Организация охраны труда на уроках физической культуры по волейболу в МАОУ Домодедовской гимназии №5 | Методическая разработка по физкультуре на тему: | Образовательная социальная сеть

Организация охраны труда на уроках физической культуры по волейболу в МАОУ Домодедовской гимназии №5 | Методическая разработка по физкультуре на тему:  | Образовательная социальная сеть Охрана труда

Требования охраны труда перед началом занятий по спортивным и подвижным играм

2.1. Необходимо надеть спортивную форму и спортивную обувь с не скользящей подошвой.2.2. Необходимо убедиться в надежности установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования.2.3. Необходимо проверить общее состояние спортивной площадки, а также убедиться в отсутствие на ней каких-либо посторонних предметов.2.4.

Внимательно ознакомиться:

Общие требования инструкции по охране труда при проведении спортивных и подвижных игр

1.1. К учебным занятиям, включающим спортивные и подвижные игры, имеют допуск лица, которые изучили инструкцию по охране труда при проведении спортивных и подвижных игр в школе, прошли обязательный периодический медицинский осмотр и вводный инструктаж по охране труда.1.2.

Во время поведения занятий должно строго соблюдаться расписание учебных занятий, а также установленные режимы занятий и отдыха, правила и требования настоящей инструкции по охране труда для занятий с проведением спортивных и подвижных игр по физкультуре в школе.1.3.

Во время проведения учебных занятий, включающих спортивные и подвижные игры, возможно воздействие на учащихся следующих опасных факторов:

  • получение травм при возникновении столкновений учащихся, при нарушении правил проведения во время игры, при падениях на мокром, скользком полу или площадке.

1.4. Учебные занятия, включающие спортивные и подвижные игры, необходимо проводить только в спортивной одежде и спортивной обуви с не скользящей подошвой.1.5. При проведении учебных занятий, включающих спортивные и подвижные игры, обязательно должна быть в наличии медицинская аптечка, укомплектованная всеми необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для экстренного оказания первой помощи пострадавшим при получении ими каких-либо травм.1.6.

Преподаватель учебных занятий и учащиеся обязаны строго соблюдать правила пожарной безопасности, знать и уметь быстро находить места хранения первичных средств пожаротушения.1.7. О каждом несчастном случае, который произошел с кем-либо из учащихся, преподаватель учебных занятий должен незамедлительно сообщить администрации учебного учреждения.

Преподаватель учебных занятий обязан экстренно оказать первую помощь пострадавшему.1.8. Во время проведения учебных занятий преподаватель и учащиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила данной инструкции по охране труда для уроков с проведением спортивных и подвижных игр, а также правила личной гигиены.1.9.

Лица, допустившие какое-либо невыполнение или нарушение инструкции по охране труда по спортивным и подвижным играм, должны быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка а, при необходимости, должны быть подвергнуты внеочередной проверке знаний, норм и правил охраны труда.

Требования охраны труда во время спортивной и подвижной игры

3.1. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру необходимо только по команде (сигналу) преподавателя учебных занятий.3.2. Необходимо строго соблюдать правила проведения подвижной игры.3.3. Необходимо стараться избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.3.4.

Во время падений необходимо максимально сгруппироваться для предупреждения получения травмы.3.5. Необходимо внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) преподавателя учебных занятий, включающих спортивные и подвижные игры (футбол, волейбол, баскетбол).

Требования охраны труда при возникновении аварийных ситуаций

4.1. При выявлении каких-либо неисправностей спортивного оборудования и инвентаря, необходимо остановить проведение учебного занятия и своевременно сообщить об этом администрации учебного учреждения. Продолжение учебного занятия возможно только после устранения всех неисправностей или замены спортивного оборудования и инвентаря.4.2.

При получении кем-либо из учащихся травмы, необходимо экстренно оказать первую помощь пострадавшему, немедленно сообщить о случившемся администрации учебного учреждения, а, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.4.3.

При возникновении пожара в спортивном зале, необходимо немедленно эвакуировать всех учащихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, немедленно сообщить о пожаре администрации учебного учреждения и в ближайшее отделение пожарной охраны, затем необходимо приступить к тушению пожара с помощью всех имеющихся в наличие первичных средств пожаротушения.

