ОХРАНА ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Утверждено Департаментом кадров и учебных заведений МПС России в качестве учебника для студентов техникумов и колледжей

ОХРАНА ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Утверждено Департаментом кадров и учебных заведений МПС России в качестве учебника для студентов техникумов и колледжей Охрана труда

2 е. а. клочкова охрана труда на железнодорожном транспорте утверждено департаментом кадров и учебных заведений мпс россии в качестве учебника для студентов техникумов и колледжей

— [ Страница 2 ] —

• участвуют в установленном порядке в разработке государственных стан дартов по безопасности труда;

• привлекают квалифицированных экспертов;

• запрашивают и получают от органов исполнительной власти, прокурату ры и судебных органов информацию, необходимую для выполнения воз ложенных на них задач;

• ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы граждан о нару шениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений;

• осуществляют информирование и консультирование работодателей и ра ботников по вопросам соблюдения трудового законодательства;

• готовят и публикуют ежегодные доклады, представляют их Президенту РФ и в Правительство РФ.

Государственные инспекторы по охране труда при осуществлении надзор но-контрольной деятельности имеют право:

• беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений уста новленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

• запрашивать у работодателей и органов исполнительной власти и безвоз мездно получать от них объяснения, информацию, документы, необходи мые для выполнения надзорных и контрольных функций;

• изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых мате риалов и веществ;

• расследовать несчастные случаи на производстве;

• предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о восстановле нии нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

• приостанавливать работу организаций, отдельных производственных под разделений и оборудования при выявлении нарушений требований охра ны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до уст ранения указанных нарушений;

• направлять в суды, при наличии заключений государственной экспертизы условий труда, требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения тре бований охраны труда;

• отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обуче ние безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по ох ране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

• запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соот ветствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств ин дивидуальной и коллективной защиты работников;

• выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое пе реоснащение производственных объектов, производство и внедрение но вой техники, внедрение новых технологий;

• выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

• привлекать к административной ответственности в порядке, установ ленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов;

• выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и нормативных правовых актов, о возмещении вреда, причиненного здоро вью работников на производстве.

Государственные инспекторы обязаны соблюдать Конституцию РФ, трудо вое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятель ность органов федеральной инспекции труда. В их обязанности входит не раз глашать охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерче скую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномо чий, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением. Государственные инспекторы труда находятся под защитой государства, но не зависимы от государствен ных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок проведения проверок определяется ратифицированными Россий ской Федерацией конвенциями Международной организации труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также постанов лениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы со ответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке.

За воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда (препятствие надзору и контролю, неисполнение предписаний, применение уг розы или насильственных действий) виновные несут ответственность, установ ленную федеральными законами.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Глава 1.4. Межотраслевые правовые нормативы Межотраслевые правовые нормативы не имеют отраслевого признака и дей ствуют во всех отраслях экономики без исключения, в том числе в системах МПС России и транспортного строительства. Межотраслевые нормативные правовые акты по охране труда включают в себя:

• межгосударственные стандарты СНГ — ГОСТ и стандарты РФ — ГОСТ Р;

• межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М) Минтруда России (их выпуск только начат с 2000 г.);

• гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы), руководства (Р) Госсанэпиднадзора Мин здрава России;

• правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России, например, «Прави ла безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»;

• документацию Госэнергонадзора России. Основными нормативными до кументами его являются: «Правила устройства электроустановок»

(ПУЭ), «Правила эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭ) и разработанные совместно с Минтруда России «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустано вок» (ПОТ Р М-016-2001);

• систему строительных норм и правил (СНиП) Госстроя России и др.

Основным видом нормативных правовых актов по охране труда являются стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта России. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематиза ция всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии общефедерального, межотрасле вого и отраслевого уровней. Шифр (номер) этой системы в Государственной системе стандартизации — 12. Структура ССБТ включает шесть подсистем стандартов (12.0…12.5).

Шифр Подсистемы ССБТ подсистемы 12.0 Организационно-методические стандарты 12.1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производствен ных факторов 12.2 Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию 12.3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам 12.4 Стандарты требований безопасности к средствам за- щиты 12.5 Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям Организационно-методические стандарты 12.0 устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ;

терминологию в области безопас ности и охраны труда;

классификацию опасных и вредных производственных факторов;

принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности, методы оценки безопасности труда.

Стандарты подсистемы 12.1 устанавливают требования по видам травмо опасных и вредных производственных факторов (характер действия, предель но допустимые значения, методы контроля) и предельно допустимые значения их параметров;

методы и средства защиты работающих от их воздействия;

ме тоды контроля уровня вредных производственных факторов. Они содержат также стандарты на общие требования по обеспечению пожаро- и взрывобезо пасности, электробезопасности, радиационной, вибрационной и биологической безопасности, а также требования к защите от шума, инфра- и ультразвука, электромагнитных полей, вредных веществ. В этих стандартах рассмотрены требования к освещению и воздушной среде.

Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию подсистемы 12.2 устанавливают общие требования безопасности к различным группам производственного оборудования, а также к отдельным группам обо рудования, обладающего повышенной опасностью. Определены требования безопасности как к конструкции оборудования в целом, так и к его компонен там, а также методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты требований безопасности к производственным процессам подсис темы 12.3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам и конкретные требования к отдельным группам технологических процессов, требования к размещению оборудования и организации рабочих мест, к режимам работы технологического оборудования, режимам труда, сис темам управления, требования к применению защитных средств, а также к ме тодам контроля за выполнением требований безопасности.

Стандарты требований к средствам защиты работающих подсистемы 12. устанавливают требования безопасности к средствам индивидуальной защиты работающих. Классифицируют все средства защиты и устанавливают требова ния безопасности к эксплуатационным, конструктивным и гигиеническим по казателям отдельных классов и видов защитных устройств, а также к методам их контроля и оценки эффективности защиты. В эти стандарты входят требо вания к вспомогательным устройствам, защитным и предохранительным огра ждениям, автоблокировке, сигнализации, надежности и прочности этих уст ройств;

к средствам защиты рук, головы, органов дыхания и слуха и т.д., к цветам и знакам сигнализации и др.

Стандарты подсистемы 12.5 устанавливают требования безопасности к зда ниям и сооружениям.

«Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок» — ПОТ Р М-016-2001. В Правилах приве дены требования к персоналу, производящему работы в электроустановках, определены порядок и условия производства работ, рассмотрены организаци онные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, испы таний и измерений в электроустановках всех уровней напряжения.

Правила распространяются на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и других физических лиц, за нятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них опе ративные переключения, организующих и выполняющих строительные, мон тажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения.

В приложениях представлены квалификационные требования к электротех ническому (электротехнологическому) и другому персоналу, условия присвое ния группы по электробезопасности, приведены формы необходимых докумен тов: удостоверений о проверке знаний норм и правил работы в электроустанов ках, наряда-допуска для работы в электроустановках и др.

Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показа телям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и на пряженности трудового процесса применяются для гигиенической оценки ус ловий и характера труда на рабочих местах. Их цели: контроль условий труда на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам, создание банка данных по условиям труда, аттестация рабочих мест, применение мер административного воздействия при выявлении санитар ных правонарушений, расследование случаев профессиональных заболеваний, установление уровней профессионального риска, разработка профилактиче ских мероприятий и обоснование мер социальной защиты работающих.

Гигиенические критерии содержат: принципы классификации условий тру да, критерии оценки условий труда при воздействии факторов различной природы (химической, биологической, физической), а также при их одновре менном воздействии на работающих. В приложениях к этому документу приве дены: перечень федеральных нормативных и методических документов для контроля за вредными факторами производственной среды и трудового про цесса;

допустимая суммарная продолжительность времени (защита временем) при работе во вредных условиях труда;

методики контроля содержания вред ных веществ и микроорганизмов в воздухе рабочей зоны;

примеры расчета пы левой нагрузки;

методы обработки результатов измерений акустических факторов (шума, ультра- и инфразвука);

гигиенические требования к микрокли мату производственных помещений и оценка условий труда по показателям мик роклимата;

методики оценки тяжести и напряженности трудового процесса.

