Разработка инструкций по охране труда

Работодатель обязан обеспечить обучение и проверку знаний требований охраны труда работников (ст. 214 ТК РФ). Порядок выполнения этой обязанности установлен в Правилах № 2464 (Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464) — далее Правилах. Положения этого документа обязательны для всех работодателей, включая ИП.

Также Правила распространяются на образовательные организации и ИП, которые оказывают услуги по обучению в сфере охраны труда. С 1 сентября 2022 года исчезает требование о наличии у них образовательных лицензий (п. 2.3.2 Порядка обучения от 13.01.2003 № 1/29). Основное условие, при котором они могут обучать охране труда — аккредитация в Минтруда по правилам Постановления Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 (п. 2 Правил).

В новых правилах закрепляется риск-ориентированный подход в подготовке персонала:

С 1 сентября появилось два новых основания для внепланового инструктажа — авария или несчастный случай на производстве и выявление новых опасностей при СОУТ или ОПР (п. 16 Правил).

  • Для каждого работодателя установят минимальное число сотрудников, которые должны пройти внешнее обучение. Оно зависит от штатной численности и категории риска (приложение 4 к Правилам). Узнать свою категорию риска можно по письменному запросу в ГИТ или через онлайн-калькулятор на сайте Роструда.
  • Списки работников для обучения по отдельным программам или освобождения от него составляются с учетом результатов оценки профессиональных рисков (ОПР), специальной оценки условий труда (СОУТ) — п. 46, 54 Правил. Инструктаж на рабочем месте должен включать информацию обо всех источниках опасности для работника, выявленных при СОУТ и ОПР (п. 22 Правил).

В новых Правилах появились конкретные требования к стажировке, программам подготовки. Вводится понятие «внеплановое обучение». Напомним, что в Порядке № 1/29 была только «внеочередная проверка знаний».

Отдельными разделами Правил выделены требования к работодателям, которые решат обучать свой персонал самостоятельно. Установлены особенности подготовки в области охраны труда на микропредприятиях.

Что нужно сделать работодателю

  • Убедиться, что есть оформленные документально результаты СОУТ и ОПР.
  • Узнать свою категорию риска.
  • Организовать внеплановое обучение по Правилам № 2464 председателя и членов комиссии по проверке знаний. Провести внеочередную проверку знаний работников, связанных с обучением охране труда (письмо Минтруда России от 01.02.2022 №15-2/ООГ-163).
  • Включить Правила № 2464 в реестр нормативных требований охраны труда (ст. 214 ТК РФ). Внести изменения во все внутренние документы, где упоминается Порядок № 1/29.

В новых Правилах уменьшается контингент сотрудников, для которых нужно проводить инструктажи по охране труда и проверку знаний после них. Но появляются новые требования.

Вводный инструктаж

Обязателен для трех категорий персонала: вновь принятых сотрудников, командированных, студентов на производственной практике (п. 10 Правил). В Порядке № 1/29 перечень был шире.

Появились дополнительные требования к программе вводного инструктажа. Она составляется по перечню тем в Приложении 1 к Правилам и утверждается работодателем с учетом мнения профсоюза. То есть, по сути, как локальный нормативный акт.

С 1 сентября 2022 года работодатели, у которых нет службы охраны труда, могут отдавать вводные инструктажи на аутсорсинг (п. 11 Правил).

Первичный, повторный и внеплановый

Обязательны для всех работников организации и лиц на производственной практике. Обучение проводит непосредственный руководитель сотрудника.

Программа для инструктажей на рабочем месте не разрабатывается. Работнику рассказывают про меры безопасности на его рабочем месте по правилам и инструкциям по охране труда, информируют о результатах СОУТ и ОПР, разъясняют вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель может освободить от первичного и повторного инструктажа работников, опасности на рабочих местах которых связаны только с компьютерной, офисной и бытовой техникой. При этом по результатам СОУТ их условия труда должны относиться к 1 или 2 классу (оптимальные или допустимые). Перечень освобожденных работников утверждается руководителем организации.

Экстерн помогает сдавать отчетность без ошибок. А если ошибка все же закралась и от налоговой пришел отказ — быстро разобраться, что и как исправить

Первичный инструктаж проводится до начала самостоятельной работы сотрудника; повторный — не реже раза в полгода. Внеплановый — в случаях, указанных в п. 16 Правил. Здесь тоже есть новшества.

Уточняется, что при изменении нормативных требований внеочередной инструктаж проводится для тех работников, чья трудовая функция связана с этими требованиями. Если они проходят внеплановое обучение по такому же основанию, то инструктаж не обязателен.

