- Проверка знаний — тесты по охране труда по новым программам обучения!
- Когда необходимо создавать службу охраны труда?
- Структура и численность службы охраны труда
- Как оформить создание службы охраны труда?
- Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?
- Кто и когда проводит оценку профессиональных рисков
- Что проверит инспекция
- Ответственность работодателя за отсутствие оценки профрисков
- Как провести оценку профессиональных рисков
- Методы оценки профессионального риска
- Как разработать карту профрисков?
- Какими могут быть уровни профессионального риска
- Управление профессиональным риском и варианты снижения
- Отчет по итогам проведения оценки профрисков
- Частые ошибки при оценке профессиональных рисков
Проверка знаний — тесты по охране труда по новым программам обучения!
Уважаемые посетители сайта, ни для кого не секрет, что с сентября 2022 года поменялся порядок обучения по охране труда, на смену незыблемому Приказу 1/29 Минтруда вышел новый документ Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». Хорошо это или нет – решать не нам, всегда будут как сторонники нововведений так и противники, но факт есть факт, нам с вами работать с этим документом и скорее всего долгое время.
Согласно пункта 43 обучение требованиям охраны труда проводится у работодателя, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда. Где и как обучать — решение за работодателем.
Основную часть работников можно обучать самостоятельно, но для этого необходимы программы обучения. Важно помнить, что не все категории можно учить самостоятельно, часть персонала все равно придется направить в учебные центры.
ВАЖНО! В каждой организации или в учебном центре должно появиться в идеале 5 типовых программ, которые кстати можно объединять. Согласно пункту 46 обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится:
по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда продолжительностью не менее 16 часов;
по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов;
по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.
Согласно разделу IV. Организация и проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, необходимо обучение по программе «Оказание первой помощи пострадавшим».
Согласно разделу V. Организация и проведение обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, необходимо обучение по программе: «Обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты» (СИЗ).
Общую программу на предприятии можно сделать одну, в которую включить все выше указанные программы, но установить при этом соответствующий объем часов на освоение.
ВАЖНО! По программе а) и б) есть примерный перечень тем, которые лучше включить в программу обучения, темы перечислены в приложении №3. А в приложении №2 указаны рекомендуемые примерные перечни тем теоретических и практических занятий для формирования программ обучения по оказанию первой помощи пострадавшим.
Благодаря обратной связи наших пользователей мы решили сделать тесты по охране труда на каждую из указанных выше программ.
Наши тесты по ОТ можно использовать абсолютно бесплатно для проведения проверки знаний работников организаций после обучения по соответствующим программам.
Если у вас в одной программе объединены несколько, то и проводить тестирование по охране труда необходимо будет по нескольким программам обучения. Выбирайте нужную вам программу, проходите тесты по охране труда и проверяйте уровень знаний своих сотрудников абсолютно бесплатно. Все тестовые вопросы и ответы по охране труда актуальны для 2022 года, составлены по действующим нормативным документам и разнесены по тематикам программ обучения. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА (разработан promkatest.ru), согласно Постановлению Правительства РФ N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»:
Для Вашего удобства тесты (проверка) по охране труда составлены по нашей уникальной методике подготовки, благодаря которой информация легче запоминается, поэтому сроки на самостоятельную подготовку значительно сокращаются.
Подготовка по этапам. Тесты по ОТ разбиты на несколько этапов подготовки. Ваша задача — довести уровень знаний по каждому этапу до 90 %, только тогда переходить к следующему этапу.
Общий тест по всем этапам для проверки уровня знаний. После удачного прохождения всех этапов пользователь может приступать к общему тесту, при этом все вопросы перетасовываются. Результат оформляется в виде таблицы, в которой сразу видно, по каким этапам нужно ещё потренироваться.
Контрольный тест по проверке знаний по каждой программе. Если Вы успешно закрепили свои знания по всем этапам (по каждому этапу должен быть результат: тест пройден), только после этого можете пройти контрольный тест по охране труда.
В зависимости от должностных обязанностей работника, Вы можете проводить проверку знаний как в организации или в учебном центре, так и удаленно на рабочих местах, так как наш онлайн сервис доступен 24 часа 7 дней в неделю, при этом регистрация не требуется. Тесты по охране труда с ответами на нашем ресурсе абсолютно бесплатны, количество попыток не ограничено.
В конце тестирования можно распечатать результаты с ФИО, должностью, датой, названием программы и наименованием организации, ознакомить под роспись сдающего и хранить вместе с протоколом сдачи.
Если Вам необходимы персональные курсы, тесты по охране труда или направления мы готовы рассмотреть возможность их разработки в индивидуальном порядке. По всем вопросам сотрудничества можно обращаться через форму обратной связи или через группу ВК.
