Инструкция по охране труда для водителя автопогрузчика

Инструкция по охране труда для водителя автопогрузчика Охрана труда

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны:

— проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям
работы требуется их применение;

— осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если
некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т.д.),
необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны
быть очищены от снега, а при гололеде — посыпаны песком или шлаком.

2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии
повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника,
проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность
крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов
автопогрузчика.

2.3. Проверить состояние шин и давления в них.

2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса
и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а
также не повреждены ли гибкие шланги.

2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае
необходимости произвести их регулировку.

2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого
управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев
усилителя.

2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп-сигнала и
фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.

2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

Общие положения

  1. При выполнении своих обязанностей водитель погрузчика подчиняется руководителю склада.
  2. Водитель погрузчика принимается на свою должность и увольняется с неё указанием директора фирмы, по представлению руководителя склада.
  3. Кандидат на данную должность должен соответствовать следующим требованиям:
    • средне-специальное профильное образование;
    • стаж управления транспортным средством от 1,5 лет;
    • удостоверение, дающее право на вождение самоходной машины соответствующего класса.
  4. Водитель погрузчика должен знать:
    • правила безопасности в сфере транспортировки грузов, их укладки и закрепления;
    • современные ПДД, а также правила пожарной и технологической безопасности;
    • установленные стандарты по обращению с грузами в фирме-работодателе;
    • правила заполнения соответствующей документации фирмы;
    • правила, по которым оценивается качество выполненной им работы;
    • основные категории погрузчиков, их специфические качества и различия;
    • основные марки производителей погрузчиков и их особенности;
    • особенности транспортировки основных типов грузов;
    • правила крепления, укладки и проведения погрузочно-разгрузочных работ по основным типам грузов;
    • нормативы профилактических мероприятий по предотвращению поломок используемой техники;
    • способы быстрого устранения мелких неисправностей погрузчика;
    • принципы работы в различных типах складских помещений;
    • сезонные особенности работы с грузами;
    • правила хранения погрузчиков на стоянке, а также обращения с ними в гаражах и мастерских;
    • основы технического функционирования погрузчика и его составляющих;
    • правила проверки состояния погрузчиков, в том числе после ремонта;
    • правила обращения с топливом и другими ГСМ, применяемыми в работе погрузчика;
    • правила ухода и хранения соответствующих инвентаря и инструментов.
  5. Водитель погрузчика руководствуется:
    • соответствующим законодательством;
    • актуальными нормами ПДД;
    • документацией фирмы;
    • положениями должностной инструкции.
  6. При временном отсутствии водителя (болезни, отпуск и т.д.) его функции выполняет другой водитель, назначенный руководителем склада.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе водителем погрузчика допускается работник не моложе 18 лет, имеющий водительское удостоверение, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

1.2. Водитель погрузчика обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.3. Водитель погрузчика обязан:

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— выполнять только ту работу, которую поручили;

— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;

— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— знать Правила дорожного движения Российской Федерации, нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— применять средства индивидуальной защиты;

— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

1.4. На водителя погрузчика возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;

— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

— повышенного уровня шума на рабочем месте;

— повышенного уровня вибрации;

— недостаточной освещенности рабочей зоны;

— нервно-психических перегрузок.

1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий водители погрузчиков обязаны использовать предоставляемые работодателем бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.

Дополнительно:  Аутсорсинг | Воронеж
Комбинезон хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или Костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий1
Ботинки кожаные или Сапоги резиновые1 пара
Рукавицы комбинированные или Перчатки с полимерным покрытием6 пар
Наушники противошумные (с креплением на каску) или Вкладыши противошумныедо износа
Жилет сигнальный 2 класса защиты1
На наружных работах зимой дополнительно: 
Куртка на утепляющей прокладке Брюки на утепляющей прокладке или Костюм для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной тканипо поясам
Валенки с резиновым низом или Ботинки кожаные утепленные с жестким подноскомпо поясам
Перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами3 пары
Жилет сигнальный 2 класса защиты1

1.6. Спецодежда должна содержаться в исправном состоянии, при выполнении работ должна быть застегнута. В карманах не должно быть колющих и режущих предметов.

1.7. К работе не допускаются водители находящиеся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

1.8. Прием пищи проводится в специально отведенных помещениях, на рабочем месте принимать пищу запрещено.

1.9. Курение в помещениях, предназначенных для стоянки транспортных средств, а также на стоянках под навесом или на площадках запрещается, разрешается только в местах, специально отведенных для  курения, обозначенных знаком «Место курения».

