Обновлённый раздел «Охрана труда» в Трудовом кодексе. Что нас ждёт?

Обновлённый раздел «Охрана труда» в Трудовом кодексе. Что нас ждёт? Охрана труда

«основы законодательства российской федерации об охране труда»
(утв. вс рф 06.08.1993 n 5600-1)

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

(в ред. Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)

Настоящие Основы устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие охраны труда

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его действия

Законодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, настоящих Основ и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные законодательными актами республик в составе Российской Федерации, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных настоящими Основами.

Действие настоящих Основ распространяется на:

предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем — предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

работников кооперативов;

студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику;

военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.

На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;

установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;

взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;

обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;

обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;

осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;

международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.

Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

Глава II. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДА

Статья 4. Право работника на охрану труда

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

б) на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

в) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

д) на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;

е) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

ж) на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

з) на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;

и) на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;

к) на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.

Статья 5. Гарантии права работника на охрану труда

Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем.

Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

На время приостановки работ на предприятии, в цеху, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок.

При приостановке деятельности или закрытии предприятия вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник этого предприятия обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий.

При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.

Категории работников, имеющих право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 6. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда

На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также тех лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается Советом Министров — Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами. Субъекты Российской Федерации вправе дополнять перечень таких работ.

Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 7. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда.

Дополнительно:  ЭБ 122.4. Подготовка к сдаче III группы электробезопасности / Хабр

Государственное управление охраной труда осуществляют федеральный орган исполнительной власти по труду и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

(в ред. Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)

Нормы и правила по охране труда, утвержденные этим государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Должностные лица государственного органа управления охраной труда имеют право беспрепятственного посещения предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и доступа к необходимой информации.

Статья 8. Органы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях

Отраслевые министерства и ведомства Российской Федерации, а также концерны, ассоциации и другие объединения предприятий обязаны создавать службы охраны труда.

Для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя.

Статья 9. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии

Работодатель обязан обеспечить:

а) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

б) соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;

в) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно — профилактического обслуживания работников;

г) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;

д) выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;

е) эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников;

ж) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;

з) обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

и) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;

к) беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда на предприятии и соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

л) своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушения законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;

м) необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;

н) предоставление органам надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;

о) обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статья 10. Обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятиях

Работник обязан:

а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

б) правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

в) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Статья 11. Соответствие производственных объектов и средств производства требованиям по охране труда

Проектирование, строительство и реконструкция производственных объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускаются.

Проекты производственных объектов и средств производства подлежат государственной экспертизе, а опытные образцы продукции — государственным испытаниям на соответствие их стандартам, отвечающим требованиям по охране труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.

На действующих предприятиях согласно положению о сертификации оформляется соответствующий сертификат безопасности.

Статья 12. Обучение и инструктирование работников по охране труда

Для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим.

Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными условиями труда, где требуется профессиональный отбор, организуется предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией.

Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.

Статья 13. Медицинские осмотры

Работодатель обязан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятия.

Медицинские осмотры работников производятся за счет работодателя.

При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.

Статья 14. Обеспечение безопасности работников при производстве и применении вредных веществ

Не допускается применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека.

На предприятиях, деятельность которых связана с производством и применением вредных веществ, разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация и проводятся организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно — профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников.

Статья 15. Подготовка специалистов по охране труда

Государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы охраны труда включаются также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования.

Статья 16. Экономический механизм обеспечения охраны труда

Экономический механизм обеспечения охраны труда включает:

планирование и финансирование мероприятий по охране труда;

обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;

обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда на предприятии; за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда; за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;

предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Статья 17. Фонды охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, в республиканских бюджетах республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетах краев и областей, городских бюджетах городов Москвы и Санкт-Петербурга, областном бюджетах автономной области, окружных бюджетах автономных округов, районных бюджетах районов, городских бюджетах городов, районных бюджетов районов в городах, бюджетах поселков и сельских населенных пунктов, прибыли (доходов) предприятий, а также из фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.

Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда и фонды охраны труда предприятий.

Федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований, выделяемых Советом Министров — Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий; суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушения законодательства об охране труда; отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования Российской Федерации; добровольных отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений.

Территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях; добровольных отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений.

Предприятия ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями.

Помимо перечисленных фондов охраны труда, могут создаваться общественные фонды охраны труда.

Средства, направляемые в фонды охраны труда предприятий, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд предприятия и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда в размере до 100 процентов средств, затраченных не по назначению.

Вопросы налогообложения фондов охраны труда регулируются налоговым законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Обеспечение экономической заинтересованности предприятий в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производства

Прибыль предприятий, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, полученная за счет создания новых, более безопасных технологий и средств производства, выпуска и реализации средств коллективной и индивидуальной защиты работников, приборов контроля производственной среды, может подлежать льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем

Возмещение вреда, причиненного работнику трудовым увечьем, регулируется Гражданским кодексом РСФСР и Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 20. Ответственность предприятий за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда

За невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 21. Ответственность научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда

Научно-исследовательские, технологические и проектно — конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений.

Статья 22. Ответственность предприятий за выпуск и реализацию продукции производственно-технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране труда

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.

Статья 23. Предоставление дополнительных компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда

Дополнительные компенсации и льготы работникам, предоставленные с учетом специфики условий труда на конкретном предприятии, могут определяться коллективным договором или соглашением.

Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

Дополнительно:  Распоряжение ОАО РЖД от 20.01.2020 N 81/р О внесении изменений в Инструкцию по охране труда для локомотивных бригад ОАО РЖД

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 24. Органы государственного надзора и контроля

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

(в ред. Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраны труда.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Статья 26. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 27. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда

За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 28. Приостановление производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда

(в ред. Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)

В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.

Решение о закрытии указанных предприятий или их структурных подразделений принимает соответствующий орган исполнительной власти по труду на основании представления Главного государственного инспектора труда Российской Федерации, главного государственного инспектора труда по субъекту Российской Федерации при наличии заключения органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации.

Решение органа исполнительной власти по труду о закрытии предприятия или его структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.

6 августа 1993 года.

N 5600-1

«ПОТ РО-97300-11-97. Правила по охране труда при ремонте и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники»
(утв. Приказом Минсельхозпрода РФ от 29.04.1997 N 208)

8.1. Для предупреждения производственного травматизма и заболеваемости, защиты работников, занятых ремонтом и техническим обслуживанием сельскохозяйственных машин, и в соответствии со ст. 9 «Основ законодательства Российской Федерации по охране труда» работодатель обязан обеспечить выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением.

«ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах»
(утв. Приказом Минтранса РФ от 09.01.1996 N 2)

1.1. Работа по охране труда в портах должна проводиться в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране труда» (N 5600-1, 6 августа 1993 г.).

1.2. Обязанности руководящих и инженерно-технических работников порта по охране труда должны быть включены в их должностные инструкции.

«ПОТ РМ 001-97. Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ»
(утв. Постановлением Минтруда России от 21.03.1997 N 15)
(ред. от 21.04.2021)
(вместе со «Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин», утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.07.1978 N 240/П10-3, «Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями руда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет», утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 10.09.1980 N 283/П-9, «Рекомендациями по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации», утв. Постановлением Минтруда России от 30.01.1995 N 6, «Рекомендациями по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 челове

Рекомендации по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации <*> подготовлены в соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда в целях оказания помощи работодателю в организации службы охраны труда на предприятии. Задачи, функциональные обязанности и права работников службы охраны труда изложены с учетом того, что ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возложена на работодателя <**>, а работники предприятия обязаны соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты <***>.

«ПОТ РО 29-003-95. Правила по охране труда для предприятий книжной торговли»
(утв. Приказом Роскомпечати от 21.03.1995 N 33)

1.2. Руководитель предприятия (работодатель) <*> обязан обеспечить безопасные условия труда путем проведения необходимых организационных и технических мероприятий по безопасности труда в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, государственных стандартов системы безопасности труда (ССБТ), действующих норм, а также настоящих Правил и осуществлять постоянный контроль за соблюдением работниками требований охраны труда.