Требования охраны труда по завершению урока с проведением спортивных и подвижных игр

5.1. Необходимо убрать спортивный инвентарь в специально отведенные для этого места и провести влажную уборку спортивного зала.5.2. Тщательно проветрить спортивный зал.5.3. Необходимо снять с себя спортивную одежду, спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки водой с использованием мыла.

При игре в футбол учащиеся Инструкция по охране труда при проведении занятий по футболу

Инструкцию разработал: __________ (________________)

СОГЛАСОВАНОРуководитель службы ОТ (специалист или инженер по ОТ) _________ Касьянов Д.Л.«___»__________20__г.

С инструкцией ознакомлен(а)«___»____20___г. __________ (______________________)

Рекомендуем перейти к разделу:
Техника безопасности на уроках физической культуры

Инструктаж по технике безопасности "волейбол" | методическая разработка по физкультуре (8 класс): | образовательная социальная сеть

ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ ПО РАЗДЕЛУ «ВОЛЕЙБОЛ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
I. Техническая подготовка.
II. Тактическая подготовка.
III. Специальная силовая подготовка.
1. Развитие прыгучести.
2. Развитие быстроты.
3. Развитие реакции.
К урокам по волейболу допускаются учащиеся основной медицинской группы. Занятия проводятся на стадионе и спортивном зале. Учащиеся занимаются на уроках в спортивной форме и обуви установленного образца с учётом всех санитарно-гигиенических требований к норме. Учащиеся, не допущенные к занятиям по причине отсутствия надлежащей спортивной формы, болезни, плохого самочувствия и др. присутствуют на уроке. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписания.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. 
На переменах учащиеся переодеваются в раздевалках в надлежащую спортивную форму.В раздевалке соблюдается чистота и порядок. Каждый класс складывает свои вещи отдельно от другого. Урок начинается по звонку с общего построения.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ВО ВРЕМЯ УРОКА. 
На уроках по волейболу учащиеся выполняют программные упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают текущие, итоговые и семестровые оценки.
На уроках по волейболу учащиеся обязаны выполнить следующие требования:
I. Техническая подготовка – индивидуальные и групповые упражнения выполняются после команды учителя:
— при сигнале о прекращении выполнения упражнения все обязаны взять мячи в руки и выслушать методические указания учителя;
— выполняют только то упражнение, которое было дано учителем;
— запрещается бить мяч ногами;
II. Тактическая подготовка: 
— при учебной двухсторонней игре строго выполнять правила расстановки и перехода;
— выполнять подачу только после свистка учителя;
— между упражнениями передавать мяч только под сеткой.
III. Специальная силовая подготовка: 
— обязательно выполнять общую и специальную разминку;
— при выполнении специальных силовых упражнений соблюдать необходимую дистанцию и интервал;
— при выполнении прыжков приземляться на обе ноги на всю стопу.
На уроках по волейболу учащиеся овладевают методиками самоконтроля. При плохом самочувствии на уроках учащиеся должны прекратить занятия, уведомить учителя и обратиться в медпункт к врачу.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА.
По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу. После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания учащиеся строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам, избегая столкновений.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
В случае аварийной ситуации нужно немедленно сообщить учителю или администрации школы. В случае непредвиденных обстоятельств в спортивном зале, соблюдать спокойствие и порядок, слушать указания учителя.

Инструкция по технике безопасности занятий по волейболу

Организация охраны труда на уроках физической культуры по волейболу в МАОУ Домодедовской гимназии №5 | Методическая разработка по физкультуре на тему:  | Образовательная социальная сеть

1. Перед началом занятия или соревнований по волейболу необходимо надеть спортивную форму (шорты, трико, футболку) и спортивную обувь с нескользящей подошвой.

2. Нужно снять все украшения, ногти на руках должны быть коротко острижены.

3. Проверяется исправность и надёжность спортивного инвентаря и оборудования, пол спортивной площадки должен быть сухим.

4. Для предотвращения травм каждый участник должен разогреться (не менее 15 минут).

5. Во время занятий или соревнований необходимо: строго соблюдать правила поведения и правила соревнований (особенно — заступ линии середины площадки и касание сетки);

6. Все действия производить только по команде тренера или судьи;

7. При плохом самочувствии прекратить заниматься и сообщить об этом учителю, тренеру или судье;

8. При падениях нужно сгруппироваться во избежание получения травм.

9. На спортивной площадке не должно быть посторонних лиц или предметов, которые могут стать причиной травм.

10. Между упражнениями и подачами передавать мяч только под сеткой.

