- Что может служба охраны труда
- Основные выводы
- Основание для разработки суот
- Другие документы суот
- Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?
- Когда необходимо создавать службу охраны труда?
- Кто осуществляет управление охраной труда в организации
- Политика в области охраны труда
- Положение о суот
- Приказ об утверждении положения о системе управления охраной труда
- Профстандарт и должностные инструкции
- Разработка суот
- Система управления охраной труда в организации
- Срок действия документов суот
- Сроки проведения суот
- Структура и численность службы охраны труда
- Цели суот
Что может служба охраны труда
Полномочия и должностные обязанности службы охраны труда весьма широки. В перечень общих задач входит:
- создание условий для выполнения требований ОТ;
- контроль исполнения пакета нормативных актов, касающихся ОТ, в том числе и локальных актов предприятия;
- профилактика травматизма на производстве, профзаболеваний, совершенствование условий труда;
- информационная поддержка работников и руководства в сфере ОТ, пропаганда знаний ОТ в рабочем коллективе.
Из общих задач вытекают обязанности (функции), среди которых можно выделить:
- аналитическую работу с данными по профтравматизму и профзаболеваниям на предприятии, принятие мер по сбору нужных данных в структурных подразделениях, оценке вредных и опасных факторов, оборудования;
- работу по проведению СОУТ (спецоценки условий труда);
- участие в разработке и согласовании технологической документации в части ОТ, контроль объектов производства на соответствие нормам ОТ;
- работу над колдоговором и иными ЛНА в части ОТ;
- участие в расследовании несчастных случаев на производстве, организацию такого расследования;
- обучение персонала безопасному использованию рабочих мест и производственной среды в целом, проведение вводных и иных инструктажей;
- сдачу отчетности контролирующим органам.
Полномочия работников подразделения — это:
- посещение рабочих и бытовых помещений в любое время;
- изучение имеющейся документации по ОТ;
- подготовка и передача указаний по устранению обнаруженных нарушений и их контроль;
- отстранение от работы сотрудников, не прошедших инструктаж, медосмотр, пренебрегающих средствами индивидуальной защиты и нормами законодательства по ОТ в целом;
- оформление докладных записок руководителю по вопросам выявленных нарушений, требование письменных объяснений от нарушителей;
- предложения руководству о поощрении добросовестных, инициативных сотрудников, оказывающих помощь службе в сфере ОТ;
- при проведении проверок условий труда привлечение других специалистов предприятия с разрешения руководителя;
- по просьбе работодателя представление интересов фирмы во взаимодействии с третьими лицами.
Основные выводы
В этой заметке постаралась довольно подробно и доступным, простым языком рассказать о том, что это такое СУОТ в организации.
Для чего она нужна и почему важно, чтобы разработанный пакет документов не пылился на полке, а работал и приносил пользу как работодателю, так и работникам.
Ведь СУОТ – это отличный инструмент для снижения травматизма в любой организации, если правильно им пользоваться. Разработав и внедрив систему, можно повысить рейтинг компании в глазах заказчиков и тем самым получать в будущем выгодные контракты и заказы.
Как говорится, все малое – начало большого!
Желаю вам эффективной и безопасной работы!
Если какие-то вопросы по СУОТ остались не охвачены заметкой, пишите в комментариях, будем обсуждать. А если вам нужна помощь в разработке системы, обращайтесь, помогу.
Основание для разработки суот
Разработка и внедрение СУОТ внесено на основании ст. 212 ТК РФ с 1 января 2021 года. И тут нет разницы большая у вас компания с подразделениями в разных городах или небольшое ИП со штатной численностью в три офисных работника – система управления охраной труда должна быть разработана у всех работодателей.
Разница только в самой процедуре: чем крупнее организация, тем больше направлений должно быть охвачено разработано документов, в силу чего внедрение системы управления охраной труда более трудоемкое.
Например, для организаций с численностью менее 15 человек допускается применять СУОТ в упрощенном виде. Но почему и зачем? Разбираемся далее в статье, а пока – о целях.
Другие документы суот
Для того, чтобы внедрить систему управления охраной труда и правильно разработать документы СУОТ, необходимо проанализировать и изучить:
- Обстановку на рабочих местах: соответствует ли она безопасным условиям труда, оснащенность документацией по охране труда.
- Оценку рисков.
- Уровень травматизма, профессиональных заболеваний, количество аварий, причины и принятые меры по недопущению их впредь.
- Документы, регламентирующие действия работников при возникновении несчастных случаев и аварий.
- Специальную оценку условий труда.