Примерами конкретных нормативных документов могут служить:

«Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» ГН 2.2.5.686—98.

«Предельно допустимые концентрации (ПДК) микроорганизмов-продуцен тов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны» ГН 2.2.6—709—98.

«Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека» ГН 1.1.029—95.

Методические документы:

«Методика контроля за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны» Р 2.2.755—99.

«Методические указания по измерению концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны» МУ № 5809—91.

«Методические указания по определению вредных веществ в сварочном аэ розоле (твердая фаза и газы)» МУ № 4945—88.

«Санитарные правила и нормы выполнения работ в условиях воздействия электрических полей промышленной частоты (50 Гц)» СанПиН № 5802— 91.

«Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных по мещениях» СН № 4557—88.

Глава 1.5. Отраслевые правовые нормативы и нормативы предприятий Отраслевая нормативная документация по охране труда в ССБТ представ лена отраслевыми стандартами (ОСТ). Их требования не должны противоре чить обязательным требованиям государственных стандартов. Принимают от раслевые стандарты государственные органы — министерства и ведомства. Это могут быть стандарты, касающиеся безопасной организации работ или техно логии их выполнения. Примерами отраслевых нормативных документов в МПС России могут служить:

• правила по охране труда отраслевые («Подготовка цистерн к наливу и ре монту. Требования безопасности» ПОТ РО 32 ЦВ 406—96, «Техническое обслуживание и ремонт вагонов. Требования безопасности» ПОТ РО ЦВ 400-96);

• инструкции и нормы по безопасности труда («Нормы искусственного ос вещения на объектах железнодорожного транспорта»);

• инструкции по организации обучения и инструктажа работающих, по ор ганизации контроля за безопасностью труда;

• приказы по безопасности движения (приказ Министра путей сообщения № 1Ц от 8 января 1994 г. «О мерах по обеспечению безопасности движе ния на железнодорожном транспорте»);

• положения (положение № ЦРБ/4676 от 23.02.89. «Знаки безопасности на объектах железнодорожного транспорта»;

• строительные нормы и правила (СНиП 32.04-97. Тоннели железнодорож ные).

Объектами стандартизации на предприятии являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования ра боты по обеспечению безопасности труда, организация обучения и инструкта жа работающих по безопасности труда организация контроля за безопасностью труда.

Глава 1.6. Контроль условий и охраны труда на объектах железнодорожного транспорта и ответственность за нарушение норм безопасности и инструкций по охране труда С 15 февраля 2002 года введено в действие «Положение о контроле и надзо ре за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте»

№ ЦБТ-829 от 30.05.2001 г. Оно определяет основные направления организа ции контроля и надзора за состоянием охраны труда на сети железных дорог, отдельных железных дорогах, в хозяйствах отрасли и организациях федераль ного железнодорожного транспорта.

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на фе деральном железнодорожном транспорте являются:

• государственный контроль и надзор;

• ведомственный контроль;

— комплексные проверки;

— целевые проверки;

— оперативный контроль • общественный контроль;

• производственный контроль (трехступенчатый).

Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной Инспек цией труда и иными федеральными органами контроля надзора за состоянием охраны труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также учреждениями и организациями санитарно-гигиеническо го и эпидемиологического профиля МПС России.

Ведомственный контроль и надзор осуществляется:

• Управлением охраны труда МПС России;

• руководителями и специалистами департаментов и управлений МПС Рос сии;

• службами охраны труда железных дорог;

• руководителями предприятий и учреждений железнодорожного транс порта;

• ведомственными органами контроля и надзора (инспекцией котлонадзора МПС России, энергетическим надзором МПС России, ведомственной ох раной МПС России). Инспекция котлонадзора осуществляет ведомствен ный контроль и надзор за правильностью изготовления, установкой и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением, и других объектов. Специально назначенные работники электрификации и энергоснабжения МПС России осуществляют контроль и надзор за техническим состоянием электроустановок, электрических станций, трансформаторных и тяговых подстанций, электрических сетей, внутренних электропроводок и отдельных токоприемников у потребите лей, а также за обеспечением безопасного их обслуживания. Эту работу они проводят в соответствии с Положением об энергетическом надзоре на федеральном железнодорожном транспорте. Контроль и надзор за соблю дением пожарной безопасности осуществляется ведомственной охраной МПС России в соответствии с Положением о ведомственном пожарном надзоре на железнодорожном транспорте.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов ра ботников осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей.

На отдельных предприятиях при ухудшении состояния охраны труда могут вводиться особые условия контроля в соответствии с положениями об особом режиме работы по охране труда предприятий и организаций федерального же лезнодорожного транспорта.

Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда на железных дорогах, в отделениях железных дорог, на предприятиях, в органи зациях и учреждениях федерального железнодорожного транспорта.

Комплексные проверки проводят не реже одного раза в пять лет. Планы комплексных проверок утверждаются заместителем Министра путей сообще ния Российской Федерации, курирующим вопросы охраны труда. Проводит их на каждой железной дороге Управление охраны труда МПС России совме стно с департаментами и управлениями МПС России. О проведении комплекс ной проверки издается указание не позднее, чем за две недели до начала ее проведения. В указании должны быть определены: объект проверки, состав комиссии, сроки проведения проверки. Руководители или специалисты, прово дящие проверки, должны предварительно пройти обучение и проверку знаний по охране труда.

Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных во просов охраны труда;

хода выполнения приказов, указаний и распоряжений МПС России и железных дорог, отраслевого тарифного соглашения и коллек тивных договоров в части охраны труда;

выполнения намеченных мероприя тий по результатам комплексных проверок. Департаменты и управления МПС России проводят целевые проверки своих хозяйств по планам, утвержденным заместителями Министра путей сообщения Российской Федерации, не реже одного раза в пять лет.

В свою очередь, руководители железной дороги проводят комплексные и це левые проверки в отделениях железной дороги, на предприятиях и в учрежде ниях железной дороги по планам, утвержденным начальником железной доро ги. Организацию проверок и руководство их проведением осуществляют служ бы (отделы) охраны труда железных дорог. Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог, со ответствующих отделах отделений железных дорог, на подведомственных предприятиях и учреждениях железной дороги по планам, утвержденным главным инженером железной дороги.

Для проведения комплексных проверок на соответствующих уровнях созда ются комиссии, состав которых также определен Положением о контроле и надзоре за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транс порте.

Результаты комплексной проверки дороги рассматриваются на совещании у руководителя железной дороги, а в случае необходимости в МПС России. Ре зультаты проверки предприятий и учреждений рассматриваются руководите лями предприятий или учреждений, а в случае необходимости заместителем Министра путей сообщения РФ, курирующим данные предприятия и учрежде ния. Результаты целевой проверки рассматриваются на совещании у руководи теля дороги или службы железной дороги.

Результаты комплексной и целевой проверок оформляются актом, вклю чающим предложения по устранению обнаруженных недостатков и улучшению организации работы по охране труда. Руководитель проверяемого объекта в те чение двух недель издает приказ с мероприятиями по устранению недостатков, со сроками их выполнения и направляет перечень разработанных мер в адрес проводивших проверку. Отчеты о выполнении намеченных мероприятий еже квартально представляются в адрес органов, проводивших проверки, до пол ного выполнения этих мероприятий.

Оперативный контроль за состоянием охраны труда. Основными его зада чами являются выявление нарушений: должностных обязанностей руководите лями и специалистами в области охраны труда, нормативов по охране труда, условий труда и его безопасности на рабочих местах. Он проводится руководи телями и специалистами департаментов и управлений МПС России, руководи телями и инженерно-техническими работниками служб (отделов) железных дорог и отделений железных дорог при посещении подчиненных им объектов.