1.10. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

1.11. Водитель погрузчика не допускается к управлению погрузчика в случае:

— истечения срока действия водительского удостоверения;

— выявленного в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний;

— лишении права на управление транспортными средствами.

1.12. Запрещается эксплуатировать неисправный погрузчик.

1.13. При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездам. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в помещениях – 5 км/ч.

1.14. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.15. Лица, не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

Функции

За водителем погрузчика на работе закреплены следующие функции:

  1. Управление закрепленным за ним транспортным средством.
  2. Обеспечение выполнения комплекса предписанных работ по проведению погрузочно-разгрузочных мероприятий.
  3. Наблюдение за правильностью укладки грузов, их креплением и размещением.
  4. Уход за погрузчиком, в том числе путем своевременной замены запчастей и других составлявших.
  5. Участие в мероприятиях по сортировке товаров на складе.
  6. Участие в мероприятиях по складированию поддонов и другой складской тары.
  7. Устранение мелких неисправностей погрузчика.
  8. Донесение до руководства склада информации о потенциальных проблемных моментах в зоне своей деятельности.
  9. Постановка погрузчика на стоянку.
  10. Мониторинг качества ремонта погрузчика.
  11. Проведение необходимых профилактических мероприятий по обеспечению надлежащего состояния погрузчика.
  12. Соблюдение в своей работе ПДД, норм пожарной и технической безопасности.
  13. Хранение инвентаря, спецодежды и инструментов, предоставленных фирмой, а также уход за ними.
  14. Ведение требуемого правилами фирмы документооборота.

Ответственность

Водитель погрузчика может нести ответственность в следующих ситуациях:

  1. За нарушения норм и законов, совершенные на своем рабочем месте, — в соответствии с правилами соответствующих разделов законодательства.
  2. За неисполнение предписанных должностных обязанностей — в соответствии со статьями трудового законодательства и правилами фирмы.
  3. За ущерб, причиненный фирме из-за несоответствующих действий, — в границах, закрепленных в соответствующих статьях законодательства.

Требования охраны труда во время работы

3.1. Перед
выполнением погрузочно-разгрузочных работ и транспортировкой груза необходимо
установить ширину вил погрузчика в соответствии с габаритами данного груза.
Относительно вертикальной рамы вилы должны быть расположены симметрично, а
нижние концы их находиться в одной плоскости.

3.2. Не допускается
поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность погрузчика.

3.3. Запрещается
превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов
зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах.
Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.

3.4. Не допускается
в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно-разгрузочные
работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы
погрузчика людей, водитель должен прекратить выполнение работ и сообщить об
этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

3.5. Подъем груза
следует производить плавно, без рывков, медленным передвижением рычага
золотникового распределителя.

3.6. Наклон рамы
грузоподъемника вперед с поднятым грузом следует производить осторожно и только
при наличии опор под вилами. Не допускается поднимать каретку и наклонять раму
до крайних положений, так как это может создать резкое увеличение давления в
гидравлической системе.

3.7. Подъем
(опускание) груза необходимо производить во время остановки погрузчика. При
движении как с грузом, так и без груза, раму погрузчика следует устанавливать в
транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200 — 300 мм от
земли, а рама — полностью отклонена назад.

Дополнительно:  Документы и охрана труда на предприятии

3.8. Перемещение
погрузчиком крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю,
необходимо производить в сопровождении сигнальщика. Сигнальщик должен быть одет
в сигнальный жилет.

3.9. Водитель
погрузчика должен соблюдать особую осторожность при наклоне рамы
грузоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемещения рычага
управления цилиндра наклона и резкого торможения.

3.10. Опускание
груза осуществляется рычагом подъема и спуска, установленным в положении
спуска.

Рычаг золотникового
распределителя необходимо удерживать рукой в течение всего времени спуска или
подъема, в противном случае рычаг может не удержаться и автоматически
установиться в нейтральное положение, при котором произойдет отключение
электродвигателя насоса.

3.11. Водитель
погрузчика обязан подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в
проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с
места и заднем ходе.

3.12. При движении
погрузчика по узким проходам следует соблюдать особую осторожность, чтобы не
задевать штабели грузов.

3.13. В случае
потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес)
необходимо опустить груз вниз.

3.14. Наклон
грузоподъемника с поднятым грузом вперед допускается только после подъезда
погрузчика вплотную к штабелю.

3.15. При движении
погрузчика не допускаются резкое торможение, крутые повороты с грузом.

3.16. Водитель
погрузчика должен производить транспортировку груза только тогда, когда он
поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен
относительно правой и левой вил.