Будем признательны за обратную связь, удачной подготовки!
Когда необходимо создавать службу охраны труда в организации или вводить должность специалиста по охране труда?
Какие требования предъявляются к работникам этой службы?
Какие документы необходимо оформить, создавая службу охраны труда?
Когда необходимо создавать службу охраны труда?
Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.
Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):
- численность работников превышает 50 человек;
- работодатель ведет производственную деятельность.
Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).
Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник;
- сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.
Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.
Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.
Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!
Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.
Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).
Структура и численность службы охраны труда
При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:
- Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
- Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).
На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2017 № 15-2/ООГ-222).
Как оформить создание службы охраны труда?
Решение о создании службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения или введении в штат должности специалиста по охране труда необходимо оформить документально.
В первую очередь необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание работодателя. Для этого издают приказ (распоряжение) по основной деятельности (примеры приказов о создании службы охраны труда и внесении изменений в штатное расписание и о введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда см. далее).
Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?
Функции службы охраны труда (разделы II–III Рекомендаций):
– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
– обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
– расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
– выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
– проведением специальной оценки условий труда;
– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
– своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
– санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
– организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
– правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
– своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
– использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
Чтобы организовать деятельность службы охраны труда, работодатель может разработать и утвердить локальный нормативный акт — Положение о службе охраны труда.
На практике в структуру службы охраны труда входят:
- руководитель службы охраны труда;
- специалисты по охране труда.
На должность специалиста по охране труда работодатель вправе назначить работника, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).
При этом следует учитывать квалификационные требования, установленные разделом «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов (далее — ЕКСД), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (см. письма Роструда от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5, от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5).
С 1 июля 2016 г. работодатели вправе применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).
– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;
– либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда и стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.
Помимо квалификационных требований в ЕКСД содержатся должностные обязанности, а также требования к знаниям таких работников. Их можно использовать при составлении трудовых договоров и должностных инструкций работников службы охраны труда.
Оформить работников на соответствующие должности в службе охраны труда можно посредством:
- приема на работу (ст. 68 ТК РФ);
- перевода на другую работу (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ);
- поручения работникам дополнительной работы в порядке совмещения должностей (ст. 60.2 ТК РФ) или по совместительству (ст. 60.1, 282 ТК РФ).
Обратите внимание: дополнительные обязанности и функции в рамках совмещения или работы по совместительству должны возлагаться только на основании добровольного решения работника (письмо Роструда от 24.06.2015 № ПГ/32250-3-2).
Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 1, 2018.
Оценка профессиональных рисков — обязанность работодателя, которая позволяет определить, какие негативные события могут произойти в процессе работы, что к ним приводит и как можно этого избежать. Статьи 212 и 214 ТК РФ регулируют этот вопрос.
Простым языком, оценка профессиональных рисков сейчас обязательная для всех. Именно поэтому вам пригодится информация о том, что из себя представляет оценка, как проводится и какие документы нужны. Порядок в организации системы не только убережет вас от штрафов, но и поможет сократить производственный травматизм, который по информации Роструда с 2000 года снизился уже в 6,5 раз.
Кто и когда проводит оценку профессиональных рисков
1) Работодатель может провести оценку профессиональных рисков самостоятельно или поручив эту задачу ответственному по охране труда. Они:
2) Можно заключить договор со сторонними специалистами. Оценку профрисков на платной основе можно заказать в организации, специализирующейся на охране труда.
Оценка профессиональных рисков может быть плановой и внеплановой. Плановая оценка проводится по графику работодателя, внеплановая — при любых изменениях условий труда или несчастном случае. Изменения могут быть: внутренними — применение нового оборудования, появление новых структур на предприятии и т.д.; внешними — например, принятие новых законов, развитие технологий.
Оценку проводят обязательно, если на предприятии не делали этого ранее.
Что проверит инспекция
В процессе оценки вы выявляете опасности, определяете риск наступления последствий и работаете над их устранением. Проверяя эту систему, инспектор обратит внимание на следующее:
Ответственность работодателя за отсутствие оценки профрисков
Если в организации не проводится оценка рисков, наступает ответственность согласно статье 5.27.1 КоАП РФ. Штрафы составят:
Как провести оценку профессиональных рисков
1) Подготовительный этап.
Руководитель подписывает приказ о создании комиссии. В нее входят сотрудники организации с профильной подготовкой:
В комиссии обязательно должно быть нечетное количество специалистов, минимум 3 человека.
На этом этапе определяется график работ, подготавливаются документы, опросные листы. Нужно собрать сведения об используемом оборудовании и материалах, несчастных случаях, жалобах и предложениях коллектива. Сотрудникам сообщают о начале работы.