- Уровень и охват обучения по охране труда руководителей, специалистов и работников организации и так далее.
Но опять же, все очень индивидуально, об этом нужно помнить и работать не только исправить документы, регламентирующие создание СУОТ, под специфику своего предприятия, но также и реализовать каждое из направлений. Что должно содержаться указано в Приказе Минтруд № 438н.
Если у вас будут разработана СУОТ, но практического внедрения не будет, это сразу станет явно при первой же проверке. И в этом случае штрафов будет гораздо больше.
Оставлю вам ссылку на практические документы СУОТ в качестве примера. Скачивайте, перерабатывайте, а если будут появляться вопросы, пишите в комментариях.
Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?
Функции службы охраны труда (разделы II–III Рекомендаций):
- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
- помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
- организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
- проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
- согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
- помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
- организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
- составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
- разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
- организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
- оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
- обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
- организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
- организация совещаний по охране труда;
- ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;
- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;
- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;
- осуществление контроля за:
– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
– обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
– расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
– выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
– проведением специальной оценки условий труда;
– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
– своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
– санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
– организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
– правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
– своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
– использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
- анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Чтобы организовать деятельность службы охраны труда, работодатель может разработать и утвердить локальный нормативный акт — Положение о службе охраны труда.
На практике в структуру службы охраны труда входят:
- руководитель службы охраны труда;
- специалисты по охране труда.
На должность специалиста по охране труда работодатель вправе назначить работника, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).
При этом следует учитывать квалификационные требования, установленные разделом «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов (далее — ЕКСД), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2021 № 559н (см. письма Роструда от 06.08.2021 № ТЗ/6389-3-5, от 24.01.2021 № ТЗ/297-3-5).
К сведению
С 1 июля 2021 г. работодатели вправе применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 524н, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ (письмо Минтруда России от 26.12.2021 № 15-2/ООГ-4698).
Квалификационные требования:
- к должности «руководитель службы охраны труда»:
– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;
- к должности «специалист по охране труда»:
– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;
– либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда и стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.
Помимо квалификационных требований в ЕКСД содержатся должностные обязанности, а также требования к знаниям таких работников. Их можно использовать при составлении трудовых договоров и должностных инструкций работников службы охраны труда.
Оформить работников на соответствующие должности в службе охраны труда можно посредством:
- приема на работу (ст. 68 ТК РФ);
- перевода на другую работу (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ);
- поручения работникам дополнительной работы в порядке совмещения должностей (ст. 60.2 ТК РФ) или по совместительству (ст. 60.1, 282 ТК РФ).
Обратите внимание: дополнительные обязанности и функции в рамках совмещения или работы по совместительству должны возлагаться только на основании добровольного решения работника (письмо Роструда от 24.06.2021 № ПГ/32250-3-2).
Когда необходимо создавать службу охраны труда?
Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.
Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):
- численность работников превышает 50 человек;
- работодатель ведет производственную деятельность.
К сведению
Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).
Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см.
Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник;
- сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.
Обратите внимание!
Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2021 № 205н.
Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.
Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2021 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!
Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.
Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2021 № 15-2/ООГ-4698).
Кто осуществляет управление охраной труда в организации
Управление охраной труд на предприятии до 50 человек стоит за работодателем или тем, на кого соответствующие обязанности возложили приказом. Если же в организации более 50 сотрудников, то эти полномочия за специалистом по охране труда.
Так же дела обстоят и с СУОТ. В этом случае все должны действовать сообща, как единый механизм, в том числе и руководитель организации, который будет финансировать данное внедрение 🙂
Но ключевое лицо, отвечающее за функционирование СУОТ, – это специалист по охране труда.
Политика в области охраны труда
Кому-то может показаться, что политика в области охраны труда – это лишний документ в СУОТ. Ан нет! Это важный документ и должен быть даже у небольших компаний: он содержит цели, которых ваша организация стремится достичь, внедряя систему управления.
- Повышение организационной культуры в области охраны труда.
- Изменение отношения работников к собственной безопасности и к безопасности коллег.
- Повышение ответственности в процессе выполнения работы.
- Подчеркивает приверженность компании к определенным целям.
В идеале это должны быть не пустые слова, а реальная стратегия организации к снижению травматизма и повышения важности охраны труда в целом.
Также политика в области охраны труда понадобится для участия в тендерных закупках крупных компаний и холдингов – этот документ они в обязательном порядке запрашивают.
И во время проверки инспектором ГИТ по чек-листам вы также должны будете предоставить политику в области ОТ.