3.17. Подъезжать к
месту погрузки (разгрузки) водитель должен только на низшей передаче. Не
допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой
дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.

3.18. При
переработке тарно-штучных грузов водитель погрузчика должен соблюдать
выполнение следующих требований:

— переработке должны
подлежать тарно-штучные грузы, уложенные на поддоны или бруски, дающие
возможность свободно подводить вилы под груз;

— переработка
мелкого штучного груза должна осуществляться в специальной таре, предохраняющей
его от падения во время транспортировки;

— при выполнении
погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами должны применяться
захваты, обусловленные как видом перемещаемого груза, так и особенностями
самого процесса;

— переработка
крупногабаритных грузов массой, не превышающей грузоподъемность погрузчиков,
должна осуществляться вилочными погрузчиками с применением специальных
удлинителей, надеваемых на стандартные вилы погрузчика;

— для освобождения
вил от штучного груза, путем сталкивания его при укладке в штабель без поддона
или подкладок, необходимо применять сталкиватель;

— при переработке
грузов круглой формы (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т.п.) в качестве
грузозахватного приспособления следует применять универсальный
захват-кантователь;

— переработка грузов
со сквозным отверстием (рулонов, бухт проволоки, барабанов, шин) должна
осуществляться погрузчиками со штыревыми захватами;

— для переработки
грузов в мешках, стандартных бочках, рулонов, уложенных горизонтально, а также
других легких грузов, имеющих отверстия для ввода штырей, следует применять
погрузчики с многоштыревыми захватами;

— при выполнении
погрузочно-разгрузочных и транспортных работ со штучными грузами в стесненных
условиях (складах, крытых железнодорожных вагонах, контейнерах), где затруднено
маневрирование, следует применять каретки с поперечным перемещением вил влево
или вправо относительно продольной оси погрузчика.

3.19. Для
переработки длинномерных грузов и сложной конфигурации, которые возможно
укладывать на поддон, следует использовать погрузчики с (безблочной) крановой
стрелой.

3.20. При работе с
безблочной стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.

3.21. Подъем и
перемещение грузов погрузчиком с безблочной стрелой в опасных для работы
местах, необходимо производить только в присутствии лица, ответственного за безопасное
производство работ.

3.22. При проведении
погрузочно-разгрузочных работ необходимо следить за положением стрелы, не
поднимать и не опускать груз массой, более предусмотренной для данного наклона
стрелы погрузчика (предельная грузоподъемность погрузчика в зависимости от
наклона стрелы должна быть обозначена на специальном указателе у подножия
стрелы).

3.23. Не выдвигать
стрелу для увеличения ее вылета.

3.24. Во время
работы погрузчика не допускать нахождения людей под стрелой.

3.25. При наличии
груза на крюке погрузчика не допускается переключать механизм подъема из
положения «Подъем крюка» в положение «Подъем стрелы» и
обратно.

3.26. Перед
включением механизма движения погрузчика установить стрелу по центральной оси
самого погрузчика и закрепить ее в этом положении.

3.27. Не
пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке
уровня горючего в баке.

3.28. Не оставлять
автопогрузчик вблизи легковоспламеняющихся материалов во избежание загорания от
выхлопной трубы автопогрузчика.

3.29. Не оставлять
без присмотра машину с работающим двигателем, не покидать пост управления при
поднятом грузе.

3.30. В местах
заправки топливом запрещается:

1) курить и
пользоваться открытым огнем;

2) производить
ремонтные и регулировочные работы на транспортном средстве;

Дополнительно:  Функции, цели и задачи охраны труда

3) производить
заправку транспортного средства при работающем двигателе;

4) допускать перелив
или пролив топлива.

Права

Водитель погрузчика владеет следующими правами:

  1. Вносить предложения руководителю склада по совершенствованию трудовых процессов.
  2. Получать от служащих фирмы информацию, которая нужна в своей трудовой деятельности.
  3. Получать за счет работодателя фирменную спецодежду, инвентарь и инструменты, в порядке, закрепленном в правилах фирмы.
  4. Отказываться от управления погрузчиком, если он находится в неисправном техническом состоянии.
  5. Требовать от руководителя склада надлежащего снабжения погрузчика необходимыми ГСМ, запчастями и агрегатами, а также надлежащего проведения ремонтных и профилактических мероприятий.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При несчастном случае:

— немедленно организовать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или доставить его в медицинскую организацию.

4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:

— приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения;

— при невозможности самостоятельной ликвидации пожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 или 112 (назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию), а также своему непосредственному руководителю.