60 дней 
новая продолжительность перерыва в работе, после которого работник проходит инструктаж.

Целевой инструктаж

Его проводит руководитель работ перед началом работ, на которые нужен наряд-допуск или распоряжение, а также работ повышенной опасности или не входящих в должностные (производственные) инструкции. При ликвидации последствий ЧС целевой инструктаж можно проводить без оформления записей (п. 20 Правил).

По сравнению с Порядком № 1/29, нет упоминания о Журналах учета инструктажей, в которых раньше расписывались работники. Есть только требования к содержанию записей (п. 86-89 Правил). Полагаем, что отказываться от Журналов не нужно. Работодатель должен утвердить их новую форму с учетом Правил и назначить ответственных за ведение. Мы подготовили образец формы Журналов регистрации и учета инструктажей.

Что сделать работодателю для проведения инструктажей по Правилам № 2464

  • Внести изменения в локальные нормативные акты (например, ПВТР, Положение о системе управления охраной труда) или разработать новый документ с порядком проведения инструктажей по охране труда. В нем определить категории работников по каждому виду обучения, утвердить формы регистрации результатов инструктажей. Например, Журналы.
  • Разработать, согласовать с профсоюзом и утвердить программу вводного инструктажа по охране труда.
  • Приказом назначить ответственных за проведение инструктажей (по всем видам). Провести их обучение.
  • С новыми документами ознакомить всех работников под личную подпись.

В Порядке № 1/29 было разделение подготовки рабочих, руководителей и специалистов, без конкретизации ее направлений. И был перечень категорий работников, которые проходят обучение в лицензированных учебных центрах.

В Правилах появились программы обучения. Они конкретизированы под требования безопасности на индивидуальных рабочих местах. Теперь объем подготовки работника зависит в большей степени не от принадлежности к списку должностей (профессий), а от результатов СОУТ и ОПР.

Всего есть пять программ: обучение применению (для спецодежды — и ношению) СИЗ, оказание первой помощи пострадавшим, общие вопросы охраны труда, безопасные методы и приемы выполнения работ, выполнение работ повышенной опасности.

Каждая программа должна содержать информацию о темах обучения, количестве часов на каждую из них, практических занятиях, формах обучениях и проверки знаний (п. 45 Правил).

Мы подготовили Памятку для работодателя. В ней вы найдете, какие категории работников нужно обучать по каждой из программ.

Определенные руководители и специалисты все равно должны проходить подготовку во внешних учебных центрах (п. 44, 85 Правил). Это:
руководитель компании или ее филиала;

  • председатель, заместитель председателя, члены комиссии по проверке знаний;
  • лица, проводящие инструктаж и обучение по охране труда;
  • специалист по охране труда (СОТ);
  • члены комиссий (комитетов) по охране труда;
  • уполномоченные по охране труда профсоюзов;
  • лица, назначенные руководителем микропредприятия для проведения проверки знаний у работников.

Первичное обучение по охране труда проводится не позднее 60 дней после трудоустройства или перевода на другую работу (п. 62 Правил). От него освобождаются ранее обученные работники, чьи условия труда по СОУТ и источники опасности по ОПР при переводе не меняются (п. 7 Правил). Руководитель организации и ИП-работодатель должен пройти обучение до приема на работу первого сотрудника (п. 63 Правил).

В дальнейшем плановая подготовка работника проводится раз в три года, а по программе выполнения работ повышенной опасности — раз в год (п. 59, 60 Правил). Внеплановое обучение проводится в течение 60 дней с даты наступления событий, указанных в п. 50 Правил. Это, например, вступление в силу новых нормативных требований, ввод нового оборудования, требование ГИТ.

Обучение по программам охраны труда проходит с отрывом от работы (п. 65 Правил). Это означает, что работодатель должен определить во внутренних документах порядок освобождения работника от трудовых обязанностей на время подготовки.

