- Заполнение и подача формы 2-ТП (воздух) в Росприроднадзор
- Объемы выбросов и форма 2-ТП
- Необходимость подачи отчета
- Способы подачи отчета
- Содержание отчета
- Подача отчета для нескольких объектов
- Введение
- Подача отчета
- Штрафы
- Выполненные работы
- Цены
- План НМУ
- Исходные данные
- Проект нормативов допустимых выбросов
- Расчет рассеивания выбросов
- НДВ вопросов не возникает
- Контроль качества воздуха
- Неблагоприятные метеорологические условия
- Профилактические меры
- Важность анализа концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
- Отсутствие нормативов для определенных веществ
- Учет разовых концентраций и фоновых значений
- Фоновые концентрации в НМУ
- Заключение
- Узнать подробнее
- Подпишитесь на наш канал
- Почему надо проводить инвентаризацию
- Делать замеры или рассчитывать?
Заполнение и подача формы 2-ТП (воздух) в Росприроднадзор
Специалисты компании ЭкоЭксперт с более чем 20-летним опытом работы предлагают услуги по заполнению и подаче формы 2-ТП (воздух) в Росприроднадзор.
Объемы выбросов и форма 2-ТП
Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу строго контролируются, и администрации предприятий должны представить статистическую информацию по форме 2-ТП (воздух) до 22 января следующего года. Эти данные анализируются контрольно-надзорными органами и могут повлиять на управленческие решения.
Форма 2-ТП (воздух) утверждена Приказом Росстата от 8 ноября 2018 года № 661 и должна быть заполнена всеми природопользователями, независимо от уровня организации мер по охране воздуха.
Необходимость подачи отчета
Объем выбросов и класс опасности веществ определяют необходимость представления отчета по форме 2-ТП (воздух):
- менее 5 тонн в год
- от 5 до 10 тонн в год
- более 10 тонн в год
- при наличии веществ 1 и 2 класса опасности.
Способы подачи отчета
Отчет о выбросах можно представить надзорному органу несколькими способами. Для малых предприятий без доступа к электронной подаче штатная численность определяет формат:
- менее 25 человек — бумажный носитель
- от 25 до 99 человек — бумажный носитель с электронной копией
- более 99 человек — электронный документ с усиленной электронной подписью.
Содержание отчета
Отчет 2-ТП (воздух) включает в себя следующие таблицы:
- Объект негативного воздействия
- Объемы выбросов по годам
- Загрязняющие вещества и их класс опасности
- Сведения о пылегазоулавливающем оборудовании
- Документы, подтверждающие легитимность выбросов.
Подача отчета для нескольких объектов
Предприятиям с несколькими объектами негативного воздействия рекомендуется заполнять отчет по каждому объекту. Однако информация может быть объединена в один документ и подана в надзорный орган одним пакетом, в том числе и в электронном виде из личного кабинета природопользователя.
Введение
Для подачи статистических данных необходимо встать на учет в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие (ОНВ). Свидетельство о постановке содержит код ОНВ в государственном реестре, этот код необходимо указать в таблицах отчета.
Подача отчета
Форма 2-ТП (воздух) должна быть подана в надзорный орган по месту учета ОНВ. Отчеты по ОНВ, расположенным в городе Москве и Московской области, подаются в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
Штрафы
Непредставление отчета по форме 2-ТП (воздух) в надзорный орган влечет наложение административного штрафа по статье 8.5 КоАП Сокрытие или искажение экологической информации.
Более 15 лет компания ООО ЭкоЭксперт занимается разработкой экологической документации. Ежегодно мы оформляем статистическую отчетность по объектам негативного воздействия для порядка 20 организаций, среди которых есть и такие крупные предприятия, как АО Агрокомбинат Московский и ОАО Люберецкий горно-обогатительный комбинат.
Выполненные работы
В разделе Выполненные работы представлен перечень проектов, реализованных сотрудниками ООО ЭкоЭксперт для самых различных предприятий.
Цены
Со стоимостью работ вы можете ознакомиться в разделе Цены.
План НМУ
Цена от 15 000 руб.
Срок от 3 месяцев
Согласно п. 6 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 (далее – Приказ № 811), в качестве исходных данных при разработке плана мероприятий, основными выступают.
