Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.
Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.
Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда.
- В чем смысл управления охраной труда
- Зачем державе руководить трудоохранными процессами
- Кто в государстве управляет охраной труда
- Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
- Контролирующие государственные органы по охране труда
- Охрана труда на предприятии
- Средства коллективной и индивидуальной защиты
- Индивидуальная защита
- Коллективная защита
- Обязанности работника по использованию средств защиты
- Обязанности работника по предупреждению руководства о нештатных ситуациях
- Правила охраны труда
- Медицинские осмотры по правилам охраны труда
- Утверждение в организации положения по охране труда
- Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, способам оказания первой помощи
- Проведение инструктажей по охране труда
- Разработка программы обучения и проверки знаний по ОТ
- Проведение медосмотров
- Разработка и утверждение инструкций и мероприятий по ОТ
- Обеспечение работников СИЗ
- Проведение специальной оценки условий труда
- Проведение оценки уровня профессионального риска
- Организация контроля за состоянием условий труда на рабочем месте
- Расследование и учет несчастных случаев
- Ведение работ по обеспечению электробезопасности
- Ведение работ по обеспечению пожарной безопасности
- Информирование работников об условиях охраны труда
- Обновленный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда
- Встреча с инспектором ГИТ
- Сравниваем «старый» и «новый» профстандарт
- Требования к образованию специалиста по охране труда
- Действия специалиста по охране труда при вступлении в силу профстандарта
В чем смысл управления охраной труда
Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:
- принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
- актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
- формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
- профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.
Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда.
Зачем державе руководить трудоохранными процессами
Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:
- обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
- разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
- проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
- экспертная оценка производственной среды;
- принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
- способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
- помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
- выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
- финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
- обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
- работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
- систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
- введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
- установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
- усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.
Государственное регулирование охраны труда: риск-ориентированный подход.
Кто в государстве управляет охраной труда
Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).
Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.
Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:
- разрешительные;
- надзорные;
- контрольные;
- исполнительные;
- координирующие и др.
ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.
На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).
Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».
В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:
- Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
- Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
- Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
- Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.
Контролирующие государственные органы по охране труда
Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:
- Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
- Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
- Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
- Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
органы местного самоуправления;профессиональные союзы работников и их объединения;интеграции работодателей;другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ. - органы местного самоуправления;
- профессиональные союзы работников и их объединения;
- интеграции работодателей;
- другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.
Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:
- Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.
Принимая человека в штат компании, многие работодатели под роспись знакомят его с правилами по охране труда, которые обязан соблюдать каждый сотрудник. Особенно такая практика распространена на крупных производственных предприятиях. Требования эти не выдумываются руководством организаций, а берутся из закона, а точнее из 214 статьи Трудового кодекса РФ.
Как составить положение о системе управления охраной труда в организации?
Охрана труда на предприятии
Правила по охране труда не просто так придуманы законотворцами. Они обеспечивают защиту наемных работников от несчастных случаев, а в случае непредвиденных происшествий, послуживших причиной травм на производстве, являются гарантией того, что сотрудник получит какую-либо компенсацию.
Для каждого вида работ в Трудовом кодексе определены свои требования. За их соблюдением, ровно как за соблюдением санитарных норм и правил, обязаны следить административные сотрудники. Исполнители же, непосредственно занимающиеся производственными процессами, должны строго следовать разработанным инструкциям по охране труда.
Каждый сотрудник должен вносить свой вклад в создание безопасного производства и в случае обнаружения каких-либо неполадок в работе оборудования или пренебрежения к нормам охраны труда со стороны других людей, обязан предупредить об этом своего работодателя.
Это позволит избежать травмоопасных ситуаций и предпринять своевременные меры к обеспечению дальнейшей их профилактики.
Как организовать систему управления охраной труда в организации?