Что сделать для организации обучения по Правилам № 2464 до 1 марта 2023 года

  • Определить локальным нормативным актом порядок обучения работников. Можно разработать новый документ или внести изменения в действующий (ПВТР, Положение о СУОТ и др.). В нем установить:
    место подготовки — у работодателя, или в организации, у ИП, аккредитованных Минтруда;программы обучения и категории работников для внешнего обучения;порядок освобождения сотрудника от выполнения трудовых обязанностей на время подготовки по охране труда;перечень должностей и профессий для прохождения стажировки после обучения (п. 25 Правил);список персонала для обучения оказанию первой помощи (п. 33 Правил);перечень СИЗ, применение которых требует практических навыков (п. 38 Правил);список должностей и профессий работников, освобожденных от обучения по охране труда (п. 54 Правил);перечни работ повышенной опасности и лиц, ответственных за их проведение (п. 55, 56 Правил);порядок планирования обучения (п. 80-84 Правил);формы и порядок проверки знаний после инструктажа (п. 69 Правил).
  • место подготовки — у работодателя, или в организации, у ИП, аккредитованных Минтруда;
  • программы обучения и категории работников для внешнего обучения;
  • порядок освобождения сотрудника от выполнения трудовых обязанностей на время подготовки по охране труда;
  • перечень должностей и профессий для прохождения стажировки после обучения (п. 25 Правил);
  • список персонала для обучения оказанию первой помощи (п. 33 Правил);
  • перечень СИЗ, применение которых требует практических навыков (п. 38 Правил);
  • список должностей и профессий работников, освобожденных от обучения по охране труда (п. 54 Правил);
  • перечни работ повышенной опасности и лиц, ответственных за их проведение (п. 55, 56 Правил);
  • порядок планирования обучения (п. 80-84 Правил);
  • формы и порядок проверки знаний после инструктажа (п. 69 Правил).
  • Приказом сформировать комиссию по проверке знаний (п. 72, 73 Правил).

Инструктаж и обучение требованиям охраны труда заканчиваются обязательной проверкой знаний. В ходе нее определяют, как работник усвоил полученные знания и сможет ли применить их на практике.

Работодатель определяет в локальном нормативном акте форму проверки знаний при инструктажах (п. 69 Правил). Это могут быть устный опрос, письменное или компьютерное тестирование, другие варианты по выбору руководителя.

Проверка знаний после обучения по программе проводится там, где работник это обучение проходил. У работодателя для этих целей создается комиссия, требования к которой приведены в п. 72-77 Правил. Председатель и члены комиссий сдают экзамен на платформе «ЕСИОТ» Минтруда (п. 78 Правил).

Результаты проверки знаний оформляются протоколом. Форма этого документа не установлена. Ее самостоятельно определяет та организация, которая будет проводить проверку знаний, с учетом нормативных требований (п. 92, 93 Правил).

Работодатель сам решает, выдавать или нет работнику дополнительно удостоверение о проверке знаний требований охраны труда (п. 94 Правил). Обычно отраслевыми правилами, например, ПОТ № 903н, установлены свои формы таких документов.

Работник, который не прошел обучение и проверку знаний, до самостоятельной работы не допускается. За нарушение этого требования ИП заплатит штраф до 25 тыс. руб., а юрлицо — до 130 тыс. руб. (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Правила устанавливают упрощенный порядок подготовки персонала для организаций, отнесенных по законодательству к микропредприятиям (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Напомним, что одно из условий — среднесписочная численность до 15 человек.

Если на микропредприятии нет работ повышенной опасности, то обучение по охране труда можно заменить инструктажами (п. 100 Правил). При этом как минимум один человек должен пройти внешнюю подготовку в учебных центрах (Приложение 4 к Правилам). Как правило, это руководитель микропредприятия или ИП.

Результаты инструктажей можно оформлять в едином документе, без разбивки на вводные, на рабочем месте, целевые (п. 102 Правил). Проверку знаний проводит один человек, назначенный приказом руководителя (п. 101 Правил). Комиссию создавать необязательно.

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!

С 1 марта 2023 года заработают положения Правил о трех реестрах в ведении Минтруда:

  • список ИП и юрлиц, которые самостоятельно обучают свой персонал — формируется в уведомительном порядке;
  • перечень аккредитованных ИП и организаций, оказывающих услуги по обучению в сфере охраны труда — составляется по результатам аккредитации;
  • реестр обученных лиц, который формируется совместно учебными центрами и теми работодателями, которые самостоятельно обучают персонал в сфере охраны труда.

С 1 сентября 2022 года до 1 марта 2023 года будет длиться переходный период, в течение которого будет проходить аккредитация учебных центров, формирование реестра работодателей, решивших проводить подготовку персонала самостоятельно. Эксперты Роструда не дают разъяснений до 01.09.2022, как учить работников в это время. На сайте «Онлайнинспекция.РФ» они отмечают, что не комментируют нормативные акты, которые еще не вступили в силу.

