Обзор судебной практики по вопросам привлечения к административной ответственности за нарушение требований в области охраны труда

Обзор судебной практики по вопросам привлечения к административной ответственности за нарушение требований в области охраны труда Охрана труда

За что штрафуют трудовые инспекторы: полный список

Штрафы, которые могут грозить ИП или организации за нарушения норм трудового законодательства, собраны в КоАП РФ, и разобраться в них поначалу довольно трудно. Для тех, кто не хочет рыскат» по нормативке и тратить на это много времени, мы подготовили таблицу административных правонарушений в области трудового законодательства.

Составленная нами таблица содержит перечень нарушений трудового законодательства и виды административной ответственности, предусмотренной за это КоАП РФ.

Основным наказанием является штраф, в отдельных случаях — приостановление деятельности на определенный срок, предупреждение или дисквалификация должностных лиц.

Ответственность за административные правонарушения в области трудового законодательства
Статья КоАП РФПравонарушениеШтрафАльтернативные виды ответственности
5.27

ч. 1

Нарушение норм трудового права и трудового законодательства (если иное не предусмотрено ч. 3, 4 и 6 данной статьи, а также ст. 5.27.1)
  • На должностных лиц — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27

ч. 2

Повторное нарушение норм трудового права лицом, ранее привлеченным к ответственности за данное правонарушение
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 70 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
5.27

ч. 3

Фактическое допущение сотрудника к работе лицом, на то не уполномоченным. При этом работодатель или уполномоченное лицо отказываются признать возникшие отношение трудовыми и заключить трудовой договор
  • На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
5.27

ч. 4

  • Уклонение от оформления трудового договора.
  • Ненадлежащее оформление трудового договора.
  • Подмена трудового договора гражданско-правовым.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
5.27

ч. 5

Повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение
  • На граждан — 5 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
5.27

ч. 6

  • Выдача зарплаты (иных выплат) с опозданием или невыплата ее вовсе.
  • Установление зарплаты в размере меньшем, чем установлено трудовым законодательством
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27

ч. 7

Повторное правонарушение, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
5.27.1

ч. 1

Нарушение требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2-4 ст. 5.27.1)
  • На должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На ИП — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 80 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27.1

ч. 2

Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вовсе
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 60 000 до 80 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27.1

ч. 3

Допуск сотрудника к работе без:
  • обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров;
  • обязательных медосмотров в начале смены;
  • обязательных психиатрических освидетельствований
  • На должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб.
  • На ИП — от 15 000 до 25 000 руб.
  • На юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.
5.27.1

ч. 4

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На ИП — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 130 000 до 150 000 руб.
5.27.1

ч. 5

Повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1-4 ст.5.27.1. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данные правонарушения
  • На должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
  • На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
5.28
  • Уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения.
  • Нарушение срока проведения переговоров.
  • Необеспечение в срок работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения
От 1 000 до 3 000 руб. Предупреждение
5.29 Непредоставление в установленный срок работодателем информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения От 1 000 до 3 000 руб. Предупреждение
5.30 Необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора, соглашения От 3 000 до 5 000 руб. Предупреждение
5.31 Нарушение (невыполнение) работодателем обязательств по коллективному договору, соглашению От 3 000 до 5 000 руб. Предупреждение
5.32
  • Уклонение работодателя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах
  • Непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований.
  • Создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции)
От 1 000 до 3 000 руб.
5.33 Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры От 2 000 до 4 000 руб.
5.34 Увольнение работников из-за забастовки от 4 000 до 5 000 руб.
5.42

ч. 1

  • Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов (в соответствии с квотой).
  • Отказ в приеме на работу инвалида (в пределах квоты)
На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
11.23 Выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров:
  • без тахографа (если его установка предусмотрена законодательно);
  • с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным)тахографом;
  • с тахографом, не соответствующим установленным требованиям (за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства)
  • На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
11.32
  • Нарушение порядка проведения медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств.
  • Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.
  • На граждан — от 1 000 до 1 500 руб.
  • На должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
13.11

ч. 1

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ
  • На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11

ч. 2

  • Обработка персональных данных без согласия работника, данного в письменной форме.
  • Обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие, данное работником в письменной форме
  • На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 15 000 до 75 000 руб.
13.11

ч. 3

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию (отсутствию неограниченного доступа) к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениям по их защите
  • На граждан — от 700 до 1 500 руб.
  • На должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 15 000 до 30 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11

ч. 4

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных
  • На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 6 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 15 000 руб.
  • На юрлиц — от 20 000 до 40 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11

ч. 5

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных:
  • об уточнении персональных данных;
  • их блокировании или уничтожении.