Результаты проверки должны оформляться актом (справкой), один экземпляр которого(ой) передается руководителю проверяемого предприятия или учреж дения, а второй остается у проверяющего.

Трехступенчатый контроль является основной формой контроля админи страцией предприятия за состоянием охраны труда на рабочих местах, а также соблюдением должностными лицами и работниками Трудового кодекса Рос сийской Федерации, Федерального закона «Об основах охраны труда в Рос сийской Федерации», стандартов безопасности труда, норм, правил, инструк ций и иных нормативных правовых актов по охране труда. Задачи трехступен чатого контроля:

• организация выполнения комплекса мероприятий по охране труда;

• определение ответственных лиц за своевременную проверку состояния ох раны труда;

• устранение недостатков, выявленных на трех последовательных ступенях (см. ниже). Результаты работы отражаются в журнале трехступенчатого контроля, который ведется в подразделениях предприятия (цех, участок, околоток и др.). Журнал должен храниться на предприятии в течение од ного года с даты внесения последней записи.

Ответственными за организацию и проведение трехступенчатого контроля в зависимости от структуры предприятия являются:

• на первой ступени — непосредственный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по станции и др.);

• на второй ступени — руководитель подразделения предприятия (началь ник цеха, старший мастер (мастер) участка, околотка и др.);

• на третьей ступени — руководитель предприятия (завод, депо, станция, дистанция и др.).

Конкретный порядок проведения трехступенчатого контроля в структурных подразделениях железных дорог, на их предприятиях и в учреждениях уста навливается стандартом данного объекта, разработанным применительно к ме стным условиям, специфике и характеру производства.

Первая ступень контроля осуществляется ежедневно (ежесменно) непо средственным руководителем работ (бригадиром, старшим по группе, дежур ным по станции и др.) как в начале, так и в течение всего рабочего дня (сме ны). В начале рабочего дня (смены) проверяются:

• устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

• состояние рабочих мест;

• наличие необходимых для работы исправного инструмента и приспособ лений;

• состояние проходов и проездов;

• безопасность производственного оборудования, грузоподъемных и транс портных средств, других машин и механизмов;

• наличие оградительных, защитных и предохранительных средств;

• исправность вентиляции, освещения;

• наличие и исправность средств индивидуальной и коллективной защиты;

• правильность складирования материалов, заготовок, приспособлений;

• наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других докумен тов на выполнение работ с повышенной опасностью;

• наличие необходимых средств пожаротушения.

В течение рабочего дня (смены) контролируются:

• соблюдение работниками требований инструкций по охране труда;

• наличие, исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;

• соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в элек троустановках и с электроинструментом;

Дополнительно:  Приложение. Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ | ГАРАНТ

• соблюдение работниками правил эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением, и др.;

• соблюдение других правил безопасности труда, предусмотренных для вы полнения работ на данном участке.

Устранение нарушений должно проводиться немедленно после их выявле ния под надзором непосредственного руководителя работ. Если выявленные нарушения не могут быть устранены силами бригады или группы, непосредст венный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по стан ции и др.) обязан доложить об этом руководителю подразделения предприятия (начальнику цеха, старшему мастеру (мастеру) участка, околотка и др.). По следний совместно с непосредственным руководителем работ должен принять меры по устранению выявленных нарушений, а также определить сроки и лиц, ответственных за их устранение. После чего лицом, проводившим первую сту пень контроля, или руководителем подразделения, предприятия (начальником цеха, старшим мастером (мастером) участка, околотка и др.) делается запись в журнале трехступенчатого контроля. Запись должна заноситься в день поступ ления сообщения от непосредственного руководителя работ. Непосредствен ный руководитель работ должен информировать своих подчиненных о выяв ленных нарушениях, о принятых мерах по их устранению.

В случае выявления нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, непосредст венный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по стан ции и др.) должен приостановить работу до устранения нарушений.

Вторая ступень контроля осуществляется руководителем подразделения предприятия (начальником цеха, старшим мастером (мастером) участка и др.) не реже двух раз в месяц. В ней принимают участие уполномоченные (доверен ные) лица по охране труда предприятия.

При проведении второй ступени контроля проверяются:

• выполнение мероприятий по результатам предыдущих проверок первой и второй ступеней контроля;

• организация и соблюдение периодичности проведения первой ступени контроля, ведение журналов контроля;

• выполнение приказов и распоряжений администрации предприятия, ре шений профкома, предложений уполномоченных лиц по охране труда;

• выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов государ ственного и ведомственного надзора и контроля и инженера по охране труда;

• выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;

• исправность и соответствие производственного оборудования, транспорт ных средств, технологических процессов требованиям стандартов безопас ности труда и других нормативных актов по охране труда;

• состояние ограждения станков, оборудования, механизмов;

• освещенность рабочих мест;

• обеспеченность работников исправным инструментом, сигнальными при надлежностями;

• соблюдение сроков проведения планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных систем и установок;

• исправность вентиляционных устройств и электрооборудования;

• наличие предупредительных надписей, плакатов, предупреждающей ок раски и знаков безопасности, состояние наглядной агитации по охране труда;

• ограждение и обозначение негабаритных мест, углублений, каналов, шахт;

• содержание маршрутов служебного прохода, состояние проходов, проездов;

• наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

• соблюдение работниками требований правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;

• соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в элек троустановках и с электроинструментом;

• своевременность и качество проведения инструктажа и обучения работни ков по безопасности труда, ведение журналов инструктажа;

• обеспеченность и правильность применения работниками средств индиви дуальной защиты;

• санитарное состояние цехов и санитарно-бытовых помещений;

• соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

При выявлении нарушений, угрожающих безопасности людей, работы при останавливаются, работники выводятся из опасной зоны и принимаются необ ходимые меры по устранению нарушений.

В журнал трехступенчатого контроля вносятся замечания, которые не могут быть устранены во время проведения проверки, с определением мер и сроков их устранения, а также лиц, ответственных за устранение нарушений.

Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой од ним из руководителей предприятия (депо, станции, дистанции и др.), один раз в месяц.

Состав комиссии по осуществлению третьей ступени контроля определяется приказом по предприятию. В проведении третьей ступени контроля принима ют участие уполномоченные (доверенные) лица по охране труда предприятия.

Ежегодно в апреле и в октябре вместо третьей ступени контроля на предпри ятии должны проводиться весенние и осенние смотры состояния охраны труда, в соответствии с положениями о смотре предприятий и организаций федераль ного железнодорожного транспорта.

При проведении третьей ступени контроля проверяются:

• выполнение мероприятий по результатам предыдущих проверок всех сту пеней контроля, комплексных и целевых проверок, а также замечаний, выявленных руководителями всех уровней при оперативном контроле, и представлений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда тех нической инспекции труда профсоюза;

• организация и периодичность проведения первой и второй ступеней кон троля;

• ведение журналов трехступенчатого контроля, инструктажа, проверки знаний требований правил безопасности и другой документации по охране труда;

• выполнение указаний по охране труда руководителей и специалистов де партаментов и управлений МПС России, предписаний и указаний органов государственного и ведомственного надзора и контроля;

• выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;

• наличие и правильность ведения паспорта санитарно-технического состоя ния цеха (подразделения);

• техническое состояние и содержание зданий, помещений и прилегающих к ним территорий;

• соответствие оборудования требованиям стандартов безопасности труда и других нормативных актов по охране труда;

• наличие санитарно-бытовых помещений, устройств, их содержание в ис правном состоянии;

• организация и качество проведения инструктажа работников;

• выполнение мероприятий, предусмотренных планами улучшения условий труда и соглашением по охране труда.

Результаты проверки должны быть оформлены актом проверки, а выявлен ные нарушения должны быть занесены в журнал трехступенчатого контроля.