Средства коллективной и индивидуальной защиты
На многих производствах без индивидуальных средств защиты работа невозможна и каждый сотрудник обязан уметь ими пользоваться. Для того, чтобы избежать вредного воздействия опасных факторов, персоналу вменена обязанность применять различные приспособления для защиты головы, кожи, органов дыхания, глаз, рук, ног. При проведении высотных работ также требуется пользоваться определенными защитными средствами.
Обязательна ли сертификация работ по охране труда в организации?
Индивидуальная защита
Все средства индивидуальной защиты делятся на три категории:
- специальная обувь;
- специальная одежда;
- иные средства.
Если со спецодеждой и спецобувью все понятно, то про иные средства защиты следует сказать чуть подробнее. К ним относятся:
- для рук: краги, перчатки, рукавицы;
- для глаз: специальные защитные очки;
- для органов слуха: наушники, беруши;
- для лица и головы: шлемы, щитки, каски;
- для органов дыхания: противогазы, ватно-марлевые повязки, респираторы;
- для кожи: очистители и специальные кремы;
- для высотных работ – тросы и предохранительные пояса.
Как составить программу обучения по охране труда?
Коллективная защита
Если группа людей работает в опасных условиях, неважно, природных или искусственно созданных, то они должны быть обеспечены коллективной защитой. Что это такое? Под коллективной защитой понимаются:
- устройства для нормализации освещения;
- устройства для улучшения воздушной среды;
- защитные средства от опасных производственных факторов.
В случаях, когда к моменту начала исполнения трудовых обязанностей работникам не были выданы исправные защитные приспособления, а также, если это необходимо, спецодежда и спецобувь, они вправе отказаться от возложенных на них функций. Кроме того, все сотрудники, пользующиеся защитными средствами, должны быть заранее проинструктированы о том, как их правильно применять, причем обучение должно провестись как теоретическое, так и практическое.
Обязанности работника по использованию средств защиты
Каждый сотрудник, в законном порядке ознакомленный с правилами по охране труда и выполняющий свою работу в условиях, требующих применения защитных средств, обязан:
- использовать средства защиты в течение всей рабочей смены;
- применять защитные средства так, как прописано в правилах их эксплуатации;
- сообщать работодателю обо всех поломках и неисправностях защитных устройств, причем делать это нужно своевременно;
- бережно относиться к защитным приспособлениям;
- повторно проходить обучение по пользованию защитой, если обнаружились факты ее неправильного применения или обновилась модификация.
Перед тем, как приступить к своей работе, сотрудник обязан пройти инструктаж по охране труда. Это касается всех вновь принятых в штат организации людей – их необходимо коротко ознакомить с условиями и правилами производственных процессов. Данную работу с ними должен проводить либо кадровик, либо специалист по охране труда.
Исполняется эта процедура в специально отведенном помещении при использовании всех необходимых пособий и средств защиты.
Кроме общего инструктажа, если того требуют условия работы, специалист по охране труда должен провести еще и инструктаж непосредственно на рабочем месте, а также впоследствии периодически проводить инструктажи внеплановые, целевые и повторные.
В инструктаж входит:
- оглашение закона и инструкций по охране труда;
- предупреждение сотрудника о имеющихся опасных факторах на производстве;
- обучение безопасному выполнению работ;
- обучение первой помощи, в случаях травм у персонала.
После прохождения инструктажа, новый сотрудник обязан поставить подпись в соответствующем документе об ознакомлении с действующими на предприятии нормами и правилами.
Важно! Если в процессе работы на одном и том же предприятии работник по каким-либо причинам будет переведен с одного участка работы на другой, он обязан снова пройти инструктаж и стажировку, но уже в соответствии с новым профилем.
Обязанности работника по предупреждению руководства о нештатных ситуациях
Каждый сотрудник предприятия в случае травмы или проявления профессионального заболевания у него лично или у кого-либо из коллег обязан оповестить об этом руководство. То же самое необходимо сделать, если в процессе работы внезапно появились обстоятельства, угрожающие здоровью и жизни людей.