Опрос персонала можно провести с помощью анкет или чек-листов, в которых необходимо указать должность и краткое описание работ, используемых материалов и инструментов, а также ряд факторов, напротив которых проставят отметки “да” или “нет”:
Анкета составляется с учетом специфики работы.
2) Выявление опасностей
На этом этапе составляют перечень рабочих мест, определяют источники возможной опасности, указывают работы, при которых существует конкретная опасность, например, работа в замкнутых пространствах и на высоте, монтаж и демонтаж зданий и линий электропередачи, ремонт и наладка гидравлического оборудования и т.д.. Затем оценивают правильность действий на этом этапе и утверждают реестр идентифицированных опасностей.
В реестр стоит включать опасности исходя из приоритета их исключения или снижения уровня риска.
3) Оценка уровня риска. Как оценивать профессиональные риски
Порядок оценки профрисков определяется приказом Минтруда № 796 . Он подразумевает определенный порядок действий:
Методы оценки профессионального риска
Рекомендации по выбору метода оценки профессионального риска можно найти в приказе Минтруда РФ № 926 от 28.12.2021 г. Вы выбираете метод самостоятельно:
Мы описали наиболее простые и распространенные методы как провести оценку профессиональных рисков. Всего их 14, но вы можете разработать и свой собственный.
Выбранным методом определяют уровень риска и его допустимость. Составляют карту уровня профессионального риска.
Карта уровня рисков нужна, чтобы:
Как разработать карту профрисков?
В законе нет единой формы этого документа, поэтому вы можете подстроить её под потребности вашего предприятия. При этом есть обязательные пункты, которые содержатся в карте:
Разрабатывая карту профрисков, на каждой проставляется дата ознакомления, ФИО работника и подпись. Так при проверке вы сможете подтвердить, что сотрудники получили эту информацию.
Какими могут быть уровни профессионального риска
Для определения уровня необходимо построить матрицу, по одной оси которой вероятность наступления негативного события, а по другой — тяжесть вреда от его наступления. Для удобства присвой им количественные значения:
На пересечении будет искомый уровень риска.
Управление профессиональным риском и варианты снижения
На этом этапе необходимо решить, как снижать профессиональные риски и провести необходимые для этого мероприятия.
Способ управления риском зависит от его значимости и мер, которые вы можете принять в конкретной ситуации.
Отчет по итогам проведения оценки профрисков
После проведения оценки профессиональных рисков вы должны подготовить документы, которые помогут проинформировать сотрудников и дополнят Положение о системе управления охраной труда.
1) Карты уровня профессионального риска, которые содержат информацию о возможном вреде, вероятности наступления риска, опасных факторах среды на предприятии.
2)Положение по оценке и управлению профессиональными рисками, в котором план управления рисками, защитные меры, приоритетность рисков и ответственных.
3) План мероприятий по улучшению условий труда.
Результаты оценки профрисков могут частично совпадать с результатами СОУТ, но первое понятие шире: оценка рисков затрагивает больше условий труда, включает действия в случаях аварийных ситуации, затрагивает организацию в целом с учетом перемещения сотрудников, а не только рабочее место.
Частые ошибки при оценке профессиональных рисков
1) Ошибка: Несистемная оценка рисков.
Причина: Если вы проводите эту процедуру частями, сложно получить конкретный результат. Отчеты будут разными, могут различаться методы оценки, в результате чего процесс может затянуться.
2) Ошибка: Отсутствие проверок в офисах.
Причина: Оценка уровня профессиональных рисков стала обязательной процедурой для всех, даже если вы работаете исключительно с бумагами, а не на опасном производстве. При проверке системы охраны труда в любом случае потребуют отчёты профессиональных рисков.
3) Ошибка: Несвоевременная оценка.
Причина: Оценка рисков на рабочем месте уже после того, как сотрудник принят на работу. Оценку стоит провести до того, как новый специалист приступит к работе.
Чтобы ваши сотрудники не допускали ошибок, необходимо своевременно проходить обучение и повышение квалификации.
Единый Всероссийский Институт обучает специалистов по охране труда. Вы можете выбрать подходящую программу. Обучение проводится онлайн в кратчайшие сроки. Сотрудник получит документ, подтверждающий обучение.
Оценка уровня профессионального риска — обязанность работодателя. Она регламентируется статьями ТК и приказами Минтруда.
Оценка может быть плановой и внеплановой. За невыполнение обязанности организация может получить штраф до 80 000 рублей.
За оценку профриска отвечает сотрудник службы охраны труда.
Для оценки профессиональных рисков необходимо следовать плану:
По итогам оценки подготавливают карты и Положение по оценке профрисков. Они включают в себя сведения об условиях работы, возможных рисках и пути их снижения.