Результаты контроля руководитель предприятия рассматривает с участием ру ководителей подразделений, специалистов, представителей профсоюзной орга низации и совместного комитета по охране труда.

Комиссия разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостат ков и нарушений, а руководитель предприятия назначает исполнителей и сро ки их проведения. Результаты рассмотрения оформляются протоколом;

из даётся приказ, которым намечаются меры по устранению обнаруженных не достатков и привлекаются к ответственности лица, допустившие нарушение правил охраны труда или виновные в неудовлетворительной организации ра боты по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также поощряются работники, добившиеся положительных результатов в работе по охране труда.

В 1997 г. Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест, ут вержденным Минтруда России, введена аттестация рабочих мест по услови ям труда. Она базируется на контроле условий труда, производственного обо рудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имею щихся на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факто ров определяются на основе измерений определенными приборами в процессе работы.

Результаты аттестации рабочих мест будут использованы при сертификации работ по охране труда, которая проводится во всех отраслях экономики нашей страны. Без указанного сертификата новые промышленные объекты не будут приниматься в эксплуатацию. Выдача сертификатов возложена на органы го сударственной экспертизы условий труда Минтруда РФ и его территориаль ных подразделений, а также на уполномоченные ими организации, имеющие соответствующую лицензию.

Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда проводится с целью: проверки правильности применения списков произ водств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавлива ются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска;

обоснован ности представления работникам предприятий в соответствии с законодатель ством льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по усло виям труда и отнесением их к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

Осуществление этого вида контроля возложено на государственную экспер тизу условий труда в системе Минтруда РФ и ее территориальные органы.

Государственная экспертиза условий труда работает во взаимодействии с орга нами Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госсанэпиднадзора, Госатомнадзо ра и других органов.

По результатам контроля условий и охраны труда, производственной безопасности ведется планирование дальнейших работ в этих областях. Пла ны могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на не сколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные направлены на ликвидацию последствий различного рода аварий.

Стимулирование работ по охране труда предусматривает материальное и мо ральное поощрение работников за выполнение требований охраны труда.

Ответственность за нарушение норм безопасности и инструкций по охране труда Ответственность юридических и физических лиц за нарушение законода тельных и иных нормативных актов об охране труда и техники безопасно сти определены статьей 362 Трудового кодекса РФ, статьями 23…26 Основ за конодательства об охране труда, Уголовным кодексом РФ (статьи 143, 238, 263, 266, 268), Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 5, 6, 8…13). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении зако нодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются ко всем видам ответственности в порядке, установленном перечисленными зако нодательными актами РФ и республик в составе РФ.

Например, статья 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда за проход по желез нодорожным путям в неустановленных местах.

В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ, действующего с 01.01.97 г. за нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда лицом, на которого были возложены обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или сред ней тяжести вреда здоровью человека, это лицо наказывается штрафом от до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до двух лет;

если это повлекло за собой смерть человека — лишением свободы на срок до пяти лет.

Раздел ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДОЙ Глава 2.1. Производственная среда и взаимодействие в ней 2.1.1. Производственная среда Производственная среда — пространство с обустройствами, в котором со вершается трудовая деятельность человека. На постоянном рабочем месте практически каждого работника в производственной среде систематически присутствуют или периодически возникают опасные и (или) вредные для жиз ни и здоровья факторы. Постоянное рабочее место — это место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени — более 50 % или более двух часов непрерывно.

Любой технологический процесс можно рассматривать как систему взаимо действий между человеком-оператором, машиной и производственной средой.

Наука и практика рассматривают круг этих взаимодействий как систему зна ний об опасностях производств, формирующихся при взаимодействии элемен тов системы. И человек, и машина, и производственная среда могут нести в се бе опасность. Взаимодействия между элементами системы объединены в науч но-практическую систему «человек—машина—производственная среда».

Любая деятельность не безопасна. Но именно в производственной деятель ности возникли и продолжают нарастающим темпом возникать наиболее серь езные проблемы безопасности. Это, в первую очередь, связано с тем, что на пе редний план стали выходить и быстро обновляться сложные небезопасные до рогостоящие технические и технологические системы.

Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников должна совершенствоваться вместе с быстроизменяющимися обстоятельствами и фак торами производственнй среды.

К середине двадцатого века процессы взаимодействия, происходящие в про изводственной среде, коренным образом изменили условия обитания челове ка. Все возрастающие темпы производства и растущие требования к качеству производимой продукции определили черты современной производственной среды:

• создание новых технологий, обеспечивающих снижение трудовых затрат, но влекущих за собой постоянное обновление материальной базы произ водства;

• нарастающий динамизм производства, порождающий новые проблемы, связанные с безопасностью выполнения работ и охраной труда;

• растущие разнообразие и объем негативных факторов, требующие обеспе чения безопасности человека в производстве, создания для него благопри ятных условий труда и современных санитарно-гигиенических условий;

• высокие требования к подбору и профессиональной подготовке кадров.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации каждому ра ботнику на рабочем месте должны быть созданы безопасные условия труда.

Под условиями труда понимают совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда определяются как условия труда, при которых воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов на работников практически исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Нарастание опасных и вредных факторов производственной среды выража ется в росте травматизма, числе и тяжести заболеваний, представляющих не только сиюминутную, но и потенциальную опасность для работающих. Профи лактическая медицина (гигиена труда), изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека, стала занимать значимое место. Она содержит научные основы и практические меры, направ ленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производст венной среды и самого трудового процесса на работников (см. главу 2.3).

В реальных условиях, чтобы справляться с возникающими ситуациями, не обходимо быстро и правильно реагировать на них и строго соблюдать опреде ленные правила поведения в опасных производственных ситуациях. Эти пра вила регламентируются законодательными актами и нормативными документа ми по охране труда.

Для современной транспортной среды характерны все черты производст венной среды. Кроме того, определенную специфику на нее налагают пробле мы организации движения и устойчивость функционирования транспортного процесса. Решение этих проблем современной транспортной среды в значи тельной степени может быть обеспечено высокими требованиями к подбору и профессиональной подготовке кадров.

Носителями опасностей в транспортной среде могут являться: человек, под вижной состав, машины, станки, инструменты, здания, сооружения, дороги, используемая энергия, материалы, технологии, информатизация и т.п. Носите лями вредности — шумы, вибрации, пыли, электромагнитные поля, неблаго приятные микроклиматические условия, химические вещества и др.

Железнодорожный транспорт как среда, в которой формируются факторы повышенной опасности и вредности, создает для работников на их рабочих местах комплексы негативных воздействий, определяя их сочетанное влияние на человека. Прежде всего, это относится к рабочим местам работников путе вых машинных станций (ПМС). Они представляют собой значительную про фессиональную группу работников железнодорожного транспорта, здоровье которых зависит от целого комплекса производственных факторов. Высокие уровни шума (113…116 дБА) отмечаются в дизельных помещениях машин ВПО и ЩОМ. Уровни вибрации на большинстве машин по ремонту пути так же значительно превышают нормируемые величины. На машинах вибрацион но-прессового принципа действия вертикальные колебания на полу и сиденьях превышают допустимые уровни почти в шесть раз. Эксплуатация щебнеочи стительных машин типа ЩОМ, выправочно-подбивочно-рихтовочных ма шин — ВПР-1200, выправочно-подбивочно-отделочных машин — ВПО-3000, электробалластеров — ЭЛБ связана с воздействием шума и вибраций, загряз ненного токсическими пылями воздуха, с неблагоприятным микроклиматом, присутствием в воздухе рабочей зоны комплекса химических веществ, источ ником которых являются работающие дизельные установки. Содержание окси да углерода в воздухе рабочей зоны этих машин составляет около 25 мг/м3, сернистого ангидрида до 50 мг/м3 при предельно допустимой концентрации (ПДК) — 10 мг/м3, оксидов азота до 12 мг/м3 при ПДК — 5 мг/м3. На щеб неочистительных и землеуборочных машинах отмечается высокая запылен ность воздуха, связанная с особенностями технологии проведения работ. Кон центрация пыли на открытых рабочих площадках машины Балашенко достига ет 540 мг/м3, на выносных постах ЩОМ-Д — до 824 мг/м3. При подбивке шпал концентрация пыли в кабине достигает в среднем 50 мг/м3.