При этом персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки

  • На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 25 000 до 45 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11

ч. 6

Невыполнение оператором при обработке персональных данных (без использования средств автоматизации) обязанности по сохранению персональных данных при хранении их на материальных носителях, исключающих несанкционированный к ним доступ. При этом произошло уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо были совершены иные неправомерные действия в отношении персональных данных
  • На граждан — от 700 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 25 000 до 50 000 руб.
13.11

ч. 7

  • Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом обязанности по обезличиванию персональных данных.
  • Несоблюдение требований или методов по обезличиванию персональных данных
На должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. На должностных лиц — предупреждение
14.54

ч. 1

Нарушение организацией, проводившей спецоценку условий труда, порядка ее проведения
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 70 000 до 100 000 руб.
14.54

ч. 2

Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
  • На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
15.34 Сокрытие несчастного случая на производстве
  • На граждан — от 300 до 500 руб.
  • На должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.
  • На юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.
18.9

ч. 4

Неисполнение работодателем обязанности по постановке иностранного сотрудника на миграционный учет, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
18.9

ч. 5

Непринятие работодателем мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного сотрудника (лица без гражданства) в период его пребывания в РФ
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
18.9

ч. 6

Предоставление работодателем заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного сотрудника (лица без гражданства) при оформлении документов для въезда в РФ
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
18.15

ч. 1

  • Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) без разрешения на работу либо патента.
  • Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.
  • Привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15

ч. 2

Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) без разрешения на привлечение и использование иностранных работников (если это необходимо)
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15

ч. 3

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 800 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15

ч. 4

Совершение нарушений, предусмотренных ч. 1-3 ст. 18.15 в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области
  • На граждан — от 5 000 до 7 000 руб.
  • На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15

ч. 5

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления Главного управления по вопросам миграции МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам
  • На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.
18.16

ч. 1

Нарушение правил привлечения иностранных граждан (лиц без гражданства) к трудовой деятельности на торговых объектах
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.
На юрлиц и ИП — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.16

ч. 2

Предоставление организацией или ИП, управляющих торговым объектом, торгового места организации, использующей труд иностранных сотрудников без разрешения на работу или патента
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.
На юрлиц и ИП — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.16

ч. 3

Совершение нарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 18.16 ч. 2 в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области
  • На должностных лиц — от 45 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 1 000 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.17

ч. 1

Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства) ограничений на осуществление отдельных видов деятельности
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 800 000 до 1 000 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
19.5

ч. 23

Невыполнение (ненадлежащее выполнение) в установленный срок предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
19.29 Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.
  • Нарушение норм трудового законодательства грозит работодателю привлечением к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ.
  • Одним из основных административных наказаний за нарушение норм трудового законодательства является штраф. Кроме штрафа предусмотрено приостановление деятельности на определенный срок, предупреждение или дисквалификация.
  • Размер штрафа или срок дисквалификации зависит от вида совершенного правонарушения.

Таблица штрафов за нарушение трудового законодательства: скачать

Охрана труда в офисе. пять ошибок, за которые штрафует гит – управление образования турочакский район

Наша статья поможет исправить недочеты, на которые инспекторы обращают внимание.

Требования по охране труда распространяются и на строительные, и на офисные компании. Думать по-другому — заблуждение, которое оборачивается неприятностями при проверке ГИТ. Предположим, инспектор выявил, что компания не проводит ни вводный инструктаж, ни обучение по охране труда. Во-первых, инспектор обяжет устранить нарушение и оштрафует директора и компанию. Во-вторых, директору придется отстранить работников от работы, пока они не пройдут инструктаж и обучение. Это время нужно будет оплачивать как простой по вине работодателя. Таким образом, деятельность компании парализуется. Но отсутствие инструктажа и обучения — не единственные ошибки работодателей.

На заметку:

офисные работники не проходят стажировку на рабочем месте, если условия труда у них оптимальные или допустимые (п. 2.2.2 Порядка № 1/29).

Нарушение № 1: не проводятся медосмотры

Медосмотры — первое, на что инспектор обратит внимание. Закон предусматривает несколько видов медицинских осмотров: предварительные, периодические, предрейсовые, послерейсовые, а также психиатрические освидетельствования. Перечень вредных производственных факторов и работ, при которых визиты к врачам обязательны, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2021 № 302н (далее — Перечень № 302н). Есть три категории работников, про чьи медосмотры чаще всего забывают работодатели.