Для того, чтобы разработать и согласовать план мероприятий при НМУ, необходимо знать и оперировать не только Приказом № 811, но и другими нормативными документами, поскольку инспекторы во многих регионах не ограничиваются проверкой пояснительной записки к плану мероприятий при НМУ, а смотрят еще и соответствие остальных представленных документов нормативно-правовым актам.
Исходные данные
По основным исходным данным для разработки плана мероприятий при НМУ перечислим также основные нормативно-правовые акты для этих документов.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ разрабатывается на основании Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871 (далее – Приказ № 871).
Проект нормативов допустимых выбросов
Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатывается на основании Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года № 581.
Расчет рассеивания выбросов
Расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ должен быть выполнен в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 6 июня 2017 года № 273.
НДВ вопросов не возникает
К расчетам рассеивания, которые проводятся в рамках проекта НДВ вопросов не возникает. В соответствии с п. 14 Приказа № 581, для гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха указываются значения максимальных разовых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ПДК м.р.), ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ), среднесуточных и (или) среднегодовых предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Контроль качества воздуха
Важно отметить, что нормирование загрязняющих веществ осуществляется на основе характеристик источников выбросов и результатов расчетов рассеивания. Если по части ненормируемых веществ наблюдается превышение ПДК, то они также включаются в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются мероприятия.
Неблагоприятные метеорологические условия
Неблагоприятные метеорологические условия способствуют накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха. Они могут включать краткосрочное сочетание метеорологических факторов, таких как штиль, слабый ветер, туман, или инверсия, которые способствуют накоплению загрязняющих веществ.
Профилактические меры
При неблагоприятных условиях предприятие должно быть готово принять меры для уменьшения выбросов. Это может включать уменьшение максимального разового выброса, что сказывается на общем содержании загрязняющих веществ в атмосфере.
Подобный подход поможет соблюдать установленные нормы и обеспечить безопасное качество атмосферного воздуха.
Цитата: Забота о природе сегодня — залог здоровья наших потомков.
Важность анализа концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
Согласно Приказу № 273, среднегодовые концентрации загрязняющих веществ соответствуют длительному времени осреднения и определенным метеорологическим условиям. Однако, анализ и сравнение таких концентраций может быть нецелесообразным при разработке планов мероприятий при НМУ.
Отсутствие нормативов для определенных веществ
При выбросах веществ, для которых не установлены ПДКм.р., необходимо рассматривать критерии ПДКс.с. и ПДКс.г. Как в таком случае проводить анализ превышений?
Согласно Приказу № 273, для расчета ПДКс.с. необходимо учитывать все 3 критерии: ПДКм.р., ПДКс.г. и ПДКс.с. В связи с отсутствием необходимости анализа среднегодовых концентраций при НМУ, среднесуточные концентрации также не учитываются.
Учет разовых концентраций и фоновых значений
При расчете максимальных разовых концентраций учитывается осреднение на промежуток 20-30 минут. Значения концентраций, полученные с учетом сравнения См.р./ПДКс.с., будут всегда выше, чем ПДКс.с. (Сс.с./ПДКс.с.).
Фоновые концентрации в НМУ
Мероприятия при НМУ должны учитывать фоновые концентрации и снижать их совместно с выбросами от других источников. Периоды НМУ могут увеличивать концентрации от всех источников, включая сторонние предприятия, что отражается в фоновом загрязнении.
Заключение
При анализе максимальных расчетных концентраций, учитывая фоновые значения, важно обеспечить соблюдение гигиенических нормативов. Фоновые значения используются для критериев ПДКм.р. и ПДКс.г., что позволяет оптимизировать планы мероприятий при НМУ.
Узнать подробнее
Можно на нашем сайте
Подпишитесь на наш канал
Обоснование отсутствия плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)
Полное наименование юридического лица
Сокращенное наименование юридического лица
Фактический адрес промплощадки
Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №*
Категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – *
Код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – *
Предприятие размещается в
Со всех сторон территория окружена производственными предприятиями. Ближайший жилой дом расположен на юго-западе на расстоянии 320 метров от границы предприятия (ул.**).