11. Участник должен:

11.1. При руководстве тренера соблюдать технику передачи сверху: большие пальцы вытянуты на себя, указательные и большие пальцы образуют треугольник /сердечко(см. рис.1), не принимать сильно летящий мяч двумя руками сверху, а принимать двумя руками снизу на предплечья; соблюдать технику нападающего удара и блока: при приземлении ноги должны быть полусогнуты (см.рис.2)

Дополнительно:  Инструкция по охране труда для водителя погрузчика дизельного и электрического типа

11.2. Следить за перемещением игроков на своей половине площадки

11.3. Стоять только лицом к мячам;

11.4. Во время упражнений через сетку стоять лицом к сетке;

11.5. Подбирать все мячи, мешающие упражнениям и игре;

11.6. Известить тренера о медицинских противопоказаниях и травмах для составления индивидуальной программы.

12. В целях предотвращения травм коленных суставов рекомендуется перед тренировкой и игрой одевать наколенники.

Организация охраны труда на уроках физической культуры по волейболу в МАОУ Домодедовской гимназии №5 | Методическая разработка по физкультуре на тему:  | Образовательная социальная сеть

Организация охраны труда на уроках физической культуры по волейболу в МАОУ Домодедовской гимназии №5 | Методическая разработка по физкультуре на тему:  | Образовательная социальная сеть


Date: 2021-12-13; view: 32698; Нарушение авторских прав

Организация охраны труда на уроках физической культуры по волейболу в маоу домодедовской гимназии №5 | методическая разработка по физкультуре на тему: | образовательная социальная сеть

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшее

профессиональное образование «Академия социального управления»  Кафедра  комплексной безопасности

                                    Практико-значимая работа

Тема: «Организация охраны труда на уроках физической

культуры по волейболу в МАОУ Домодедовской гимназии №5»

Слушатель курса:  

Апаршева Н. Б.

        Руководитель:

профессор Маренго А.К.

2021 год

г. Москва

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

Глава I. Теоретические основы охраны труда        3

1.1 Основные понятия        3

1.2 Факторы, влияющие на условия и безопасность труда         4

1.3 Опасные и вредные производственные факторы         4

1.4 Правовые основы охраны труда         6

1.5 Основные направления государственной политики в области охраны

труда         7

1.6 Права и обязанности работника в области безопасности охраны труда         7

1.7 Права и обязанности работодателя в области безопасности и охраны

труда         8

1.8 Задачи и функции системы организации охраны труда в образовательных учреждениях         10

1.9 Специфика охраны труда на занятиях физкультурой и спортом         11

Глава II. Пути улучшения охраны труда         12

2.1 Организация охраны труда в гимназии        12

2.2 Состояние охраны труда в спортивном зале         13

2.3 Инструкция по технике безопасности в спортивном зале в МАОУ Домодедовской гимназии №5 при проведении занятий по волейболу         15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        19

ВВЕДЕНИЕ

Большая часть населения Российской Федерации, так или иначе, связана с отраслью образования.  Охрана труда в отрасли образования — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.

Любое учреждение образования должно быть безопасно и комфортно. Безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего. Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса были и остаются огромной человеческой трагедией, они не только являются причиной серьезных экономических потерь, но и приносят горе родителям, педагогическим работникам. Обеспечение безопасных условий образовательного процесса, профилактика травматизма учащихся будут результативными при условии целенаправленной организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности. Администрация должна быть наставником и создавать такие условия для управления охраной труда, при которых каждый педагог приложит все усилия, чтобы, в первую очередь, через образование влиять на сохранение и укрепления здоровья учащихся. В последние годы в нашей стране совершенствуется законодательная база по охране труда, которая определяет права и обязанности, как работодателя, так и работников.

Глава I. 1.1 Основные понятия.

Труд является обязательным условием жизни человека и всего общества. При определенных условиях, когда на человека в процессе труда влияют вредные или опасные факторы, могут проявляться отрицательные последствия труда. Вот поэтому понятие «работа» и «охрана труда» являются сопутствующими. В процессе труда под воздействием совокупности производственных факторов у человека может сформироваться одно из трёх функциональных состояний: нормальное, пограничное, и патологическое. Этой проблемой занимается в современной науке санитария и гигиена труда.

