплуатирующими организациями путем их регулярных и периодических
технических осмотров с привлечением, при необходимости,
специализированных организаций (раздел 6).
4.15
Методика и объем технических осмотров и наблюдений при мониторинге,
включая измерения, должны обеспечивать достоверность и полноту
получаемой информации для подготовки обоснованного заключения о текущем
техническом состоянии сооружений и разработки мероприятий по их
техническому обслуживанию в целях обеспечения безопасной эксплуатации
объектов.
4.16
Результаты обследования и мониторинга технического состояния сооружений
должны содержать необходимые данные для принятия обоснованных решений
по устранению обнаруженных несоответствий параметров сооружений и
режимов их эксплуатации проектной, исполнительной и нормативной
документации.
4.17
Результаты обследования и мониторинга технического состояния сооружения
в виде акта освидетельствования в соответствии с приложением В и акта
периодического технического осмотра (см. 6.4) помещают в пополняемую
часть паспорта сооружения в соответствии с приложением И. Эти документы
используются эксплуатирующей организацией в качестве основных
доказательственных материалов при разработке декларации соответствия
сооружения установленным требованиям по форме, соответствующей
приложению Ж.