«ПОТ РО 14000-001-98. Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения»
(утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики РФ 12.03.1998)

12.1. В соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации, с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда администрация организации обязана организовать труд работающих и обеспечить здоровые и безопасные условия труда.

«ТОИ Р-31-209-97. Типовая инструкция по охране труда для наполнителя и приемщика баллонов»
(утв. Приказом Минтранса РФ от 15.09.1997 N 105)
(вместе с «Правилами оказания первой доврачебной помощи пострадавшим»)

Дополнительно:  Онлайн тесты по электробезопасности

Настоящий сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих профессий судоремонтных предприятий составлен в соответствии с требованиями ст. 145 «Кодекса законов о труде Российской Федерации», ст. ст. 9,10 и 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» и «Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда», утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93).

«ТОИ Р-31-203-97. Типовая инструкция по охране труда для кузнеца»
(утв. Приказом Минтранса РФ от 15.09.1997 N 105)
(вместе с «Правилами оказания первой доврачебной помощи пострадавшим»)

Настоящий сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих профессий судоремонтных предприятий составлен в соответствии с требованиями ст. 145 «Кодекса законов о труде Российской Федерации», ст. ст. 9,10 и 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» и «Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда», утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93).

«ТОИ Р-31-206-97. Типовая инструкция по охране труда для маляра»
(утв. Приказом Минтранса РФ от 15.09.1997 N 105)
(вместе с «Правилами оказания первой доврачебной помощи пострадавшим»)

Настоящий сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих профессий судоремонтных предприятий составлен в соответствии с требованиями ст. 145 «Кодекса законов о труде Российской Федерации», ст. ст. 9, 10 и 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» и «Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда», утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93).

Указание МПС РФ от 01.04.1998 N О-382у
«О нормативах участия в работе по охране труда»

В соответствии со статьей 9 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает:

1. Утвердить прилагаемые Нормативы участия в работе по охране труда руководителей железнодорожного транспорта с 10.04.98.

«ПОТ РО-00030171-99. Правила по охране труда при выполнении перегрузочных работ в речных портах»
(утв. Минтрансом России 30.12.1999)

1.1. Работа по охране труда в речных портах (далее — порты) должна проводиться в соответствии с положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране труда (N 56500-1 от 6 августа 1993 г.).

Обязанности работодателей и работников

Безопасность на рабочих местах зависит не только от работодателей, но и от того, соблюдают ли работники требования в области охраны труда – соответствующая их обязанность закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ. С целью обеспечения выполнения работниками этой обязанности кодекс дополняется корреспондирующим правом работодателя требовать от работников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст.

22 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Для того чтобы реализовать данное право на практике и иметь возможность привлекать работников к дисциплинарной ответственности в случае несоблюдения этих требований, соответствующую обязанность, по мнению Ивана Шкловца, нужно прямо прописывать либо в трудовых договорах, либо в локальных нормативных актах, например в правилах внутреннего трудового распорядка.

Примером несоблюдения требований охраны труда является неприменение работниками выданных им средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны в обязательном порядке использоваться при выполнении работ с вредными или опасными условиями труда и работ в особых температурных условиях.

С 1 марта следующего года такие действия будут являться основанием для отстранения работников от работы без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 76 ТК РФ дополняется соответствующим абз. 6; в настоящее время отстраняться от работы по причине неиспользования СИЗ могут только лица, занятые на подземных работах, – в соответствии со ст. 330.

4 ТК РФ). При этом стоит иметь в виду, что такое отстранение будет возможно, только если работодатель выполнил свою обязанность по обеспечению работников СИЗ. В случае, когда такие средства работникам не предоставлены, работодатель не вправе требовать от них исполнения трудовых обязанностей – в данной ситуации должен вводиться простой по вине работодателя, который оплачивается в размере среднего заработка работника (ст. 216.

1 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). На это следует обратить особое внимание, потому что по общему правилу за период простоя по вине работодателя работникам выплачивается, как правило, не весь заработок, а 2/3 от него (ст. 157 ТК РФ).