Санитарно — гигиенические критерии – это показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды трудового процесса от действующих нормативов. Метеорологические условия внутренней среды помещения принято называть микроклиматом помещений, который определяется действующими на организм человека основными факторами: температура, влажность, скорость движения воздуха. Микроклимат по степени его влияния на тепловой баланс человека подразделяется на нейтральный, нагревающий, охлаждающий.

1.2 Факторы, влияющие на условия и безопасность труда. 

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Профессиональное заболевание- заболевание, вызванное воздействием на работающих вредных условий труда, иначе говоря, ВПФ. Острым профессиональным заболеванием называется заболевание, возникающее внезапно, после однократного или в течение не более одной рабочей смены воздействия ВПФ: хроническое заболевание-это заболевание, возникающее в результате длительного влияния ВПФ. В стране есть «Список профессиональных заболеваний». Он является официальным документом для отнесения того или иного заболевания к профессиональному.

1.3 Опасные и вредные производственные факторы.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме.

При этом руководство организации должно придерживаться следующих направлений : охрана жизни и здоровья сотрудников и учащихся, организация ихмедицинского обслуживания; безопасность устройств и последующая эксплуатация учебнопроизводственного оборудования; безопасность здания и всего инженерного оборудования; рациональная и комфортная организация учебно-воспитательного и производственного процесса; выполнение требований законодательных и нормативных актов по созданию здоровых и безопасных условий труда, образовательного и воспитательного процесса; организация профилактической работы по предупреждению травматизма.

Одним из функциональных составляющих организационных мероприятий является планирование работ по охране труда. Планирование производится на основе законов и нормативно-правовых актов (СНиПов, ГОСТов, и др.)

Приоритетной задачей организации охраны труда в учреждении образования является четкое дегелирование функциональных обязанностей и полномочий работников, которые занимаются обеспечением безопасности труда и учебы.

Для  организации системы охраны труда в учреждении образования разрабатываются методики, программы и инструкции по охране труда. Для четкой координации работ по охране труда в учреждении образования, директор назначает одного из своих заместителей ответственным за охрану труда в организации. Ответственный осуществляет оперативный контроль за состоянием охраны труда и подготавливает распорядительные документы (приказы, инструкции). Одним из главных направлений в системе организации охраны труда в учреждении образования является контроль за состоянием ОТ и ТБ. Контроль осуществляет директор, а также профсоюзный комитет состоящий из представителей трудового коллектива.

 1.4 Правовые основы охраны труда .

Базой для управления охраной труда служит законодательство о труде его охране. Законодательство содержит целый ряд законов, главными из которых являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ».

Система организации ОТ и ТБ по всем направлениям регламентируется законодательными и нормативно-правовыми актами (Кодексами РФ, Федеральными законами, Указами Президента, постановлениями правительства, ГОСТами, СаНПИНами). Федеральный закон  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2021г №323-ФЗ; Федеральный  закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999г№52-фЗ. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 24 декабря 2021г №273-ФЗ; Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 24 декабря 2021 №436-ФЗ;  Модельный закон «О службах охраны труда»; Федеральный закон « О специальной оценке условий труда» от 28.12.13г №426;  Федеральный закон « Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009г №384-ФЗ; Федеральный закон      « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998г №125-ФЗ; Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008г №123-ФЗ. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 №69-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 25.04.2021г №390 «О противопожарном режиме». Это далеко не полный перечень нормативно-правовых документов по охране труда в учреждениях образования.

На уровне образовательных учреждений вопросы по охране труда регулируются коллективным договором, должностными инструкциями, актами профсоюзных организаций и т.д. Согласно Закону РФ за нарушение законов и других нормативно-правовых актов по охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно закону.

1.5. Основные направления политики государства  в области охраны труда.

Это обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственное управление охраной труда; государственная экспертиза условий труда; установление порядка проведения специальной оценки рабочих мест по условиям труда и экспертиза качества её проведения; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Дополнительно:  Инструкция по охране труда для директора школы | Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

1.6. Права и обязанности работника в области безопасности охраны труда.

Основными источниками трудового права являются Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ. Определенные Трудовым кодексом основные права и обязанности работника и работодателя(ст.21,22) включают и сферу охраны труда, которая является объективно неотъемлемой составляющей трудовых отношений. Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, полную достоверную информацию об условиях труда, возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренным федеральными законами. Он же обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Работник обязан:

— соблюдать требования охраны труда, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве;

— проходить обязательные медицинские осмотры.