30 тыс. ₽

заплатит компания, которая не направила водителя на предрейсовый медосмотр (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ)*

* Наказание назначает инспектор ГИБДД

Работники до 18 лет. Перед тем как принять несовершеннолетнего на работу, его нужно направить на предварительный медосмотр (ст. 69 ТК РФ). Затем посещать врачей придется ежегодно, пока работнику не исполнится 18 лет (ст. 266 ТК РФ). Работодатели часто пренебрегают этой обязанностью, за что получают штрафы от ГИТ (решения Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 06.10.2021 по делу № 12–161/2021, Свердловского районного суда г. Костромы от 11.11.2021 по делу № 12–627/2021).

Водители. Штатным водителям нужно обеспечить психиатрические освидетельствования, а также предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ). Многие работодатели не хотят тратить время и деньги на посещение врачей. Поэтому не берут водителей в штат, а пользуются услугами транспортных компаний. Эти компании не только предоставляют водителей, но и следят за их медосмотрами. Претензий по вопросам охраны труда к работодателю, который использует их труд, у ГИТ быть не должно. 

Другое дело — штатные работники, которые пользуются служебными автомобилями по собственному усмотрению. Один день они могут ездить на общественном транспорте, а другой — на автомобиле. При этом работодатель не обязывает управлять таким транспортным средством в целях исполнения трудовых обязанностей. Это могут быть, например, торговые представители, которые разъезжают по клиентам.

Как предоставить автомобиль, чтобы исключить медосмотры. Формулировки трудового договора

Как предоставить автомобиль, чтобы исключить медосмотры. Формулировки трудового договора

Инспекторы считают, что такие работники выполняют функцию водителей. Следовательно, должны проходить психиатрические освидетельствования и медосмотры. Компания оспорит предписание и штрафы, если по условиям трудового договора в обязанности работника не входит перевозка грузов или пассажиров. А автомобиль предоставлен работнику в качестве меры социальной поддержки, и он вправе использовать его в личных целях (апелляционные определения Московского городского суда от 18.07.2021 по делу № 33–24668/2021 и от 28.07.2021 по делу № 33–23362/2021). Если же в обязанности работника входит управление автомобилем, дело компания проиграет (постановление ВС РФ от 19.12.2021 № 18-АД16-173).

Пользователи компьютеров. Большинство офисных работников проводит основную часть рабочего времени за компьютерами. Излучение компьютеров вредно для зрения. Поэтому такие работники проходят медосмотр при поступлении на работу, а также периодически посещают врачей (п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 и п. 3.2.2.4 Перечня № 302н). Инспектор оштрафует компанию, которая не организовала медосмотры пользователей компьютеров (апелляционное определение Омского областного суда от 10.03.2021 по делу № 33–1950/2021).

Чтобы не проводить медосмотры, некоторые компании указывают в локальных актах и трудовых договорах, что работники используют компьютеры менее 50% рабочего времени. Инспекторы знают об этом и проверяют, действительно ли у работников такие условия. Если нет, работодатель получит предписание с требованием проводить медосмотры (решение Московского городского суда от 06.12.2021 № 7–15448/2021).

У инспектора не будет претензий, если работники действительно используют компьютеры менее 50% рабочего времени. Например, часть времени они работают с документами, часть проводят на совещаниях, а часть в разъездах. Такие обязанности работников должны быть зафиксированы в должностных инструкциях или трудовых договорах.

Предписания ГИТ по охране труда законны

Недочеты в охране труда — всегда очевидные нарушения. Поэтому трудовой инспектор вправе обязать работодателя их устранить.

Суды отменяют предписания и штрафы, если трудовые инспекторы разрешают индивидуальные трудовые споры. Например, когда они обязывают выплатить проценты за просрочку зарплаты, отменить приказ об увольнение или предоставить отпуск. В такие вопросы инспекция вмешиваться не должна. Их работники и работодатели решают в судебном порядке (определения ВС РФ от 10.01.2021 № 5-КГ13-146, от 21.03.2021 № 47-КГ14-1, от 20.06.2021 № 21-КГ14-4).

Но с нарушениями охраны труда все иначе. Суды считают такие нарушения очевидными. Это значит, что инспекция вправе на них отреагировать. Например, обязать работодателя провести спецоценку, направить работников на медосмотры, обучение по охране труда или выдать им средства индивидуальной защиты.

