РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА — Тюменский областной совет профсоюзов

РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА — Тюменский областной совет профсоюзов Охрана труда

Документы

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России, (далее – Молодежный совет ФНПР) создан для разработки предложений,  планов мероприятий  и реализации молодежной политики ФНПР, координации работы молодежных советов членских организаций ФНПР.

При активном участии членов Молодёжного совета разрабатываются и осуществляются комплексные социально-экономические программы по работе с молодежью, акции направленные на социально-экономическую защиту прав рабочей молодёжи.

Члены Молодежного совета ФНПР являются активными участниками акций проводимых под эгидой ФНПР.

Об утверждении методических рекомендаций по организации контроля уполномоченными по охране труда профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах от 06 мая 2021 —

В целях оказания практической помощи организациям Профсоюза в реализации уполномоченными по охране труда своих полномочий и в соответствии с пунктом 3.1. постановления Президиума ЦК Профсоюза от 26.03.2021 года N 14-7 отделом правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза подготовлены методические рекомендации по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

Методические рекомендации разработаны с учетом действующего законодательства Российской Федерации в области охраны труда и согласованы с членами экспертного совета при ЦК Профсоюза по условиям и охране труда.

Президиум ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ

постановляет:

1. Одобрить Методические рекомендации по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах (прилагается).

2. Председателям региональных организаций Профсоюза:

2.1. Использовать настоящие Методические рекомендации в практической деятельности при организации контроля за условиями и охраной труда на рабочих местах медицинских организаций и направить их в каждую первичную организацию Профсоюза.

2.2. Рекомендовать председателям первичных профсоюзных организаций активизировать работу уполномоченных по охране труда Профсоюза с использованием при проведении проверок карт с контрольными вопросами.

3. Отделу по связям с общественностью и информационной работе (С.А.Грубов) разместить настоящее постановление на сайте Профсоюза.

4. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н.Пахомов) направить постановление в комитеты региональных организаций Профсоюза по системе www.esed.przrf.ru.

Председатель Профсоюза
М.М.Кузьменко

Настоящие Методические рекомендации разработаны для оказания методической помощи в организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах структурных подразделений (организаций) выборному органу первичной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (далее — Профсоюз), уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда Профсоюза в соответствии с пунктом 3 постановления Президиума ЦК Профсоюза от 26.03.2021 N 14-7, Положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда Профсоюза (далее — Положение).

При разработке Методических рекомендаций (далее — Рекомендации) использовались документы Профсоюза, Методические рекомендации ФНПР по вопросам контроля за состоянием условий и охраны труда и Регламент проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами с учетом определенных Положением задач, функций и полномочий Уполномоченных по охране труда Профсоюза (далее — Уполномоченные).

В Рекомендациях приведены подходы и методы осуществления контроля со стороны Уполномоченных по вопросам охраны труда и приведены примерные формы отдельных профсоюзных документов в виде протоколов, заключений, карт (чек-листов) и плана, даны разъяснения по заполнению установленной в Профсоюзе формы N 1-У отчета о работе Уполномоченного.

Ценность контроля силами Уполномоченных, в отличие от других форм контроля в том, что он повсеместен и непрерывен. Чем больше работников медицинских организаций будут принимать участие в проведении профсоюзного контроля, тем выше его эффективность. Уполномоченные, постоянно находясь среди работников своего структурного подразделения, как никто другой могут повлиять на отношение всех без исключения работников к вопросам безопасности и необходимости ежедневного соблюдения нормативных требований охраны труда. От профессиональных действий, компетентной, грамотной и активной работы Уполномоченных значительно зависят обеспечение здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте и снижение влияния на здоровье работника профессиональных рисков, а значит качественное оказание медицинской помощи и услуг населению.