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 раздел 7.1.4. «Строительная промышленность», предприятие относится к III классу опасности, п.7, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 300 м.
Основным видом деятельности *** является производство ***.
В состав предприятия входят следующие производственные участки:
Отопление производственных помещений предприятия осуществляется котельной арендодателя. На балансе предприятия имеется легковой автомобиль, расположенный на открытой стоянке.
При штатном режиме эксплуатации предприятия ** в атмосферу выбрасывается ** наименований загрязняющих веществ (* твердых и * жидких/газообразных).
Таблица 1 – Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу
Загрязняющее вещество Используемый критерий Значение критерия мг/м3 Класс опас- ности Суммарный выброс вещества
код наименование г/с т/год
1 2 3 4 5 6 7
0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) ПДК м/р 0,20 3
0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) ПДК м/р 0,40 3
0328 Углерод (Сажа) ПДК м/р 0,15 3
0330 Сера диоксид (Ангидрид сернистый) ПДК м/р 0,50 3
0337 Углерод оксид ПДК м/р 5,00 4
0902 Трихлорэтилен ПДК м/р 4,00 3
1071 Гидроксибензол (Фенол) ПДК м/р 0,01 2
1325 Формальдегид ПДК м/р 0,035 2
2704 Бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) ПДК м/р 5,00 4
2868 Эмульсол ОБУВ 0,05
2902 Взвешенные вещества ПДК м/р 0,50 3
Всего веществ : 11
в том числе твердых :2
Группы веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия:
6038 (2) 1071 330
6010 (4) 1071 337 330 301
6204 (2) 301 330
В соответствии с перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316 р., определен перечень загрязняющих веществ. Выбрасываемых в атмосферный воздух предприятием **, подлежащих нормированию.
Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, подлежащих нормированию
Загрязняющее вещество Используемый крите-рий Значение критерия мг/м3 Класс опас- ности Суммарный выброс вещества т/год
0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) ПДК м/р 0,20000 3
0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) ПДК м/р 0,40000 3
0330 Сера диоксид (Ангидрид сернистый) ПДК м/р 0,50000 3
0337 Углерод оксид ПДК м/р 5,00000 4
2704 Бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) ПДК м/р 5,00000 4
2902 Взвешенные вещества ПДК м/р 0,50000 3
Для оценки степени опасности загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ предприятия *** проведены расчеты концентраций и рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы в соответствии с Приказом Минприроды России № 273 от 06.06.2017 г. «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».
Для определения концентрации выбросов загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы проведен расчет рассеивания по унифицированной программе УПРЗА «ЭКОЛОГ» версия 4.60, разработанной фирмой «Интеграл» (Санкт-Петербург), согласованной в установленном порядке.
Для проведения расчетов была создана база данных. В исходные данные вошли управляющие параметры, параметры источников и характеристика выбросов.
Расчеты выполнены с учетом:
На основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, создаваемые выбросами *** были определены величины расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ при штатном режиме работы предприятия по каждому загрязняющему веществу (с учетом группы суммации). Расчет рассеивания проведен по унифицированной программе УПРЗА «ЭКОЛОГ» версия 4.60, разработанной фирмой «Интеграл» (Санкт-Петербург), согласованной в установленном порядке.
Рассеивание загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы для летнего периода года проведено с учетом выбросов от всех источников, это сделано с целью проанализировать самый худший вариант работы предприятия.
Расчет рассеивания произведен для летнего периода, как наиболее неблагоприятного для рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.
Для всех рассматриваемых веществ и групп суммации расчеты производились в прямоугольной области, охватывающей территорию санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предприятия и территории жилой зоны.
Для совокупности источников выбросов рассчитывалась зона влияния, включающая в себя круги радиусом х1, равным 10 хм, проведенные вокруг каждого из основных источников выброса, и участки местности, где суммарная концентрация ЗВ от всей совокупности источников предприятия превышает 0,05 ПДКм.р..Зоны влияния должны рассчитываться по каждому ЗВ отдельно (670 м).
Промплощадка имеет ориентировочную санитарно-защитную зону (СЗЗ) равную 300 м.