1.7. Права и обязанности работодателя в области безопасности и охраны труда

Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, осуществлять обязательное социальное страхование работников. Работодатель обязан обеспечить:

— безопасность работников при эксплуатации зданий, оборудования;

— создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— соответствующие требования охраны труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством;

— приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказание первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

— недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— проведение специальной оценки условий труда ;

— проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающимся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

— беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля;

— выполнение предписаний должностных лиц;

— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;

— наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. Трудовой кодекс РФ (ст.21) Основные права и обязанности работника требует соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

1.8 Задачи и функции системы организации охраны труда в образовательных учреждениях. Охрана труд образовательный учреждение

В организации системы охраны труда в учреждениях образования можно выделить следующие задачи: обеспечение безопасности зданий и сооружений; обеспечение безопасности образовательных процессов; профессиональный отбор работников по специальностям; нормализация санитарно-гигиенических условий труда; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; санитарно-бытовое обслуживание работников; обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих; широкое внедрение положительного опыта в сфере охраны труда.

Основные функции системы организации охраны труда в образовательных учреждениях: организация и координация работ по охране труда; учет и оценка показателей состояния охраны труда; планирование работ по охране труда; контроль состояния охраны труда и функционирования СУОТ; стимулирование за работу по охране труда.

Организуя работу по охране труда в учреждении образования, нужно учесть, что безопасность нужно обеспечивать не только трудящимся, но и учащимся. Необходимо отметить, что в Уставе учреждения образования должен быть расписан раздел по охране труда и технике безопасности. В нем описывается организация системы охраны труда: полномочия и обязанности руководителя учреждения; основные направления в работе по охране труда.

Перед началом каждого учебного года издается приказ директора образовательного учреждения о назначении ответственных за охрану труда и ТБ и формируется комиссия по контролю за охраной труда. Работа комиссии по охране труда основывается на Положении о комиссии. Положение утверждают один раз и вносят в него изменения по мере необходимости. В системе организации охраны труда участвуют исполняющий обязанности специалиста по охране труда, все педагоги, административный и технический персонал. Их функциональные обязанности устанавливаются приказом руководителя учреждения образования и Правилами техники безопасности.

1.9 Специфика охраны труда на занятиях физкультурой и спортом.

Общие санитарные требования регламентируются в соответствии с  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2021 г. N 189 . Размеры спортивных залов могут быть 9х18м, 12х24м, 18х30м при высоте не менее 6м, определяется числом учащихся в школе. Достаточные размеры зала обеспечивают необходимую площадь для спортивных занятий, оптимальный объем воздуха для занимающихся и безопасность занятий. Поэтому очень важно также соблюдать гигиенические рекомендации по количеству детей, одновременно занимающихся в зале. Эта цифра должна определяться из расчета не менее 4 метров квадратных площади зала и не менее 18-20 м3 объема помещения на ученика. При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, раздевальные для мальчиков и девочек, душевые, комната для инструктора. Окраска стен и потолка спортивного зала должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться. Приборы отопления должны быть закрыты деревянными щитами и не должны выступать из плоскости стены. В спортивном зале на видном месте вывешивается план эвакуации. В спортивном зале должно быть не менее двух дверей, одна из которых должна выходить на территорию образовательного учреждения. В спортивном зале должны быть вывешены на видном месте инструкции. Спортивный зал обеспечивается медицинской аптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами. Для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим спортивный зал комплектуется двумя огнетушителями.

 Глава II. 2.1 Организация охраны труда в общеобразовательной  организации.

В начале учебного года под руководством администрации в гимназии сформирована комиссия по охране труда. Между членами администрации и педагогическим коллективом школы распределены обязанности в работе по созданию безопасных условий труда и профилактике детского травматизма, с профсоюзным комитетом заключено Соглашение по охране труда. Изданы приказы по охране труда в соответствии с циклограммой приказов. Перед началом учебного года проведёны инструктажи на рабочих местах, повторные инструктажи по охране труда и технике безопасности с работниками школы с последующей регистрацией в специальном журнале. Все сотрудники учреждения к началу учебного года своевременно прошли медицинский осмотр, что дало им право приступить к работе. Регулярно проводится обучение педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, МОП по вопросам охраны труда с последующей поверкой знаний и выдачей удостоверений. Кабинеты повышенной опасности на начало учебного года были полностью укомплектованы аптечками для оказания первой помощи в соответствии с требованиями  правил ТБ.  По мере необходимости обновляются  инструкции по ОТ и ТБ в кабинетах повышенной опасности и столовой. Медико-санитарные условия осуществления образовательного процесса обеспечиваются соблюдением норм освещенности, санитарно-гигиенического, воздушного и теплового режимов.