4.3. В случае технической неисправности механизмов (отказ тормоза, рулевого управления и т.д., посторонний шум или стук в работе погрузчика), которые могут привести к травме необходимо прекратить работу и поставить в известность непосредственного руководителя.

Требования охраны труда по окончании работы

5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен:

— очистить погрузчик от грязи и при необходимости вымыть его, протереть
пыль с платформы и аккумуляторных батарей;

— провести внешний осмотр погрузчика с целью выявления возможных
деформаций, трещин, забоин, вмятин;

— проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма
передвижения, гидравлического тормозного устройства;

— при необходимости поставить погрузчик для подзарядки аккумуляторных
батарей;

— в зимнее время слить воду из системы охлаждения автопогрузчика.

5.2. Обо всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.

5.3. После окончания всех работ водитель погрузчика должен вымыть теплой водой руки и по возможности принять душ.

Общая часть

Здесь дается описание основных трудовых параметров. Прописывают такие ключевые моменты, как:

  • кто заменяет водителя в период его отсутствия;
  • у кого в подчинении он находится;
  • от кого зависит его прием на работу и увольнение;
  • какими положениями должен руководствоваться водитель;
  • каковы необходимые квалификационные параметры от кандидата на должность, а также требуемые от него навыки.

Если часть пунктов довольно типовая, то те пункты, где даны требования по навыкам и умениям, сильно зависят от характера деятельности работодателя. В логистических службах, строительных фирмах или торговых компаниях у водителя погрузчика функции могут различаться, как и требуемые для них навыки.

Внимание! От водителя погрузчика может потребоваться отдельная разновидность прав для управления категориями этого транспортного средства. Помимо этого, некоторые компании нанимают водителей погрузчиков определенных разрядов. Все эти особенности необходимо закрепить в квалификационных требованиях.

Ответственность

Здесь даны описания основных видов нарушений, за которые работодатель может наказать сотрудника. Меры наказания даются в максимально общем виде, поскольку степень вины может быть выявлена лишь в ходе соответствующих разбирательств, с привлечением свидетелей, доказательств и пр.

Права

Данная часть отведена под список прав сотрудника. Обычно здесь перечисляют несколько стандартных пунктов, единых для всех работников одного ранга. У технических сотрудников, к которым относится водитель, могут быть добавлены права требовать от нанимателя проведения необходимого ремонта и отказываться от вождения, если транспортное средство находится в критическом состоянии.

Водитель погрузчика ответственен не только за проведение соответствующего фронта работ, но и за сохранность его машины. Поэтому необходимо ответственно подойти к написанию инструкции, обращая внимание на необходимость учета мнения профильных специалистов.

Только после учета их правок, документ может быть передан на подпись директору фирмы. Также требуется при составлении инструкции учесть наличие всех параметров, требуемых в официальном документе: даты, реквизитов фирмы, расшифровки подписей. Сам сотрудник ставит свою подпись в процессе приема на работу. Другие подписи могут принадлежать лицам, с которыми согласовывалось данное назначение.

Специфика составления должностной инструкции

В действующем отечественном законодательстве не закреплены параметры составления должностной инструкции. В результате компании-работодатели могут свободно адаптировать содержимое типовых образцов инструкций под свои нужды. Что касается формы документа, то имеются определенные стандарты, которые используются при его написании. Обычная инструкция состоит из следующих разделов:

  • Общий раздел.
  • Функции сотрудника.
  • Его трудовые права.
  • Возможные меры ответственности.

К данным стандартным разделам наниматели часто добавляют:

  • Условия работы.
  • Рабочие связи.
  • Параметры оценки качества работы.
  • Требования по квалификации.

Дополнительные части особенно востребованы в крупных компаниях, которые стремятся перевести возможно большую часть своей деятельности в стандартизированную документарную форму, что сильно облегчает для них взаимодействие сотен сотрудников со множеством пересекающихся функций.

Внимание! Инструкция может быть составлена в типовой форме, пригодной для любого сотрудника, либо носить индивидуальный характер, будучи рассчитанной на конкретного работника.

Функции

Здесь описаны как стандартные обязанности любого водителя, так и те, которые специфичны именно для водителя погрузчика. К первому виду относятся функции по обеспечению транспорта ГСМ, контролю за качеством ремонта, поддержанию порядка и тому подобное.

Внимание! Многие компании практикуют выдачу водителям за свой счет рабочей спецодежды, соответствующих инструментов и инвентаря. В этом случае нужно отдельно упомянуть про обязанность сотрудника бережно хранить и эксплуатировать эти вещи.

Оцените статью
Добавить комментарий