Если случилась травма, то пострадавшему обязательно нужно оказать первую помощь и незамедлительно доставить его в ближайший медицинский пункт. В случае появления опасности, грозящей людям или производственному процессу, каждый работник должен немедленно прекратить выполнение своих обязанностей и сообщить об этом своему непосредственному начальству.
Правила охраны труда
Если на каком-либо производственном участке обнаружилось возгорание, то нужно:
- Немедленно позвонить в пожарную часть и, если возможно, сообщить о происшествии руководству предприятия;
- Начать тушить пожар при помощи средств пожаротушения и подручных устройств.
Медицинские осмотры по правилам охраны труда
Медицинские осмотры также являются частью соблюдения правил по охране труда.
Причем проводиться они должны за счет работодателя и с определенной регулярностью.
Цель их — предупреждение развития профессиональных заболеваний. Первый медицинский осмотр должен проводиться перед трудоустройством сотрудника для определения уровня его здоровья и соответствия его будущей работе, последующие – в процессе трудовых будней с той частотой, которая установлена индивидуально в каждой конкретной организации.
Во время прохождения медосмотров, все сотрудники организаций должны освобождаться от своей работы. Если медосмотр не пройден, то работник не имеет права получить допуск к выполнению своих профессиональных функций. При выявлении каких-либо противопоказаний, руководство предприятия может перевести сотрудника на другой производственный участок.
Важно! Каждый работник должен знать о том, что в случае несоблюдения правил охраны труда, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Это закреплено в Трудовом Кодексе РФ.
Таким образом, соблюдение норм охраны труда гарантирует всем работникам предприятий и организаций безопасный труд. Если же сотрудники компаний, ранее предупрежденные о необходимости придерживаться правил охраны труда, их нарушают, то ответственность в случае возникновения нештатных ситуаций и их последствий ложится на них. Причем в особо опасных случаях, это может быть не только дисциплинарное взыскание, а даже административное и уголовное наказание. Именно поэтому, лучше не нарушать правила, действующие на производстве, а следовать им со всей возможной тщательностью.
Утверждение в организации положения по охране труда
На начальном этапе каждый работодатель должен разработать положение по охране труда в организации. Если численность сотрудников превышает 50 человек, то необходимо выделить ставку специалиста по охране труда или создать такую службу. В противном случае назначьте приказом ответственного по охране труда и возложите на него обязанности инженера по охране труда.
Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, способам оказания первой помощи
Нужно в обязательном порядке провести обучение безопасным методам выполнения работ, а также ознакомить работников с приемами оказания первой помощи пострадавшим на рабочем месте.
Проведение инструктажей по охране труда
Обязанностью работодателя также является проведение с работниками различных видов инструктажей по охране труда: вводных, первичных, повторных, целевых, внеплановых.
Разработка программы обучения и проверки знаний по ОТ
В организации должен быть создан перечень сотрудников, которым необходимо проходить проверку знаний по охране труда. Также требуется утвердить программу обучения, разработать экзаменационные билеты и график проведения проверки знаний. Проверочная комиссия оформляет протокол и вносит сведения о проверке в удостоверение установленной формы.
Проведение медосмотров
Необходимо организовать проведение предварительного (при приеме на работу) медосмотра работника. Далее обязательно нужно разработать список сотрудников и график проведения периодических медицинских осмотров, выпустить приказ о прохождении медосмотров, сформировать перечень работ, для прохождения которых необходимо проведение медосмотра.
Разработка и утверждение инструкций и мероприятий по ОТ
Нужно разработать, утвердить , а также выдать на рабочие места инструкции по охране труда. Все без исключения работники должны быть ознакомлены с инструкциями по охране труда.
Обеспечение работников СИЗ
Требуется составить перечень профессий и категорий работников, которым необходимы средства индивидуальной защиты, своевременно оформлять заявки на получение и вести карточки учета выдачи СИЗ.