На машинистов оказывают негативное воздействие тепловые и электромаг нитные излучения, акустические и вибрационные колебания. В современных двигателях внутреннего сгорания только 50% энергии, выделяющейся при сго рании топлива, переходит в полезную механическую энергию, остальная — в основном в тепловую, создавая неблагоприятные микроклиматические условия на рабочем месте.

Объекты железнодорожного транспорта потребляют большое количество кислот, щелочей и других химикатов, которые отработав, могут попасть в сто ки, а затем, после недостаточной очистки, — в сбросы, далее в реку, откуда возвращаются в производственную и бытовую среду. Такими загрязняющими объектами являются промывочно-пропарочные пункты обработки вагонов, шпалопропиточные заводы, локомотивные и вагонные депо. Загрязнение вод ных объектов негативно сказывается на здоровье населения железнодорожных поселков, примыкающих к указанным объектам.

Загрязнение рабочих зон происходит распыляемыми сыпучими грузами.

При погрузке и выгрузке они попадают в организм работников, осуществляю щих грузовые операции, при транспортировании — в организм путевых рабо чих, нанося таким образом ущерб здоровью и сокращая продолжительность жизни людей. Потери сыпучих грузов при перевозке составляют 2…10 %.

Рабочая зона — пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем по ла или площадки, на которых находится место постоянного или временного пребывания работающих.

2.1.2. Взаимодействие человека с производственной средой Взаимодействуя с производственной средой, человек может подвергаться или не подвергаться неблагоприятным воздействиям. Не получает он их в тех условиях, которые для него привычны и к которым его организм адаптирован.

Любое существенное отклонение в производственной среде сопровождается не гативными воздействиями на работающего. К настоящему времени достаточно глубоко изучено влияние на человека производственной среды, параметры ко торой изменены в большую сторону относительно нормативных значений.

К недостаточно изученным относятся воздействия малых и сверхмалых доз биологически активных веществ и энергий. Они опасны тем, что взаимодейст вие систем организма с ними происходит на клеточном уровне. Именно они часто являются источниками неизлечимых заболеваний. При воздействии сверхмалых доз в организме человека не работают системы адаптации, так как организм способен приспосабливаться лишь к обычным воздействиям, лежа щим в привычном диапазоне интенсивностей. Имеются научные течения, кото рые утверждают, что гены (ген — носитель наследственной информации) вы страиваются в определенный порядок под действием сверхмалых доз электро магнитных излучений. Частоты излучений сугубо индивидуальны для каждого живого организма и его отдельных органов. Доказано, что облучение, даже в самых малых дозах, вызывает многочисленные изменения в клетках живого организма и в структуре ДНК. Изменения, произошедшие в результате облу чения, сохраняются в течение длительного периода времени.

Выделяют четыре характерные фазы взаимодействия человека и производ ственной среды:

• комфортное (оптимальное), которым создаются условия для высокой ра ботоспособности, а работнику гарантируется сохранение жизни и здоро вья;

• допустимое, когда воздействия производственной среды не оказывают на жизнь и здоровье человека негативного влияния, но приводят к некоторо му снижению работоспособности и надежности в выполнении должност ных функций. При этом воздействии в организме человека не могут воз никнуть и развиться необратимые негативные процессы;

• опасное, когда воздействия производственной среды оказываются за гра ницами допустимых уровней и оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывая заболевания при длительном воздействии;

• чрезвычайно опасное, которое за кратчайшее время воздействия может оказать резко негативное влияние на здоровье человека (нанести травму, привести к неизлечимому заболеванию, летальному исходу).

Первые два воздействия (комфортное и допустимое) соответствуют услови ям, которые принято относить к позитивным, а два следующих (опасное и чрезвычайно опасное) — к негативным.

Основными признаками оптимальных условий труда человека являются:

• эффективное функционирование систем организма (двигательной, зри тельной и др.);

• длительное сохранение работоспособности;

• короткий период врабатываемости;

• стабильность работы;

• соответствие реакций систем организма внешним воздействиям.

Для того чтобы обеспечить безопасность взаимодействия на новых техниче ских уровнях, во всех отраслях промышленности постоянно ведутся комплекс ные научные исследования. В значительных масштабах эта работа проводится и в МПС России, и в транспортном строительстве. Ученые рассматривают сложные взаимосвязи в системе «человек—производственная среда», решая проблемы оптимизации параметров производственной среды. Установлено, что в определенных обстоятельствах именно параметры производственной среды оказываются первостепенными для сохранения жизни, здоровья, высо кой работоспособности человека. Работоспособность — состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций орга низма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количе ство работы заданного качества за требуемый интервал времени.

Безопасность труда — отсутствие недопустимого риска, связанного с воз можностью нанесения ущерба (ГОСТ Р 1.0—92).

Основными требованиями к производственной среде стали ее безопасность и комфортность.

Наиболее важные направления работы по оптимизации параметров произ водственной среды:

• выявление опасностей производственной среды;

• определение допустимых величин параметров опасностей и вредностей;

• оценка возможной реакции организма на изменение параметров среды;

• разработка средств защиты, подавления или снижения параметров опас ностей до безопасных для организма человека уровней.

В России постоянно ведутся работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. В этих целях Мини стерство труда и социального развития Российской Федерации утвердило «По ложение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям тру да». Оно устанавливает цели и порядок проведения аттестации, которой под лежат все имеющиеся в каждой организации рабочие места.

Так как не существует абсолютно безопасной техники и абсолютно безопас ных технологических процессов, то ни в одном виде деятельности человека не может быть нулевых рисков. Под риском понимают вероятность возникнове ния негативного события. Под профессиональным риском понимают величину вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последст вий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса. Оценка профессионального риска проводится с учетом величины экспозиции (экспозиция — сочетание продолжительности и силы воздействия негативных производственных факторов) последних, показателей состояния здоровья и утраты трудоспособности работников.

Дополнительно:  Образец должностной инструкции вахтера в 2021 году

Критерии оценки негативного воздействия опасных и вредных факторов производственной среды. Для оценки травматизма в производственных ус ловиях используют показатели частоты травматизма, тяжести травматизма, частоты несчастных случаев с летальным исходом.

Показатель частоты травматизма Кч определяет число несчастных слу чаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период времени (обычно за год):

Kч = Tтр, C где С — среднесписочное число работающих;

Ттр — численность работников, пострадавших от воздействия травмирую щих факторов.

Показатель тяжести травматизма Кт характеризует среднюю длитель ность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:

Д Kт =, Ттр где Д — суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчастным случа ям за расчетный период.

Показатель частоты несчастных случаев с летальным исходом Кл харак теризует уровень принудительной смертности на производстве и определяется по формуле:

Kл = Н л, С где Нл — число летальных исходов на производстве за расчетный период вре мени.

Глава 2.2. Человек и машина в производственной среде 2.2.1. Надежность работы и ошибки человека при взаимодействии с техническими системами Человек — оператор технической системы (диспетчер, машинист, кранов щик, водитель и др.), находясь на своем рабочем месте в производственной среде, взаимодействует с машиной. Под термином машина понимают всякое техническое устройство (локомотив, автомобиль, станок, грузоподъемный кран, система энергообеспечения, автоматизированная система управления, система безопасности объекта, информационная система и др.), с помощью ко торого осуществляется необходимая работа. Общим и основным требованием к оператору и машине является их надежность.