В каждой расчетной точке рассчитывалась максимальная по величине скорости и направлению ветра концентрация примеси. При расчетах максимальных разовых концентраций производился перебор направлений и скоростей ветра в соответствии с требованиями по алгоритму уточненного перебора скоростей ветра, заложенному в программу “Эколог” и одобренному ГГО им. А. И. Воейкова.
Расчет концентраций и рассеивания загрязняющих веществ выполнен в атмосферном воздухе в двухметровом слое над поверхностью Земли.
Местоположение расчетных точек указаны на картах рассеивания.
Загрязняющие вещества, характерные для рассматриваемого объекта негативного воздействия, включены в перечень загрязняющих веществ, характерных для рассматриваемого объекта негативного воздействия.
Определение координат источников выполнено в локальной системе координат.
Расчет концентраций и рассеивания загрязняющих веществ выполнен в атмосферном воздухе в зоне влияния источников выброса, что соответствует требованиям п. 1.2 Приказа Минприроды России №273 от 06.06.2017 г. «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе», т.е расстояние на котором выполнен расчет рассеивания не превышает 100 км от источников выброса.
В расчетах использованы максимальные мощности выбросов, и параметры газовоздушной смеси с учетом одновременной работы всех источников выделения загрязняющих веществ.
Как показывают результаты расчетов по всем веществам, концентрации ни в одной расчетной точке не превышают 1 ПДК.
Таким образом, результаты расчетов свидетельствуют о соблюдении гигиенических стандартов качества атмосферного воздуха по всем веществам, выбрасываемых источниками предприятия ***
Вывод: по результатам расчета рассеивания концентрация загрязняющих веществ на границе СЗЗ, жилой зоне не превышает предельно – допустимой концентрации (ПДК).
В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрасти. Чтобы в эти периоды не допустить возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо кратковременное сокращение выбросов загрязняющих веществ. Предприятия и организации, чья деятельность связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условиях должны провести мероприятия по уменьшению объемов вредных выбросов в атмосферу в соответствии с планом мероприятий по каждой степени опасности в период НМУ.
Анализ результатов расчетов рассеивания показал, что выбросы загрязняющих веществ создают концентрации, не превышающие значения ПДК м.р. в атмосферном воздухе населенных мест на границе СЗЗ, на территории **, у ближайших жилых домов, в зоне влияния предприятия.
Гигиенические нормативы атмосферного воздуха населенных мест ни в одной контрольной точке по каждому загрязняющему веществу не превышаются.
Вклад предприятия в загрязнение атмосферного воздуха не превышает 0,1 ПДК по всем загрязняющим веществам и группе суммации.
В перечень веществ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию.
Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ для *** не разрабатываются.
В таблице 8 представлены данные об увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ в контрольных точках при наступлении НМУ 1-3 степени опасности.
Максимально-разовые концентрации взвешенных веществ, которые могут быть созданы источниками загрязнения в период НМУ 1-3 степени опасности
Загрязняющее вещество Расчетная максимальная приземная концентрация, в долях ПДК на границе СЗЗ и жилой зонеувеличение на 20%
0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) (с фоном)
0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) (с фоном)
Согласно данным, представленным в таблицах 5,6,7 превышений ПДК в контрольных точках при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ на 20%, 40 %, 60% не наблюдается.
Результаты расчета концентраций загрязняющих веществ, для обоснования перечня загрязняющих веществ для которых производится уменьшение выбросов в период НМУ на источниках предприятия
№ п/п Загрязняющее вещество ПДК Класс опасности Номер контрольной точки Максимальная приземная концентрация в долях ПДК Необходимо уменьшение выбросов при режимах НМУ: Входит в группу суммации Увеличенные приземные концентрации при режимах НМУ ( %)
НМУ 1 НМУ 2 НМУ 3 НМУ1 (20%) НМУ2 (40%) НМУ3 (60%)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) 0,20000 3 2 0,0015 – – –
2 0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) 0,40000 3 2 0,0001 – – –
3 0328 Углерод (Сажа) 0,15000 3 1 0,1027 – – –
4 0330 Сера диоксид (Ангидрид сернистый) 0,50000 3 2 0,0002 – – –
5 0337 Углерод оксид 5,00000 4 2 0,0068 – – –
6 0902 Трихлорэтилен 4,00000 3 3 0,0004 – – –
7 1071 Гидроксибензол (Фенол) 0,01000 2 3 0,0029 – – –
8 1325 Формальдегид 0,05000 2 3 0,0009 – – –
9 2704 Бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) 5,00000 4 2 0,0005 – – –
10 2868 эмульсол 0,05000 0 1 4,39e-05 – – –
11 2902 Взвешенные вещества 0,50000 3 4 0,1482 – – –
Группы веществ обладающих эффектом комбинированного совместного действия:
12 6010 Азота диоксид, серы диоксид, углерода оксид, фенол 1 0,0093 – – –
13 6038 Серы диоксид и фенол 4 0,0030 – – –
14 6204 Азота диоксид, серы диоксид 2 0,0011 – – –
Особые зоны, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в районе расположения предприятия *** отсутствуют (Приложение 8).