При этом в Правилах есть неопределенности. Например, как формировать комиссию по проверке знаний на предприятиях численностью до 50 человек, где нет службы охраны труда. Нужна ли она вообще, если весь персонал будет направляться на подготовку во внешние учебные центры. Вести ли Журналы по учету инструктажей, и сколько их должно быть. Мы будем актуализировать свои материалы на сайте по мере появления разъяснений Роструда.

2023 год приготовил для специалистов по охране труда новую порцию работы по актуализации нормативных актов. Очередь дошла и до вопроса переработки инструкций по охране труда. Что это за документы  — работники знают и зачастую откладывают в сторону их изучение, ошибочно думая, что опыт работы и осторожность с лихвой перекроет содержание любой инструкций. А ведь каждый специалист по охране труда твердит – эти правила написаны кровью. Рассмотрим же все по порядку.

  • Что такое инструкция по охране труда?
  • Основание для разработки инструкций по охране труда
  • Разъяснение Минтруда о необходимости разработки правил по охране труда
  • Цель требований по разработке инструкций по охране труда
  • Рассмотрение нормативного акта и произошедших изменений
  • Как правильно переработать (ввести в действие) инструкции по охране труда
  • Приказ 772н вступает в силу. Что делать работодателям?
  • Нужно ли в организации разрабатывать инструкции по охране труда и правила по охране труда?

Что такое инструкция по охране труда?

Инструкция по охране труда – это некий свод правил, которые должен соблюдать работник при выполнении своих трудовых обязанностей. В инструкции прописаны основные требования к возрасту, компетенции работника, что необходимо выполнить перед началом выполнения работ, при их выполнении, по завершению и что делать в аварийных ситуациях. Конечно, многие правила по охране труда описаны языком, сложным для восприятия, но донесение их сути (возможных рисков, опасностей и защите от них), т.е. основных требования безопасности – главная цель в любой организации.

Основание для разработки инструкций по охране труда

Статья 214 Трудового кодекса РФ гласит, что работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. К таким локально-нормативным актам по охране труда относятся и инструкции по охране труда. Количество инструкций по охране труда, в каждом конкретном случае устанавливается работодателем в соответствии со спецификой своей деятельности.

Цель требований по разработке инструкций по охране труда

В связи с вступлением в силу с 01.03.2022, Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 772н “Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем” (далее – Приказ) инструкции (правила) по охране труда должны разрабатываться в соответствии с новыми требованиями.

Рассмотрим Приказ подробнее

Обновленный документ, как мы видим уже в названии, устанавливает основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем. Основной целью данных требований является обеспечение безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей. Для достижения данной цели перед работодателем стоит нелегкая задача в установлении оптимальных требований безопасности, которые будут оценены в установленных уровнях профессиональных рисков и при этом не будут противоречить государственным нормативным требованиям охраны труда (п.3, п.7 Приказа). В каком количестве будут разработаны инструкции по охране труда или правила предприятия отдается на откуп работодателю (п.4 Приказа). Относительно правил по охране труда, инструкции по охране труда должны быть разработаны и утверждены.

Разработанные  документы должны быть всегда актуальными, соответствовать специфике организации, организационным и структурным изменениям (п.5 Приказа).  Разработанные инструкции, как правило, вводятся в действие единым перечнем приказом по организации. Пример представлен ниже:

Перечень действующих инструкций — пример

Рассмотрение нормативного акта и произошедших изменений

  • Разработка Правил и Инструкций по охране труда должна основываться на проведенном анализе (оценке) профессиональных рисков, причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, результатах специальной оценки условий труда (п.8 Приказа). Оценка профессиональных рисков отныне общий тренд в нашем законодательстве по охране труда, более подробно о них вы можете узнать здесь.
  • С введением нового Приказа исчезнет периодичность в пересмотре инструкций по охране труда раз в пять лет. С 01.03.2022 инструкции по охране труда должны постоянно содержаться в актуальном состоянии.
  • Для определения актуальности в Приказе указаны случаи пересмотра инструкций по охране труда: — когда произошли изменения условий труда; — было внедрено новое оборудование или изменился технологический процесс; — проведено расследование причин аварий, несчастных случаев, профзаболеваний или по требованию надзорных органов (п.30 Приказа).
  • При необходимости допускается разработка временных инструкций по охране труда в случаях внедрения нового оборудования или проведения работ по реконструкции. Срок действия таких инструкций будет ограничен – до введения в эксплуатацию нового (реконструируемого) оборудования (п.27 и п.28 Приказа).
  • Появилось разделение на Правила по охране труда и Инструкции по охране труда. К каждому из них определены основные требования по содержанию и оформлению. Отступать от данных требований не допускается. Рассмотрим их по отдельности:

В конце каждой инструкции по охране труда необходимо указать лист ознакомления. Например, как представленный ниже.