Большинство несчастных случаев, происшествий, аварий, катастроф напря мую связаны с человеческим фактором. Словосочетанием человеческий фак тор принято обозначать причину отказа в системе «человек— машина—произ водственная среда», связанную с ненадежностью (ошибочными действиями либо бездействием) человека. К примеру, по данным Межгосударственного авиационного комитета за 10 лет (1991—2001 гг.) в России произошло авиакатастроф. В 267 случаях виновником, по результатам расследований, был назван человеческий фактор.

Обычно деятельность человека-оператора регламентируется инструкциями, определяющими его деятельность как ряд действий, предписанных к исполне нию. При этом основными задачами оператора остаются: осуществление кон троля за работой машины, выявление и предупреждение неисправностей либо отклонений от нормального хода рабочего процесса. Человек-оператор спосо бен принимать и передавать информацию, осуществлять ее анализ, принимать решения, исполнять команды, осуществлять наблюдение и контроль за рабо той системы. Человек обладает способностями к обучению, обобщению, ис пользованию недостаточной, избыточной, нечетко сформулированной инфор мации, к генерированию идей. Отличает человека также способность работать в непредусмотренных ситуациях.

Процессы управления машинами имеют некоторые общие черты. В совре менных машинах практически все изменения отслеживаются с помощью датчи ков, сигналы от которых преобразуются и подаются к приборам. Человек ведет наблюдение за ними. Он должен воспринимать показания приборов, расшиф ровывать их, принимать решение, выполнять соответствующие действия. Сиг нал, возникающий в результате действия человека, преобразуется и поступает к машине, изменяя режимы ее работы. В большинстве систем, независимо от степени их автоматизации, почти всегда требуется участие человека.

Надежность оператора — свойство сохранять работоспособное состояние в течение требуемого интервала времени, способность в течение этого времени принимать профессионально грамотные, адекватные решения.

Там, где работает человек, ошибки неизбежны. Ошибки по вине человека возникают в тех случаях, когда оператор бездействует в тот момент времени, когда его действия необходимы, когда совершает неправильные действия, ко гда стремится к недостижимой цели. Свойство человека ошибаться является функцией его психофизиологического состояния. Ошибка человека определя ется как невыполнение поставленной задачи или выполнение запрещенного действия, которое может явиться причиной повреждения оборудования либо нарушения нормального хода рабочей операции. Если выполняемая работа имеет слишком высокие для человека параметры (ритм, скорость, точность), интенсивность ошибок значительно возрастает.

Работоспособность же характеризуется готовностью к работе, количеством и качеством работы, проделанной за определенный период времени.

Уровень надежности человека определяют его физиологические (возможно сти организма) и психологические (личностные) возможности, антропомет рические характеристики. Кроме того, крайне существенны:

• профессиональная подготовка (уровень знаний, умений, опыт);

• эргономика рабочего места;

• медицинский и психологический профессиональный отбор;

• медицинский периодический контроль перед началом и в процессе ра боты.

В последнее время к человеческому фактору стали относить нарушения тех ники безопасности, правил технической эксплуатации, санитарных норм, ре жимов труда и отдыха. Эти нарушения человек чаще всего допускает по халат ности, неосведомленности, по установившимся понятиям. Именно эти явления чаще других являются причиной происшествий на транспорте и в промышлен ности.

2.2.2. Человеческий фактор на железнодорожном транспорте На железнодорожном транспорте человеческий фактор занимает ведущее место в проблеме безопасности. Именно он является решающим в обеспечении безопасности движения. Статистика транспортных происшествий показывает, что наиболее частой их причиной на железных дорогах являются именно оши бочные действия человека;

их доля в общем объеме транспортных происшест вий достигает 90 %. Причинами многих аварий и крушений являются: пренеб режительное отношение обслуживающего и работающего персонала к своим служебным обязанностям;

недостаточный контроль за выполнением сущест вующих правил и положений со стороны должностных лиц, а также за преду преждением и устранением различных технических неисправностей. Аварии происходят также в результате просчетов в организации движения, ошибок при управлении машинами, недостаточного уровня профессиональной подго товки работников, нарушения процессов взаимодействия между участниками движения и т.п. Человек на железной дороге остается слабым звеном этой сис темы. Его возможности ограничены физиологией организма и психологически ми особенностями каждой отдельной личности.

Нарушения физиологической надежности наиболее часто выражаются в ви де утомления, заболевания, травмы. Нарушения психологической надежно сти — в неточном, неправильном или несвоевременном выполнении отдельных операций или в их невыполнении. Поэтому в центре внимания находится про блема профилактики перегрузок, перенапряжений и эмоциональных стрессов, возникающих в тех случаях, когда совокупность факторов производственной среды и трудового процесса характеризуется высокой тяжестью труда, однооб разием, монотонностью, напряженной умственной деятельностью, что весьма характерно для многих профессий, связанных с эксплуатацией железных до рог.

Проблема, именуемая «человеческий фактор» на железнодорожном транс порте до сих пор остается до конца неизученной. Для большого числа железно дорожных специальностей постоянно ведутся анализы взаимодействий в систе ме «человек—машина—производственная среда». Самое большое внимание при этом уделяется системе «машинист—локомотив—транспортная среда». В этой системе изучено наибольшее количество критериев. Определена их весо мость при взаимодействиях элементов системы. Создана система мониторинга (отслеживания) предрейсового состояния машинистов, контроля бодрствова ния машинистов в пути следования и др.

Локомотивные бригады — профессиональный контингент, с которым связан основной объем транспортных происшествий. Так, потеря бдительности маши нистом на рабочем месте приводит к возникновению транспортных происшест вий в 37 % случаев, неправильное управление тормозами поезда — в 15,4 %, управление локомотивом в нетрезвом виде — в 15 % случаев. Значительная до ля транспортных происшествий связана с незнанием локомотивными бригада ми расположения предупредительных и запрещающих сигналов и профиля пу ти. Причины проезда запрещающих сигналов, например, распределяются сле дующим образом: невнимательность — 27,8 %, сон — 15 %, отвлечение машиниста от управления локомотивом — 12,2 %, неправильное восприятие открытого сигнала соседнего пути — 11,5 %, включение с запаздыванием тор мозов — 4,4 %, неправильное восприятие команды маневрового диспетчера — 4,7 %, неисправность тормозов — 4,4 %, нарушение должностных инструк ций — 3,5 %, незнание правил технической эксплуатации — 3,1 %, алкоголь ное опьянение — 11,2, %, отсутствие машиниста в кабине управления — 1,7 %, восприятие сигнала с запаздыванием — 1,5 %.

В условиях объективной сложности транспортных ситуаций (высокая ско рость ее изменений во времени, дефицит времени, отказ систем безопасности локомотива и т.п.) уровень надежности машинистов определяют:

• физиологические возможности человеческого организма, которые в зна чительной мере определены его природой;

• психологические возможности личности машиниста (неустойчивость к стрессам, к монотонной работе, замедленные реакции, низкая готовность к экстренным действиям), которые должны прогнозироваться на стадии профессионального медицинского и психологического отбора;

• физиологическое и психологическое состояние в данный момент времени (чрезмерная рабочая нагрузка, утомление и переутомление машинистов в результате нарушения режима труда и отдыха, недостаточный по дли тельности или плохой отдых перед поездкой, заболевание, алкогольное или наркотическое опьянение, воздействие неблагоприятных факторов среды, психический стресс и т.п.), которое должно определяться при ме дицинском контроле перед началом работы и прогнозироваться на период ее выполнения;

• профессиональная подготовка (уровень знаний, умений, опыт), которая периодически должна контролироваться специальными комиссиями;

• несогласованность действий членов локомотивной бригады из-за их пси хологической несовместимости (которой на железнодорожном транспорте до настоящего времени не уделяется должного внимания).

Производственная безопасность тесно связана с тем, насколько работник по своим возможностям соответствует выполняемой работе. В настоящее время на железнодорожном транспорте этому вопросу начинают уделять должное вни мание, устанавливая научно обоснованные критерии профотбора. Задача профотбора — выявить профессиональную пригодность данного человека к конкретному виду производственной деятельности (степень соответствия его индивидуальных психофизиологических качеств особенностям профессии и готовность к выполнению своих должностных обязанностей).