Карточка учета выдачи СИЗ
Проведение специальной оценки условий труда
Специальную оценку условий труда (СОУТ) необходимо планировать с самого начала организации производства или деятельности предприятия. Работодателю на это дается 12 месяцев с момента организации новых рабочих мест. Начать стоит с издания приказа о создании комиссии по СОУТ и разработки списка рабочих мест, по которым требуется провести оценку. Также в эту работу входит заключение договора о проведении оценки специализированной организацией, оформление карт, протоколов и отчётов СОУТ, создание списков имеющих право на дополнительный отпуск и доплаты за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Проведение оценки уровня профессионального риска
В соответствии со статьей 212 ТК рф и 209 тк РФ, а также c типовым положением о СУОТ (системе охраны труда на предприятии) необходимо разработать и утвердить процедуры по управлению профессиональными рисками. Управлять рисками это значит: выявлять риски, оценивать возможные уровни опасностей на рабочих местах, принимать возможные меры по снижению уровня возможного риска и периодически контролировать эффективность мер по снижению и текущие уровни риска на рабочих места. Оценка профессиональных рисков: что, зачем и как? Оценка профессиональных рисков в организации
Организация контроля за состоянием условий труда на рабочем месте
Работодатель обязан контролировать состояние условий труда на рабочем месте, вести соответствующие журналы контроля, составлять ежеквартальные акты и планировать мероприятия по устранению выявленных недостатков. Данная обязанность закреплена в ст. 212 ТК. РФ.
Расследование и учет несчастных случаев
Для расследования несчастных случаев приказом руководителя утверждается комиссия по расследованию. Также необходимо оформлять документально все материалы расследования, создавать акты, вести журналы учета.
- Порядок расследования и оформения несчастных случаев на производстве по новым правилам 2022 года
- На авось: несчастный случай без допуска
- Расследование несчастного случая: перечень вопросов
- Расследование несчастных случаев с учащимися 21 пример штрафов за несчастный случай
- Выплаты при несчастном случае на производстве
Ведение работ по обеспечению электробезопасности
Необходимо назначить ответственного за электрохозяйство, разработать перечень профессий и должностей с присвоением им соответствующей группы по электробезопасности, контролировать состояние, создавать акты приёмки и разрабатывать инструкции по эксплуатации электрооборудования, электроустановок, зданий и сооружений.
Ведение работ по обеспечению пожарной безопасности
Требуется издать приказ о противопожарном режиме в организации, назначить ответственных за пожарную безопасность, разработать схемы эвакуации, средства агитации и оформить уголки по пожарной безопасности, следить за содержанием первичных средств пожаротушения, сформировать добровольные пожарные дружины, спланировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, своевременно оформлять наряды-допуски на проведение огневых работ и вести журнал их регистрации.
Сделаны по изменениям от 01.03.2022 и 01.09.2022
Информирование работников об условиях охраны труда
Работодатель обязан не только иметь комплект нормативно-правовых актов по охране труда, но и обеспечить доступ к ним для каждого работника, а также создавать уголки и кабинеты по охране труда.
Обновленный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Встреча с инспектором ГИТ
На волне нововведений по охране труда 1 сентября 2021 года вступил в силу обновленный профессиональный стандарт специалиста по охране труда, требования к которому указаны в приказе Минтруда №274н от 22.04.2021.
Данный профстандарт определяет суть работы специалиста по охране труда и обязателен к применению на основании статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации. Общая структура профстандарта не претерпела кардинальных изменений, но как говорится дьявол кроется в деталях. Рассмотрим их.
Сравниваем «старый» и «новый» профстандарт
Упор в новой версии профстандарта направлен на повышение уровня значимости и нужности самой профессии специалиста по охране труда. Выделим основные моменты:
1. Добавление восьмого уровня квалификации.
Напомним для непосвященных, что квалификация в трудовых отношениях — это степень или уровень проявления профессиональных достоинств, степень соответствия определённому уровню профессиональных требований. Как правило, каждая должность имеет свой набор квалификационных требований. Это касается и должности специалиста по охране труда. До ввода в действие нового профстандарта существовало семь квалификаций.