Как правильно переработать (ввести в действие) инструкции по охране труда

Два пути решения «проблемы» остаются неизменными:

  • внести изменения в действующие Правила (инструкции) по охране труда путем утверждения распорядительным документом (например, приказом) изменений;
  • полностью произвести актуализацию инструкций по охране труда с учетом всех требований Приказа.

По какому пути лучше всего двигаться решает лицо, ответственное за переработку инструкций по охране труда. Если в организации имеются технологические процессы, не имеющие технически сложного оборудования или не требующие специальной подготовки, то достаточно будет внести изменения.

Нужно ли в организации разрабатывать инструкции по охране труда и правила по охране труда?

Согласно ст.214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда.

К локальным нормативным актам по охране труда относятся положения, приказы, программы обучения, инструктажей, стажировки (при необходимости), нормы выдачи спецодежды и смывающих средств и др. документы, в том числе и инструкции по охране труда и правила по охране труда, разрабатываемые работодателями.

Требования к разработке инструкций по охране труда прописаны в правилах по охране труда. Например,

Правила по охране труда — не новый документ, но необходимость его разработки и утверждения в организации ранее не устанавливалась. В связи с вступлением новых требований по разработки и утверждению правил и инструкций по охране труда с 1 марта появился резонный вопрос:  «достаточно ли иметь инструкции по охране труда или нужно дополнительно разрабатывать правила по охране труда?»

Законодательных требований обязательной разработки работодателем своих внутренних правил по охране труда – нет.

Таким образом считаем, что правила по охране труда разрабатываются по желанию работодателя при наличии такой необходимости. Такая необходимость объективно может возникать у больших производственных организаций, с разнообразными технологическими процессами, различными условиями выполнения работ в производственные подразделениях и т.п. Например, в строительно-монтажной организации при организации работ повышенной опасности. Действие таких правил по охране труда можно распространить на действие всей организации или определенных подразделений, в том числе на деятельность подрядных и субподрядных организаций.

А вот, например, в детском саду подобных работ нет, и не такое большое количество процессов и видов выполняемых работ – вряд ли есть требования безопасности, которые необходимо оформить именно в правилах по охране труда самой организации. А дублировать меры безопасности и в инструкциях, и в правилах по охране труда – нет смысла.

Это же мнение высказывается в письме Минтруда от 27 декабря 2021 г. N 15-2/ООГ-3549:
«При этом обязанности работодателя по разработке правил по охране труда локальным нормативным актом трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Полагаем достаточным, в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников обеспечить разработку инструкций по охране труда в установленном порядке с учетом требований правил по охране труда, утвержденных Минтрудом России.»

Но, опять же, если вы хотите разработать правила по охране труда дополнительно к инструкциям – это не запрещено. Однако, зачем?

Первая помощь при несчастных случаях на производстве

Проверки по охране труда в 2022 году

Новый порядок обучения мерам пожарной безопасности

Новые документы, статьи, разборы несчастных случаев на ваш  email-адрес

Введите ваш Email*

Для защиты вашей информации мы ввели строгую политику и определенные меры безопасности.

При вводе личной информации на нашем сайте, вы разрешаете нам обрабатывать и использовать предоставленную информацию в соответствии с данной политикой конфиденциальности.

Мы обязуемся не передавать вашу личную информацию третьим лицам.

Ваши контактные данные будут использоваться только для связи с Вами, в том числе для направления уведомлений об изменении статуса заявки.

Приведенные ниже таблицы, как показала практика, стали настоящей «палочкой-выручалочкой» для наших читателей. Ведь в текущем году глобальные изменения в той или иной степени затронули 122 документа по охране труда! Было отменено 79 НПА и вступило в силу 40 новых документов! В путеводителе, который я вам предлагаю на данной странице, указаны все изменения в законодательстве в период 2022-2023 гг, что они затронули и какие документы в этой связи необходимо пересмотреть. В отдельную таблицу я поместил непосредственно все новые изменения по ОТ и ПБ, которые вступят в силу в 2023 году.

Итак, что же у нас изменится в законодательстве по охране труда в 2023 году? Какие  постановления, приказы, рекомендации вступят в силу, какие документы будут действовать и чего нам ждать?

Оцените статью
Добавить комментарий