Для получения необходимой информации о профессионально важных каче ствах человека используют анкетирование, тестирование и непосредственное измерение ряда параметров, характеризующих психофизиологические свойст ва человека. Далее их сопоставляют с нормативами пригодности к данной про фессии (профессиограммами).

При анкетировании с помощью набора вопросов получают информацию о профессиональных интересах, а также о ряде личностных свойств человека.

Это может быть как самооценкой, так и экспертной оценкой лиц, продолжи тельное время наблюдавших за работником.

Отдельные психофизиологические свойства оценивают с помощью приборов и аппаратуры, установок, имитирующих тот или иной трудовой процесс, тре нажеров для обучения соответствующей профессии.

Тестирование предполагает использование набора тестов: тесты для уста новления общего уровня интеллекта, уровня квалификации, индивидуальных способностей, пространственного воображения, точности восприятия, импуль сивности или уравновешенности, активности или осторожности, ответственно сти, общительности, уверенности в себе и др.

Профессиограммы составляются для каждой профессии на основе всесто роннего изучения объективных особенностей трудового процесса и представля ют собой описание профессионально важных свойств и качеств работника.

Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образова ния, опыта и подготовки исполнителя.

На железной дороге профессионально важные свойства и качества личности на таких массовых профессиях, как поездные и маневровые диспетчеры, чле ны локомотивных бригад, оцениваются по значительному числу показателей.

Главные среди них — острота зрения и слуха, зрительная, слуховая и двига тельная память, точность восприятия движущихся предметов, восприятие про странства, скорость, точность и координация двигательных реакций, наблюда тельность, выносливость, активность, инициативность, а также организован ность и способность к сотрудничеству.

Для машинистов, кроме того, требуется наличие способности к длительной и монотонной работе, знание технических устройств и технологических про цессов.

Профессиональная непригодность чаще всего связана с наличием: хрониче ского заболевания или травмы;

низкого «порога» ощущения опасности, плохо го зрения или слуха;

а также с невнимательностью, рассеянностью, отсутстви ем положительной мотивации к данной работе.

2.2.3. Психологические причины возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев на производстве Статистика отмечает, что в основе возникновения нештатных ситуаций чаще других лежат психологические причины. Главная из них — ошибочные дейст вия оператора. Иногда опасность создавшейся ситуации бывает настолько ве лика, что человек оказывается неспособным правильно действовать в данной обстановке. В условиях, угражающих жизни и здоровью, далеко не каждый человек способен адекватно реагировать на создавшуюся ситуацию, работать в ней устойчиво, продуктивно, не совершая ошибочных действий. Переоценка человеком собственного производственного опыта дает ему основание пола гать, что большой опыт работы и хорошие психические реакции гарантируют ему возможность быстро и правильно принять необходимые меры по предот вращению аварии или несчастного случая, успеть выйти из опасной зоны и т. п. Стрессовые состояния побуждают человека к необдуманным действиям, которые, по его убеждению, способны снять или ослабить стресс.

Второе (по важности) место занимают организационные причины. К ним от носятся: низкий уровень профессиональной подготовки, отсутствие культуры безопасного поведения, необоснованный допуск человека к опасным видам ра бот и др.

Если действия, приводящие к возникновению аварий и травм, совершаются осознанно, тогда они квалифицируются как нарушения. Если они совершают ся неосознанно — они квалифицируются как ошибки.

Каждое действие человека имеет мотив, ориентировочную и исполнитель ную составляющие [9]. Нарушение в любой из этих частей является причиной возникновения опасной ситуации или несчастного случая.

В основе нарушений в мотивационной части чаще всего лежит нежелание действовать. Достаточно большой процент людей обладают определенным складом психики. Они генетически склонны к риску, не желают адекватно оце нивать опасность, отрицательно относятся к трудовым и (или) техническим регламентациям. Единственное профилактическое мероприятие в данном слу чае — пропаганда и воспитание.

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в том, что человек не ориентируется в правилах, инструкциях и нормах по охране труда и безо пасным способам выполнения работы, в правилах эксплуатации технических систем и др. Профилактическое мероприятие здесь — обучение, отработка на выков, систематическая проверка знаний.

Нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении правил вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Например, машинист или водитель должен обладать ря дом профессиональных качеств: способностью быстро замечать и оценивать опасность, быстро и правильно реагировать на нее, не теряться в сложных опасных ситуациях. Профилактическое мероприятие — профессиональный от бор, предварительное (перед поступлением на работу) медицинское обследова ние, тестирование.

Склонность к несчастному случаю обуславливается также возрастом и ста жем работника. Травматизм имеет два возрастных пика: у начинающих работ ников (в первый год работы) и у имеющих стаж более 10…15 лет. В первом случае это обусловлено недостатком знаний, неумением отследить и оценить опасную ситуацию, а также определить возможные последствия допущенной ошибки, неумением быстро реагировать на создавшуюся ситуацию и находить правильные и грамотные решения. Второй пик травматизма связан с начинаю щимся возрастным снижением психических и физиологических функций, влияющим на четкость и точность выполнения работ. Возникают осложнения, связанные со снижением точности движений, с приемом новой информации, с ухудшением памяти, а также с необходимостью отказаться от укоренившихся устаревших приемов и способов работы, не обеспечивающих в современных ус ловиях требуемый уровень безопасности. Как результат привыкания к опасно сти — у работников со стажем возникает еще и пренебрежительное отношение к правилам безопасности.

Имеется целый ряд психологических причин сознательного нарушения лич ностью правил безопасной работы [9].

Основные из них:

Первая — экономия сил и (или) времени. Она заключается в выборе пути действий, который, по представлениям и опыту работника, требует наимень ших затрат сил или времени. Именно по этой причине работники часто не ис пользуют индивидуальные и коллективные средства защиты, не выполняют операции, необходимые для обеспечения требований безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и бо лее опасные рабочие позы и движения.

Вторая — безнаказанность — чувство, возникающее в результате снисхо дительного отношения ответственных должностных лиц к нарушениям инст рукций по охране труда, считающих, что инструкции содержат много лишнего, мешающего продуктивной работе. Безнаказанность рассматривается еще и в смысле устойчивого ложного представления работающего о его личной неуяз вимости. Это представление формируется отсутствием у него за весь период работы личных негативных последствий. Например, если водитель часто нару шает правила движения и при этом ничего негативного с ним лично не проис ходит, он постепенно утрачивает способность остерегаться нарушений правил дорожного движения.

Третья — адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последст вий — причина, которая возникает в результате способности человека при выкать к опасным факторам, осваиваться с ними, иметь внутреннюю убежден ность, что вероятность получения травмы настолько мала, что ею можно пре небречь. Например, машинист считает, что опасность, которая носит вероятно стный характер, никогда его не коснется — он перестает адекватно реагировать на нее.

Четвертая — самоутверждение в глазах коллег. Риск для таких работни ков — дело престижа. Например, спуск по канату с большой высоты без стра ховочных устройств, переход через железнодорожные пути под стоящими ва гонами, кладка кирпича стен здания на большой высоте без страховочного поя са и др. Стремление следовать групповым нормам происходит там, где нарушения правил безопасности или технологического процесса совершаются постоянно по сложившимся понятиям в данном коллективе, а выполняющие правила безопасности оказываются вне коллектива.

Пятая — ориентация на идеалы. Идеалами, к сожалению, достаточно часто становятся злостные нарушители. Самоутверждение в собственных глазах объ ясняется врожденной неуверенностью в себе либо замечаниями и упреками со стороны лиц, связанных с данным производством. Привычка работать с нару шениями — стиль поведения, приобретенный человеком или воспитанный в нем ранее.