Политику в области охраны труда вы также можете достать на просторах интернета, но в любом случае необходимо доработать под специфику вашей компании. На всякий случай прикрепляю ссылку на скачивание.
Положение о суот
Прежде чем рассказать, что включает в себя положение о СУОТ, начну со страшилок. Дело в том, что уже примерно год назад, может, немного больше, обязательный документ, предоставляемый комиссии по расследованию – это приказ и положение о системе управления охраной труда в организации.
Если этих основополагающих документов у вас не будет, значит, и внедрения СУОТ не было – здравствуй, первый штраф. Причем отсутствие системы управления охраной труды у вашей организации может «всплыть» в любой момент, так что лучше не пренебрегать этим обязательным требованием!
То есть, как вы понимаете, само положение о СУОТ является ключевым документом. В нем стоит вскользь акцентировать внимание на всех направлениях, которые будут рассмотрены в ходе внедрения. Почему вскользь?
Потому что детально вы каждое из направлений рассмотрите отдельно и если в каком-то из них будут изменения в законодательстве, то просто отдельно пересмотрите, а само положение останется неизменным.
Приказ об утверждении положения о системе управления охраной труда
Вроде бы, казалось, такая формальность в документообороте – приказ об утверждении положения СУОТ – можно его опустить и не готовить. Но нет, он должен быть в обязательном порядке (п.7 приказа Минтруд № 438н).
Кроме информации о дате утверждения положения СУОТ, стоит включить в него:
- Назначение ответственного за разработку и внедрение системы.
- Распределить ответственность за обеспечение безопасных условий труда работников и в части исполнения приказа.
- Сроки начала и окончания внедрения.
Образец приказа о внедрении СУОТ
Профстандарт и должностные инструкции
Деятельность работников службы должна быть регламентирована должностными инструкциями. За каждым из них закрепляются определенные функции.
До недавнего времени при составлении должностных инструкций специалисты опирались на требования Единого квалификационного справочника (утв. пр. Минздравсоцразвития № 559н от 17/05/12). С 01/09/21 г. вступает в действие новый профстандарт «Специалист в области охраны труда» (пр. Минтруда № 274н от 22/04/21). Необходимо руководствоваться именно этим документом.
Если служба уже действует, нужно привести должностные инструкции в соответствие с профстандартом. Необходим также пересмотр штатного расписания и наименований должностей специалистов.
Разработка суот
Подготовить документы для внедрения не так и сложно, только кажется, что все очень трудоемко и объемно, но у вас уже все есть.
Медосмотры, выдача сиз, обучение – СУОТ все это дублирует в своих документах, сводя в разные разделы и уточняя некоторые вопросы.
Нужно только объединить все ваши наработки, найти изъяны, доработать и усовершенствовать. Например, возможно, некоторые положения или инструкции пора обновить из-за изменений в законодательстве.
Прежде чем приступить к полному разбору СУОТ, нужно понять, какие направления относятся к основным элементам управления охраной труда?
Расположу некоторые из мероприятий СУОТ по степени важности, от главного и по нисходящей:
- Положение о системе управления охраной труда.
- Политика работодателя в области охраны труда.
- Распределение ответственности и обязанностей для внедрения СУОТ.
- Управление профессиональными рисками в организации.
- План мероприятий по охране труда.
- СОУТ.
- Инструктажи и обучение работников.
- Расследование аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
- Контроль работы подрядных организаций на вашей территории.
- Обеспечение СИЗ, средствами коллективной защиты, смывающими и обеззараживающими.
- Обеспечение гарантиями и компенсациями.
Кроме вышеперечисленных, есть еще другие направления системы управления охраной труда, про которые нельзя забывать (п.8 Приказ Минтруд № 438н) – лучше проверить.
В охране труда выявляются все новые направления в охране труда, на которые стоит обратить внимание, а затем улучшить, разобрать и зафиксировать документально. Например, к этому можно отнести процедуру обеспечения безопасных условий труда командированных работников – да и многое другое, все зависит от конкретной организации.
Расскажу подробнее про внедрение новых направлений. К примеру, если у вас на территории предприятия в принципе никогда не работают подрядчики или вы не выдаете молоко и другие лечебно-профилактические продукты питания, потому как по результатам СОУТ работникам вашей организации они не полагаются, то разрабатывать документы в этих направлениях нет необходимости.
Правда, прежде чем выкидывать лишние мероприятия из СУОТ нужно сто раз подумать, потому как проверка ГИТ покажет, не перестарались ли вы 🙂
А если у вас большая компания и в соответствии с законодательством требуется добавить, увеличить, дополнить разделы, указанные в Приказе №438н, в СУОТ, то это очень хорошо и на пользу и работникам, и работодателю.