Безопасность образовательного процесса обеспечивается действующими системами автоматической противопожарной сигнализации с голосовым оповещением, кнопкой тревожной сигнализации и системой видеонаблюдения. Каждый год производятся противопожарные работы (обработка древесных конструкций), проводятся испытания и перезарядка огнетушителей. Стены  учебного заведения покрашены особым негорючим веществом. В течение года регулярно осуществляется технический осмотр и проверка работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации. Техническое состояние всех систем соответствует нормам пожарной безопасности. На 1-3 этажах школы функционируют камеры видеонаблюдения,  установлены видеокамеры у входа в школу и по периметру здания. Все школьные помещения регулярно и своевременно проветриваются. Нормы освещенности в целом соблюдаются. В школе организована работа лицензированного здравпункта. Административно-общественный контроль над состоянием охраны труда в школе осуществляется регулярно.

2.2 Состояние охраны труда в спортивном зале

1.  Наличие инструкций по охране труда. (В спортивном зале должны быть инструкции по охране труда при занятиях гимнастикой, при занятиях легкой атлетикой, при проведении занятия по спортивным и подвижным играм, при проведении соревнований, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в 5 лет).

2.  Наличие акта – разрешения на проведение занятий в спортивном зале.

3.  Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа учащихся по охране труда. (Журнал оформляется при занятиях учащихся в спортивных секциях и кружках).

4.  Наличие и укомплектованность мед аптечки. (Аптечка должна быть укомплектована в соответствии с разделом 4 Правил безопасности по физической культуре и спорту, в которой должна быть опись медикаментов. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце мед аптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения).

Дополнительно:  Обучение охране труда работников и руководителей, цена в г. Арзамас

5.  Наличие записей в специальном журнале о результатах испытаний спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств. (Испытание спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств и запись их результатов в специальном журнале производится перед началом нового учебного года).

6.  Соблюдение нормы освещенности в спортивном зале. (Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах – 200 лк. (13 Вт/м2), при лампах накаливания – 100лк. (32 Вт/м2).

7.  Наличие защитного ограждения окон и светильников от ударов мячом.

8.  Наличие ограждения батарей и трубопроводов отопительной системы сеткой или деревянными щитами, а также ограждения выступающих частей конструкций по периметру зала панелями на высоту не менее 1,8 м.

9. Наличие плана эвакуации из спортивного зала в случае возникновения пожара, двух огнетушителей и оборудование запасного выхода из зала легкооткрывающимся запором.

10. Состояние спортивных снарядов и оборудования. (В узлах и сочленениях спортивных снарядов не должно быть люфтов, качаний, прогибов. Жерди брусьев не должны иметь трещин и сколов. Гриф перекладины должен быть защищен, и не иметь ржавчины. Обшивка коня, козла и гимнастических матов не должна быть порвана. Наполнительный материал матов должен быть равномерно распределен по всей поверхности.)

11. Состояние полов в спортивном зале. (Пол спортивного зала должен быть упругим, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской).

12. Соблюдение санитарно – гигиенических норм. (Температура воздуха в спортивном зале должна быть 15-170 С, в раздевальных – 19-230 С, в душевых — 250 С. Влажная уборка спортивного зала должна проводиться не менее двух раз в день, выколачивание матов на открытом воздухе не реже одного раза в неделю. Спортивный зал перед началом занятий, после каждого урока и в конце рабочего дня должен тщательно проветриваться).

13. Санитарное состояние раздевальных, туалетных и душевых помещений. Оборудование раздевальных крючками (шкафами) и скамейками для раздевания, душевых – индивидуальными смесителями холодной и горячей воды, решетками для мытья.

При размещении школы в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, медпункт или помещение для медицинского обеспечения.

2.3 Инструкция по охране труда 

Является локальным нормативным документом, утверждается руководителем образовательного учреждения и согласовывается с профсоюзным комитетом (с указанием номера протокола и даты заседания профкома по обсуждению данной инструкции).