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее – санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.-1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74) для предприятий, осуществляющих производство глиняных изделий, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны равен 300 м от границ промплощадки предприятия.
Согласно п.10 Приказа Минприроды России №811 от 28.11.2019 г. «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ» проводился анализ результатов расчетов рассеивания загрязняющих веществ в контрольных точках на границе и на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно –эпидемиологические требования к атмосферному воздуху.
Согласно данным, представленным в таблицах 5,6,7 превышений ПДК в контрольных точках при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ на 20%, 40 %, 60% не наблюдается, мероприятия при НМУ не требуются, следовательно, отсутствую контрольные точки.
Анализ результатов расчета рассеивания показал, что наибольшие приземные концентрации загрязняющих веществ, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, создаваемые выбросами ** в точках формирования наибольших приземных концентраций могут создаваться взвешенными веществами. Наибольшие приземные концентрации взвешенных веществ в контрольных точках не превышают гигиенические нормативы и составляют 0,06 ПДК.
Данные максимально-разовых концентраций (г/с) взвешенных веществ, рассчитанные для каждого периода НМУ 1-3 степени опасности (увеличение указанных загрязняющих веществ на 20%, 40%,60 % по отношению к данным штатной эксплуатации предприятия) приведены в таблице 8.
С учетом данных таблицы 8 был выполнен расчет приземных концентраций по унифицированной программе «УПРЗА-Эколог» (версия 4.60) для каждого периода НМУ 1-3 степени опасности.
На основании анализа расчетов приземных концентраций, которые будут создаваться при наступлении НМУ 1-3 степени опасности, превышений гигиенических нормативов (ПДК) для всех загрязняющих веществ и группы суммации не наблюдается. Следовательно, мероприятия по регулированию выбросов при НМУ не разрабатываются.
На основании расчета рассеивания была определена зона влияния *** на основании отчета по расчету рассеивания по всем веществам (объединенный результат). Зоной влияния объекта на атмосферный воздух считается территория, на которой суммарное загрязнение атмосферы от всей совокупности источников выбросов данного объекта превышает 0,05 ПДК. Зоны влияния *** определяются изолинией 0,05 ПДК на карте отчета расчета рассеивания по всем веществам (*** м).
Согласно картам рассеивания все точки в радиусе зоны влияния ОНВ с расчетными приземными концентрациями загрязняющих веществ, создаваемыми выбросами ОНВ более 0,05 ПДК расположены в зоне, ограниченной изолинией 0,05 ПДК, показанной на картах рассеивания. Наличие других зон с расчетными приземными концентрациями загрязняющих веществ более 0,05 ПДК в радиусе зоны влияния ОНВ при проведении расчетов рассеивания не установлено.
В рассматриваемой зоне, ограниченной изолинией 0,05 ПДК определена точка с максимальной расчетной приземной концентрацией загрязняющих веществ равная 0,07 ПДК.
Таким образом, в радиусе зоны влияния ОНВ, в том числе на территории жилых и особых зон, попадающих в радиус зоны влияния ОНВ, нет точек, на территории которых формируются концентрации более 0,83; 0,71; 0,62 ПДК.