Система управления охраной труда в организации
Система управления охраной труда – это комплекс мер (документы, процедуры, контроль за функционированием), направленных на снижение травматизма в организации и управление рисками.
Если хотите посмотреть определение чисто законодательным языком, в помощь вам статья 209 ТК РФ.
Другими словами, СУОТ – это создание комфортных и безопасных условий труда, забота о здоровье работников за счет пропаганды охраны труда в организации не только среди рабочего персонала, но и административно-технического.
Срок действия документов суот
А как часто нужно пересматривать документы, подтверждающие создание и функционирование СУОТ? Какой срок действия?
Конкретного регламента по периодичности проведения и пересмотра документов системы управления охраной труда нет. Но если отталкиваться от тех направлений, которых касается СУОТ, то можно установить срок пересмотра не реже 1 раза в 5 лет.
Потому как СОУТ, инструкции по охране труда, программы инструктажей и прочие ЛНА пересматриваются с такой же периодичностью, логично будет и для системы установить этот же срок.
Но если будут внесены изменения в НПА, технологический процесс, специфику предприятия или откроются новые направления, то СУОТ в данном разделе необходимо в обязательном порядке пересмотреть и проконтролировать функционирование по новым правилам по факту.
Сроки проведения суот
Сразу стоит сказать и про сроки проведения СУОТ, потому как это часто задаваемый вопрос. Дело в том, что он нигде не регламентирован и, конечно же, зависит только от масштабов вашей организации.
Выше мы говорили о том, что можно применять СУОТ в упрощенном виде, если у вас в организации маленькая численность работников. Расскажем подробнее.
Если предприятие, предположим, до 50 сотрудников, срок внедрения может занять, грубо говоря, месяц, а если штат уже более 2000 и есть еще подразделения с разной территориальной локацией, то тут, конечно, разговор уже будет идти о нескольких месяцах, а может и год.
Все зависит от сложности конкретного предприятия и от оперативности работы службы охраны труда и руководителей подразделений.
То есть если у вас ИП, где работает несколько сотрудников, то разрабатывается минимальный пакет документов, например, положение, политика в области охраны труда, возможно, раздел по медосмотрам и обучению, далее смотрите по необходимости. Процедуру обеспечения работников молоком и другим лечебно-профилактическим питанием явно готовить не нужно 🙂
Но чем больше организация, тем больше направлений в каждом разделе (число которых также увеличится) следует охватить. К примеру, в Порядок допуска персонала к выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования, можно включить все нюансы, предъявляемые к соискателю на вакантное место – какие “корочки” и группы допуска должны быть, какой стаж работы и так далее.
Можно разработать своего рода матрицу, в которой указываются все должности предприятия и требования к ним. И, естественно, такие внедрения и ноу-хау должны быть согласованы с кадрами, профсоюзом и работодателем, но оно того стоит. Хоть и потрудиться придется немало.
Имейте в виду, что если придет с проверкой инспектор или произойдет несчастный случай, то отсутствие СУОТ сразу вскроется.
Структура и численность службы охраны труда
При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:
- Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
- Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).
На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2021 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2021 № 15-2/ООГ-222).
Цели суот
Не понаслышке знаю, что многие специалисты по охране труда недоумевают – зачем нужна СУОТ? Ведь есть законодательство, выполнение требований, для чего повторяться?
Система управления охраной труда, по сути, дублирует все требования законодательства, объединяя их и сводя воедино, но вместе с этим она их и совершенствует.
Кроме того, СУОТ позволяет контролировать постоянное функционирование направлений, будь это обучение работников, инструктажи, медицинские осмотры или специальная оценка условий труда.
То есть, если разработана СУОТ, то у вас просто не будет возможности упустить что-то в создании безопасных условий труда работников. Кроме того, система позволяет совершенствовать уже имеющиеся локально-нормативные акты (ЛНА), благодаря чему работа с персоналом будет более тщательной.
В целом система направлена на то, чтобы все сотрудники предприятия изначально относились к специалисту по охране труда не как к назойливой мухе, а серьезно – прислушиваясь и выполняя его требования. Только после этого отношение к охране труда будет более ответственным.
А также СУОТ помогает работодателю демонстрировать высокий уровень культуры охраны труда, что дает ему возможность заключать контракты с крупными холдингами (они очень ценят подготовленность в этом направлении) и получать сертификаты соответствия международным стандартам (OHSAS).