Работодатель не сможет оспорить предписание только на том основании, что инспектор разрешил индивидуальный трудовой спор (определение Московского городского суда от 20.11.2021 № 4г/5–11639/2021, решение Смоленского областного суда от 19.04.2021 по делу № 21–161/2021). Как следствие, законны и штрафы ГИТ за нарушение правил охраны труда.

Нарушение № 2: не организованы инструктажи

Кроме медосмотров инспекторы проверяют, проводят ли работодатели инструктажи по охране труда (ст. 225 ТК РФ, Порядок, утв. постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок № 1/29). Есть мнение, что инструктажи — удел производственных компаний. Но на самом деле закон не делает каких-либо исключений.

Инструктажи проводит специалист, который прошел обучение и проверку знаний в обучающей организации

Все работники при трудоустройстве или при переводе на другую работу проходят вводный и первичный инструктажи (п. 2.1 Порядка № 1/29). Затем раз в полгода работники проходят повторный инструктаж.

Инструктажи проводит специалист, который прошел обучение по охране труда и проверку полученных знаний в обучающей организации (письмо Минтруда России от 09.08.2021 № 15–2/ООГ-2884). Все инструктажи проводят по разработанным программам. Некоторые работодатели забывают разработать программы инструктажей, за что получают штрафы (постановление Калужского областного суда от 29.06.2021 № 4А-216/2021, решение Забайкальского краевого суда от 26.09.2021 по делу № 7-21-452/2021).

Проведение вводного инструктажа необходимо фиксировать в журнале регистрации вводного инструктажа, а первичного и повторного — в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (п. 2.1.3 Порядка № 1/29, п. 8.4 ГОСТ 12.0.004–2021 (до 01.03.2021 применялся ГОСТ 12.0.004–90)). Формы журналов утверждены Приложениями «А» и «Б» к ГОСТ 12.0.004–2021.

Как исправить нарушения

Формы носят рекомендательный характер. Поэтому вы вправе утвердить свои. Обязательные реквизиты: дата и время проведения инструктажа, подписи работника и инструктора по охране труда. У инспектора возникнут претензии, если вы не ведете журналы или оставляете пустыми графы (решения Краснодарского краевого суда от 21.01.2021 по делу № 12–104/2021, ВС Республики Крым от 16.11.2021 по делу № 21–635/2021).

Можно ли офисных работников освободить от первичных инструктажей?

Единого мнения нет. Чтобы избежать штрафов, проводите первичные инструктажи со всеми работниками, которые трудятся за компьютерами.

Работодатель вправе освободить работников от первичного инструктажа, если они не используют электрифицированный инструмент или не ремонтируют оборудование (п. 2.1.4. Порядка № 1/29). Должности и профессии освобожденных работников включают в специальный перечень.

Есть мнение, что компьютер — это электрифицированный инструмент. Это значит, что пользователей персональных компьютеров нельзя освободить от первичных инструктажей (кассационное определение Красноярского краевого суда от 14.12.2021 по делу № 33–11914/2021, решение Волоколамского городского суда Московской области от 10.02.2021 по делу № 12–2/2021(12–70/2021).

Также у Минтруда есть частное разъяснение на этот счет. Ведомство считает, что пользователям компьютеров первичные инструктажи проходить не обязательно (письмо Минтруда от 24.03.2021 № 15–2/ООГ-1551). Чтобы исключить претензии ГИТ, советуем проводить первичные инструктажи и с пользователями компьютеров.

Нарушение № 3: не проводится обучение по охране труда

Все работники компании после трудоустройства проходят обучение по охране труда (п.п. 2.2 и 2.3 Порядка № 1/29). Срок — в течение месяца после трудоустройства или перевода на другую работу. Руководители и специалисты компании, деятельность которых связана с охраной труда, проходят специальное обучение. После завершения обучения руководители, специалисты и работники проходят проверку знаний требований охраны труда. Затем они обучаются не реже чем каждые 3 года.

Есть два способа обучения. Первый — в учебной организации. Второй — непосредственно в компании, если в ней создана комиссия по охране труда. При этом есть ряд работников, которые могут обучаться только в специализированной учебной организации. Перечень таких работников содержится в Порядке № 1/29 (абзацы 3–9 пункта 2.3.2).

В специализированной учебной организации обучаются, например, заместители директора по охране труда, члены комиссии по охране труда. Работодатель получит штраф, если сам займется их обучением (апелляционное определение Челябинского областного суда от 05.07.2021 по делу № 11–8146/2021, решение ВС Республики Крым от 16.11.2021 по делу № 21–635/2021).