Причиной ошибочных действий, зависящих от личного восприятия операто ра, может оказаться неполучение нужной информации органами чувств (с по мощью слуха, зрения, осязания, обоняния) вследствие слабого предупреди тельного (или запрещающего) сигнала или его отсутствия. Например, в сол нечный день практически не видны сигналы светофора. Резкие изменения освещенности и яркости предметов, встречающихся на дорогах требуют време ни для адаптации зрительных анализаторов машиниста или водителя к новым условиям. В течение этого времени способность различать предметы ухудшает ся в еще большей степени и количество ошибок при управлении транспортным средством резко возрастает. Опасными являются как темновая, так и световая адаптации. Однако первая — более затяжная, особенно после ослепления яр ким светом со стороны встречного направления. В зависимости от силы и ин тенсивности светового воздействия, а также индивидуальных особенностей во дителя действие ослепления находится в интервале от нескольких секунд до двух мин. За время зрительного ослепления в период темновой адаптации управление транспортным средством становится ненадежным и осуществляет ся с повышенной степенью риска. В этом случае водитель не может правильно контролировать траекторию движения транспортного средства. Находясь в состоянии зрительного ослепления в течение 10 с, водитель при скорости км/ч проедет расстояние более 110 м, а при 60 км/ч — почти 180 м [4].

К отрицательному эффекту приводит поступление слишком больших объе мов информации или слишком высоких ее скоростей. Множество одновремен ных сигналов приводит к невозможности их адекватного восприятия в связи с ограниченными психическими возможностями оператора. Например, такие си туации возможны в работе диспетчеров, где на мнемосхемах быстро меняется транспортная обстановка или восприятие водителем визуальной информации о дорожных объектах, которое происходит не мгновенно, а с определенной за держкой по времени. Время опознавания элементов дорожной обстановки на большой скорости движения и в зависимости от сложности ситуации изменяет ся в достаточно широком диапазоне — от 0,4 с (одиночный объект на хорошо освещенной дороге) до 3,6 с (к примеру, один из семи объектов на плохо осве щенной дороге).

Причинами ошибочных действий при анализе, оценке и принятии решения может стать ситуация, при которой переданный от органов чувств мозгу сигнал будет неправильно понят, истолкован. Например, ночью цветовосприятие предметов почти полностью нарушается, они различаются не по цвету, а по яр кости. Дорожная обстановка и ситуация воспринимаются не адекватно дейст вительности. При этом контрастность основных объектов дорожной обстанов ки (пешеходы, транспортные средства) незначительно отличаются от основно го фона. Ухудшается также способность оценки расстояния до объектов и между ними и скорости их перемещения. Расстояние, начиная с которого ма шинист или водитель воспринимает приближающееся транспортное средство, сокращается вдвое по сравнению с расстоянием его обнаружения в светлое вре мя суток. В результате у водителя создается иллюзия, что он находится на большом расстоянии до движущегося объекта, что представляет собой реаль ную опасность.

Если человек одновременно получает несколько сигналов, он может пере ключить свое внимание не на самый важный из них, а про остальные просто за быть. Неспособность оператора к правильной оценке сигнала может возник нуть из-за определенных особенностей психики, от недостатка времени, зна ний, навыков, опыта работы. Решение же должно быть выбрано путем перебора вариантов. Принятое решение может оказаться неверным. Напри мер, водитель, чтобы избежать наезда на резко затормозившее впереди транс портное средство, выворачивает на полосу встречного движения и получает ло бовое столкновение, вместо того, чтобы свернуть в сторону на обочину дороги.

Ошибочные действия при приведении в исполнение принятого решения мо гут возникнуть из-за отсутствия необходимых навыков работы (недостатков в точности исполнения), бездействия в силу неспособности действовать в дан ный момент времени (к примеру, сильный испуг). Например, слишком силь ное нажатие на тормозную педаль на скользкой дороге или резкий поворот ру левого колеса могут привести к заносу автомобиля. Несвоевременная подсыпка зимой песка на рельсы при подъеме в гору может привести к буксованию и дви жению железнодорожного состава назад под уклон, на занятый следующим за ним составом участок пути.

Причинами ошибочных действий могут быть и недостаточное внимание, ус талость. Так, например, длительная однообразная езда с повышенной скоро стью без помех притупляет восприятие водителя, и он не может своевременно отреагировать на неожиданно возникший впереди крутой поворот дороги или другое неожиданно появившееся препятствие.

Дополнительно:  Учебное пособие: Охрана труда - основные термины, понятия, определения -

Ошибочные действия могут быть связаны с уже пережитым отрицательным опытом. Ранее произошедший несчастный случай может оказывать остаточное негативное психическое воздействие на человека, которое невольно будет со действовать возникновению в той же ситуации нового ошибочного действия.

Например, при прохождении опасного участка дороги с крутыми виражами, при выполнении определенного маневра водитель транспортного средства не справился с управлением и был сброшен в кювет. Водитель может постоянно при приближении крутого виража испытывать непреодолимое чувство страха, порождающего неуверенность и приводящее к ошибочным действиям по управ лению автомобилем.

Анализ причин ошибок говорит о том, что нужно в первую очередь совер шенствовать процессы приема информации и выполнения двигательных дейст вий, приводя их в соответствие с психофизиологическими возможностями че ловека.

Для того чтобы не перегружать психику оператора, он должен быть заранее надежно информирован обо всем, что ему нужно знать и уметь, должен иметь условия для приобретения соответствующих навыков, иметь необходимые ин формирующие устройства и удобное размещение органов управления. Сущест вуют функции, которые машина выполняет лучше человека. Например, к та ким функциям относятся прием, хранение и переработка информации — их надо передоверять машине, разгружая таким образом психику оператора.

Кроме перечисленных, могут возникнуть ошибочные действия, связанные с несоответствующим нормам безопасности рабочим местом и организацией тру да, с плохой подготовкой oператора к работе, с состоянием его организма, пси хологической установкой, психическим состоянием или состоянием здоровья оператора.

Высокая степень готовности к действию в экстремальных ситуациях являет ся одним из обязательных условий надежности человека-оператора в системе «человек—машина—производственная среда».

2.2.4. Антропометрические характеристики человека Антропометрические характеристики определяются общими размерами тела человека и его отдельных частей и используются для проектирования наиболее рациональных, удобных и безопасных орудий труда. Они позволяют рассчи тывать пространственную организацию рабочего места, устанавливать зоны до сягаемости и видимости, размеры конструктивных параметров рабочего места и приспособлений. Для этого часть пространства рабочего места, в котором осуществляются трудовые процессы, должна быть разделена на рабочие зоны.

Величину рабочей зоны и соотношение между антропометрическими характе ристиками человека и пространственной организацией рабочих мест решает наука эргономика.

Эргономика — научная дисциплина, изучающая человека и его деятель ность в процессе современного производства с целью оптимизации орудий, процессов и условий труда, создания таких условий, которые делают труд более эффективным и обеспечивают необходимый комфорт для человека. Для эргономики характерен системный подход к решению перечисленных вопросов.

Эргономика изучает функциональные возможности человека в процессе трудовой деятельности для того, чтобы максимально учитывать их при созда нии конструкций машин, аппаратов, коммуникационных систем.

Антропометрические характеристики делятся на динамические и статиче ские. Динамические характеристики используются для определения объема рабочих движений, зон досягаемости и видимости. По ним рассчитывают про странственную организацию рабочего места.

Статические — могут быть линейными и дуговыми. В зависимости от ори ентации тела в пространстве линейные размеры делятся на продольные (высо та различных точек над полом или сиденьем), поперечные (ширина плеч, таза и т.п.), передне-задние (передняя досягаемость рук и др.).

Эргономика проводит исследования рабочих поз. Рабочая поза «стоя» тре бует больших энергетических затрат и менее устойчива из-за поднятого центра тяжести, поэтому при этой позе быстрее наступает утомление.

Охрана труда на железнодорожном транспорте

Каталоги издательства
Оцените статью
Добавить комментарий