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении занятий

по игровым видам спорта (волейбол)  в Домодедовской гимназии №5

ИОТ-021-16

 1. Общие требования охраны труда.

К занятиям допускаются учащиеся:

— отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

— прошедшие инструктаж по технике безопасности;

— имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Учащийся должен:

— иметь коротко остриженные ногти;

— заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

— бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

— знать и соблюдать простейшие правила игры;

— знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

II. Требования безопасности перед началом занятий

Учащийся должен:

— переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму, спортивную обувь;

— снять с себя предметы, представляющие опасность для других (часы, браслеты, висячие сережки и т. д.);

— убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;

— под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;

— под наблюдением учителя взять или положить мячи на стеллажи или в любое другое место, чтобы они не раскатывались по залу и их легко можно было взять для выполнения упражнений;

убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которые не будут использоваться на уроке;

— по команде учителя встать в строй для общего построения.

Приступать к занятиям после проверки надежности установки и крепления стоек и волейбольной сетки, отсутствия посторонних предметов на полу или спортивной площадке. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

III. Требования безопасности во время занятий

проведение тренировочных занятий не допускается в отсутствие тренера, так как он несет персональную ответственность за вверенных ему воспитанников.

— тренировочное занятие обязательно начинается с разминки.

Во время занятий обучающиеся обязаны:

— соблюдать дисциплину, начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) педагога  (тренера).

— выполнять правила игры в волейбол.

— избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

— при падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

— внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) педагога  (тренера).

-быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими учащимися;

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе. При выполнении подачи, нападающего удара учащийся должен:

-выполнять подачу и прекращать игровые действия по свистку учителя или судьи;

-передавать мяч другой команде передачей под сеткой.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

— при возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом педагогу (тренеру).  

— при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры, при необходимости помочь оказать первую помощь пострадавшему.

 При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством тренера покинуть место проведения занятий через запасные выходы согласно плану эвакуации.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

—   под руководством тренера убрать спортивный инвентарь в места его   хранения.

—  организованно покинуть место проведения занятий.

—    снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под охраной труда в отрасли образования понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия. В школе обучающихся  необходимо  научить предотвращать несчастные случаи,  формировать  у них активную социальную позицию в отношении собственной безопасности и безопасности окружающих, развить практические навыки по самозащите в условиях растущей психологической нагрузки, обеспечить нормальный и здоровый образ жизни.

Основой управления охраной труда является законодательство о труде и охране труда. Нормативно-правовая база включает в себя целый ряд законов, инструкций, нормативных документов, главными из которых являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ».

Основными задачами в области охраны труда является создание безопасных условий пребывания учащихся и персонала в образовательном учреждении,соблюдение санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной и электробезопасности,обучение безопасному поведению, знанию правил охраны труда, ведение обязательной специализированной документации. Каждый руководитель учреждения образования обязан, в первую очередь признавать жизнь и здоровье детей, учащихся, работников одной из наивысших социальных ценностей. А потому подходить к организации охраны труда в образовательном учреждении со всей ответственностью и соблюдением всех норм законодательства, положений и инструкций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маренго А.К.  Охрана труда в образовательных организациях. Экспресс-курс для учителей физкультуры, инструкторов по физическому воспитанию и спортивных тренеров. Мытищи. Талант.2021г.

2. Маренго А.К. Инструкции по охране труда в образовательных учреждениях. — М.: Альфа-Пресс,2021

3. Трудовой  кодекс РФ (ст.227-231).

4. Конституция РФ (12.12.1993 г.)

5. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2021г №323-ФЗ

6. Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999г№52-фЗ

7. Постановление Правительства РФ от 25.04.2021г №390 «О противопожарном режиме»

8. Федеральный закон « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998г №125-Ф

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 24 декабря 2021г №273

10. СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

11. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Безопасность уроков, соревнований и походов. — М.: Изд. НЦ ЭНАС,2003

12. Охрана труда в образовательных учреждениях (Сборник инструкций по охране труда 1999 г.);

13. Положение о службе охраны труда в системе Министерства образования РФ от 27.02.95 № 92.

14. Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащимися, молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР; Приказ Минобразования РФ от 23.07.96 № 378.

15. Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах: Сборник приказов Минпроса РСФСР, № 10, 1980.

16. Техника безопасности на уроках физкультуры. – М.: Спорт-АкадемПресс, 2001.

Оцените статью
Добавить комментарий