Кому поручить контроль над охраной труда

  1. Службе охраны труда
  2. Специалисту по охране труда, нанятому по трудовому или гражданскому договору
  3. Компании, с которой заключен договор на оказание услуги в сфере охраны труда
  4. Директору или иному работнику

Нарушение № 4: не назначен ответственный за охрану труда

В любой компании должны быть сотрудники, задача которых — контролировать выполнение требований охраны труда (ст. 217 ТК РФ). Контроль можно поручить:

— службе охраны труда;

— специалисту по охране труда, нанятому по трудовому или гражданскому договору;

— компании, с которой заключен договор на оказание услуг в сфере охраны труда;

— директору или иному работнику.

Есть работодатели, которые не вправе использовать любой вариант из списка. Это производственные компании, в которых трудится больше 50 человек. Они либо создают службу охраны труда, либо нанимают штатного специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Например, директор такой компании не вправе возложить обязанности по охране труда на себя или нанять для этих целей стороннюю организацию (письмо Минтруда России от 26.12.2021 № 15–2/ООГ-4698).

Возникает вопрос о том, какую компанию считать производственной. Ответ есть в ч. 9 ст. 209 ТК РФ. Норма разъясняет, что это компания, которая производит или перерабатывает сырье, занимается строительством, оказывает различные виды услуг.

Понять, оказывает ли ваша компания услуги, можно из присвоенных ей кодов ОКВЭД (письмо Минтруда России от 10.06.2021 № 15–2/ООГ-2136). Например, услуги по производству обуви — ОКВЭД № 15.20.9 (ОК 034–2021 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2021 № 14-ст).

Инспекторы штрафуют работодателей, которые не организовывают контроль над выполнением требований по охране труда (решение Московского городского суда от 22.12.2021 по делу № 7–9921, апелляционное определение Новосибирского областного суда от 21.07.2021 по делу № 33–7235/2021).

Нарушение № 5: не разработаны инструкции по охране труда

В конце инспектор проверит наличие инструкций по охране труда. Они должны быть в каждой компании независимо от вида деятельности (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Их разрабатывают по всем видам работ, профессиям и должностям (п. 5.1 Методических рекомендаций, утв. постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80, п. 1 методических рекомендаций, утв. Минтрудом 13.05.2004).

Что касается офисных работников, то некоторые инспекторы требуют, чтобы работодатели разрабатывали для них инструкции по работе за компьютерами, копирами, принтерами и прочей оргтехникой. Инспекторы штрафуют за отсутствие таких инструкций (решения Московского районного суда г. Твери от 15.08.2021 № 12–326/2021, Московского областного суда по делу № 21–135/14).

Инспекторы требуют, чтобы компании разрабатывали инструкции по работе за компьютерами

Не забудьте ознакомить работников с инструкциями по охране труда. Сделать это нужно до подписания трудового договора (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Также работников знакомят с изменениями, внесенными в этот локальный акт (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Инструкции либо вывешивают на рабочих местах, либо хранят в доступном месте, либо выдают работникам на руки под роспись в учетном журнале (п. 5.10 Методических рекомендаций, утв. постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80).

Компании не обязаны выдавать мыло офисным работникам

Мария Быстрова, юрист ООО «Ремеди»

Последние два года инспекторы ГИТ обязывают работодателей включать в трудовые договоры условие о выдаче работникам смывающих средств (апелляционное определение Челябинского областного суда от 03.10.2021 по делу № 11–14314/2021, решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16.12.2021 № 12–873/2021).

Инспекторы оперируют Приложениями № 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2021 № 1122н. В них устанавливаются нормы бесплатной выдачи смывающих средств работникам, труд которых связан с загрязнениями. Например, это сварщики (п. 4 Приложения № 1). Затем некоторые инспекторы потребовали включать это условие в трудовые договоры офисных работников. Причина — они получают легкосмываемые загрязнения (п. 7 Приложения № 1). Оспорить санкции ГИТ можно так. Закон не разъясняет понятие «легкосмываемые загрязнения». Поэтому нельзя утверждать, что работа в офисе связана с подобными загрязнениями. Также на вашей стороне Минтруд. Ведомство считает, что закон не обязывает работодателей выдавать смывающие средства офисным работникам (письма от 06.05.2021 № 15–2/ООГ-1752 и от 30.08.2021 № 15–2/ООГ-3095).

© Материал из ЮСС «Система Юрист».

Дополнительно:  Типовая инструкция по охране труда при погрузке и разгрузке каменного угля, цемента и других сыпучих материалов. ТИ р М-012-2000 — Редакция от 17.03.2000 — Контур.Норматив
Оцените статью
Добавить комментарий