Стоит также отметить, что изменяется и сам порядок обеспечения работников СИЗ. Сейчас работодатели руководствуются типовыми нормами выдачи СИЗ (они утверждены для конкретных отраслей экономики и производств) и смывающих или обезвреживающих средств – сразу следует подчеркнуть, что право использовать эти типовые нормы сохраняется до 31 декабря 2024 года (ч. 2 ст.

2 Закона № 311-ФЗ установлен соответствующий переходный период). По новым же правилам работодателям нужно будет самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи таких средств, руководствуясь правилами обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также едиными типовыми нормами выдачи таких средств, которые предстоит утвердить Минтруду России (ст. 221 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).

Узнайте последние изменения в правовом регулировании трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.

Таким образом, каждому работодателю нужно будет издать локальный нормативный акт, предусматривающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами. Причем, что также немаловажно, – обязательно с учетом результатов специальной оценки условий труда.

«Если возникают такие ситуации, когда спецоценка еще не проведена: создается новая компания или же в компании создаются новые рабочие места, и мы на эти новые рабочие места принимаем работников, мы должны определить, какие условия труда на них возникают.

Если раньше работодатели могли спокойно пользоваться различными перечнями должностей работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и обеспечивать их СИЗ до проведения спецоценки, то новая ст. 221 ТК РФ жестко привязывает необходимость обеспечения СИЗ к результатам спецоценки.

Это означает, что спецоценку нужно проводить как можно быстрее, и только непосредственно по ее результатам, если выявлены вредные факторы: условия труда относятся к 3 или 4 классу, – работодатель обязан обеспечить таких работников СИЗ», – пояснил Иван Шкловец.

Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополняется соответствующей ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4 – опасному – классу (ч. 5 ст.

14 Федерального закона от 28 декабря 2021 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). В период такой приостановки работники либо не будут работать, средний заработок за ними при этом должен сохраняться, либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (по правилам ст. 216.

1 ТК РФ). Срок приостановки будет зависеть от того, как быстро работодатель сможет устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда. Их устранение должно будет осуществляться на основе специально разработанного и утвержденного плана мероприятий, копию которого работодатель будет обязан направить в территориальную инспекцию труда.

После реализации запланированных мероприятий должна будет проводиться внеплановая спецоценка условий труда на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтвердят снижение класса условий труда, работа сможет возобновиться. Если же снизить класс условий труда работодателю не удалось, он должен будет предложить работникам другую работу, так как эти рабочие места ликвидируются, а соответствующие должности сокращаются, подчеркнул Иван Шкловец.

Следует иметь в виду, что под запрет на работу в опасных условиях труда не будут подпадать работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, и еще некоторые виды работ – в соответствии с перечнем, который утвердит Правительство РФ.

Помимо обязанности обеспечивать проведение спецоценки условий труда, у работодателя появится также прямая обязанность организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).

Соответствующее требование не является новым, указание на необходимость реализации таких мероприятий по управлению профессиональными рисками содержится в п. 33-39 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2021 г.

№ 438н). Однако на практике, по статистике Роструда, большинство работодателей это требование не исполняют, что регулярно выявляется инспекциями труда. Вероятно, обновленные положения ТК РФ, прямо устанавливающие, с одной стороны, обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками, с другой – дающие более детальное представление о том, что такое опасности и профессиональные риски и как они должны выявляться (ст.

209, ст. 218 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ), помогут работодателям наладить соответствующие процессы. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, – Минтруд России должен будет утвердить рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, а также рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению, – представляется крайне важным.

Отдельного внимания заслуживает новая норма, закрепляющая обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст.

214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). В настоящее время, как отметил Иван Шкловец, организовать контроль за безопасным ведением работ несколькими работодателями на одной территории, например, когда несколько подрядных организаций работают на одной строительной площадке, крайне затруднительно, а в некоторых случаях такой контроль и вовсе отсутствует, и это сильно влияет на уровень производственного травматизма – в сфере строительства он очень высок.

Введение обязанности работодателей согласовывать друг с другом и реализовывать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников – примерный перечень таких мероприятий будет утвержден Минтрудом России – призвано исправить эту ситуацию.

Оцените статью
Добавить комментарий