Отныне 8-ому уровню смогут соответствовать заместители руководителя организации по управлению профессиональными рисками и руководители направления или подразделения по управлению профессиональными рисками в организации. Обобщенной трудовой функцией таких работников будет стратегическое управление профессиональными рисками.
2. Расширение и разведение основных трудовых функций во избежание перегруженности, когда специалист по охране труда один в организации.
Шестому уровню квалификации относятся младшие специалисты по охране труда, специалисты по охране труда и главные (ведущие) специалисты по охране труда с обобщенной трудовой функцией – обеспечением функционирования системы управления охраной труда в организации. На седьмом уровне квалификации имеется две основные трудовые функции – планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков, и экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда. Первой функцией должны обладать руководители службы охраны труда, начальники отделов охраны труда и начальники управления охраной труда, а второй – эксперты по условиям и охране труда, консультанты по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками, а также инструктора по условиям и охране труда.
3. Обобщенные трудовые функции изменились в формулировках и добавились новые.
Например, у 6-го уровня квалификации «внедрение и обеспечение функционирования СУОТ» перетекло в просто «обеспечение функционирования СУОТ», а вот «проведение мониторинга функционирования СУОТ» вообще отсутствует. На 7-ом уровне «планирование, разработка и совершенствование СУОТ» изложено в новой трактовке «планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профрисков». На 7-ом и 8-ом уровне добавились функции – «экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования СУОТ» и «стратегическое управление профрисками» соответственно.
4. Теперь в трудовых действиях специалиста по охране труда отсутствует обязанность в организации проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований. Организация заменена на проведение контроля, что является логичным – ведь специалист по охране труда не может контролировать тот процесс, чьим организатором он является.
5. Отныне специалист по охране труда должен организовать проведение периодического обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Ранее такое требование в профстандарте отсутствовало.
6. В каждом уровне квалификации трудовые функции получили более понятные действия, знания умения, которым должен соответствовать специалист по охране труда. Все изменения перечислять нет смысла, лучше все посмотреть в самом стандарте.
7. Диджитализация проникла и в профстандарт для соответствия новым тенденциям и оптимизации проведения работ по охране труда. Так, специалист по охране труда по умолчанию должен знать прикладные программы для локальных сетей и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», инструменты для проведения вебинаров и видеоконференций, пользоваться цифровыми платформами, справочными правовыми системами, базами данных в области охраны труда.
Требования к образованию специалиста по охране труда
Уровень компетенции по новым требованиям должен содержать:
Действия специалиста по охране труда при вступлении в силу профстандарта
Основополагающим действием специалиста по охране труда является пересмотр своей должностной инструкции в связи с вступившим в силу новым профстандартом. При актуализации должностной инструкции необходимо обратить особое внимание на функции, где необходимо расписать их в зависимости от уровня квалификации в профстандарте,
Также значительной корректировке подлежит раздел с обязанностями. В данном случае появилась легальная возможность уйти от лишних обязанностей, которыми специалисты по охране труда занимались ранее. Для этого должностную инструкцию необходимо подвести под формулировки профстандарта, без выхода за его рамки. Если все же дополнительными обязанностями работодатель пытается вас нагрузить, то можно поступить следующим образом:
- через формализованную процедуру (служебную записку, пояснительную записку, рапорт и т.д.) поднять вопрос о расширении штата работников по охране труда, в случае отказа – об увеличении заработной платы за дополнительные обязанности;
- обратиться в службу корпоративного надзора и через внеплановую проверку с выявленным нарушением несоответствия уровню квалификации получить предписание с последующим устранением данного замечания.
Все должны понимать, что чем выше уровень квалификации, тем выше должен быть уровень компетенции, стажа работы и знаний по стратегии управления профрисками в организации.