Учитывая вышеизложенное, расчетные приземные концентрации загрязняющих веществ (с учетом групп суммации), подлежащих нормированию, в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории ОНВ при увеличении концентрации в контрольных точках на 20 %, 40%, 60 % не превысят гигиенические нормативы (ПДК), что соответствует положениям п.10, п. 11 приказа МПР №811 от 28.11.2019 г.
На основании п. 9, п. 17 Требований, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811, увеличение приземных концентраций ЗВ, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, и групп суммаций в точках формирования наибольших приземных концентраций на границе СЗЗ на 20%, 40 % ,60 % не приводит к превышению гигиенических нормативов ЗВ в атмосферном воздухе.
Вклад предприятия в контрольных точках в загрязнение атмосферного воздуха не превышает 0,1 ПДК по всем загрязняющим веществам и группам суммации.
Следовательно, отсутствует перечень загрязняющих веществ, по которым проводится сокращение выбросов в периоды НМУ при 1,2,3 режиме для всех веществ.
На основании Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России от 06.06.2017 г №273 были произведены расчеты рассеивания выбросов загрязняющих веществ (с учетом групп суммаций), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, от источников ***.
В соответствии с положениями Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 №811, проведен анализ полей расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от выбросов *** в штанном режиме работы предприятия, который показал, что в радиусе зоны влияния ОНВ на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, не создается таких концентраций загрязняющих веществ, которые при повышении на 20%, 40%, 60% превысят гигиенические нормативы.
Таким образом, разработка плана мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий для *** не требуется.
Почему надо проводить инвентаризацию
Инвентаризация источников загрязнения атмосферы (ИЗА или выбросов) проводится в соответствии с требованиями ст. 22 закона №96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, согласно которой:
Порядок проведения инвентаризации, корректировка данных утвержден Приказом Минприроды от 07.08.2018 №352.
Примечание: ИЗАВ – источник загрязнения атмосферного воздуха
ЗВ – загрязняющие вещества
При присвоении ИЗАВ порядковых номеров используется единая, последовательная (сквозная) нумерация:
Нумерация начинается с N 0001 в возрастающей последовательности.
Всем организованным источникам выбросов присваивают номера от 0001 до 5999, всем неорганизованным источникам – с 6001.
При появлении нового ИЗАВ ему присваивают номер, ранее не использовавшийся при инвентаризации выбросов. При ликвидации (консервации) ИЗАВ его номер в дальнейшем не используется.
ВАЖНО! Принятая нумерация не может быть изменена при проведении следующей инвентаризации выбросов.
Делать замеры или рассчитывать?
В соответствии с Приказом Минприроды от 07.08.2018 №352 определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.
Для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.
ВАЖНО! На ИЗАВ, оснащенных ГОУ, определение показателей выбросов осуществляется только инструментальными методами в специально оборудованных местах отбора проб.
При применении инструментальных методов получение данных о выбросах ЗВ проводится путем непосредственного исследования отходящих газов приборами (оборудованием) на ИЗАВ либо путем анализа проб в лаборатории после их отбора из отходящих газов в специально оборудованных местах на ИЗАВ.
Для целей инвентаризации выбросов также могут использоваться результаты автоматического контроля выбросов.
В протоколах инструментальных измерений показателей выбросов указываются методики (методы) измерений и средства измерений, расчет показателей выбросов на основе значений, полученных в результате измерений, а также сведения о выполнившей измерения организации, ее аттестате аккредитации с указанием срока действия и области аккредитации.
Использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях:
Использование расчетных методов для определения показателей выбросов допускается также для неорганизованных и (или) линейных стационарных источников.
Расчетные методы с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования, применяются для инвентаризации выбросов:
Для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ.
В нашей практике: в 98% случаев на предприятии имеются типичные источники выбросов ЗВ в атмосферу: котельная, сварочный пост, лаборатория, мех.обработка и прочие, для которых можно провести расчет по действующим методикам и не нести дополнительные существенные расходы на проведение замеров в лаборатории. Мы рекомендуем клиентам проводить замеры для ГОУ (деревообрабывающий участок), швейного производства (но иногда можно провести расчет по протоколам замеров выбросов в рабочей зоне), для нетипичных источников выбросов узкоспециализированного отрасли промышленности (например, производство полиэтиленовой пленки).