Дополнительно:  Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ

Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников структурного подразделения (организации) на срок полномочий профсоюзного комитета (Примерная форма протокола в Приложении N 1*). При этом, выборный орган первичной профсоюзной организации (далее — профсоюзный комитет) должен обеспечить выборы Уполномоченных. Численность, порядок избрания Уполномоченных устанавливаются в коллективном договоре или в ином совместном решении работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации, в зависимости от конкретных условий и необходимости обеспечения общественного контроля за условиями и охраной труда на каждом рабочем месте в структурном подразделении (организации). Координирует работу в структурных подразделениях организации старший уполномоченный по охране труда, который наделяется соответствующими полномочиями профсоюзным комитетом или единоличным исполнительным органом (председателем первичной организации Профсоюза).

________________

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

От создания руководителями подразделений (организации) условий для работы Уполномоченных зависит, будет ли эффективной и действенной созданная в медицинской организации система управления охраной труда, полнота и правильность проведения мероприятий по специальной оценке условий труда на рабочих местах работников, а также низким или высоким показатель трудопотерь от случаев травматизма и заболеваний работников по причине нарушений требований безопасного выполнения работ и охраны труда.

Участие Уполномоченных и реализация ими в структурных подразделениях (организации) по утвержденному постановлением Президиума ЦК Профсоюза Положению своих полномочий соответствует требованиям федерального законодательства, положениям Межгосударственных стандартов в Системе стандартов безопасности труда, в том числе в части предъявляемых требований к системе управления охраной труда и способствует эффективности её элементов.

Рекомендации рассмотрены и согласованы членами Экспертного совета при ЦК Профсоюза по вопросам условий и охране труда.

1.1. Настоящие Рекомендации рассматривают организацию осуществляемого контроля Уполномоченными на соответствие государственным требованиям охраны труда состояния условий и охраны труда на рабочих местах структурных подразделений (организации).

По вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда трудовым законодательством определены основные понятия, знание которых является базовым для использования Уполномоченными в осуществляемом контроле.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Дополнительно:  Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями от 22 июня 2020 -

Примечание: Типовое положение о системе управления охраной труда, утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2021 г. N 438н.

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами.

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

1.2. Уполномоченными на рабочих местах структурных подразделений (организации) профсоюзный контроль состояния условий и охраны труда может осуществляться в форме наблюдений и (или) проверок (обследований).

1.2.1. Проверки методом наблюдения (по системе Элмери) проводятся Уполномоченными с учетом критерий оценки состояния условий труда на рабочих местах объекта проверок.

Примечание: Метод наблюдения описан в Методических рекомендациях, утвержденных постановлением Исполкома ФНПР от 26.09.2007 N 4-6 и информационном бюллетене ЦК Профсоюза N 17, 2021 год.

1.2.2. Проверки методом проверок (обследований) (далее — проверки) по картам контрольных вопросов (чек-листам) Уполномоченными проводятся по предварительно запланированным темам и (или) отдельным тематическим вопросам, подлежащих контролю.

Проверки с применением чек-листов, рекомендуется проводить в целях постоянного административно-общественного контроля (самоконтроля) обязательного обеспечения должностными лицами в структурных подразделениях (организации) выполнения отдельных государственных нормативных требований по охране труда или нормативных правовых актов.

Важно. Требованиями Х Раздела Трудового кодекса РФ для работодателя установлены ряд обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Примечание: Метод проверок по картам контрольных вопросов (чек-листам) в настоящее время используется государственными органами контроля и надзора. Например, приказом Роструда от 10.11.2021 N 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» утверждено 133 проверочных листа (списка контрольных вопросов).

1.3. Проверки Уполномоченными направлены на:

— создание условий труда на рабочих местах, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям коллективного договора;

— соблюдение прав работников при проведении специальной оценки условий труда;

— поддержание совместно с должностными лицами организации устойчивой политики управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда.

1.4. Проверки за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурном подразделении (организации) планируются ежегодно, а их результаты могут использоваться при подведении итогов осуществляемого административно-общественного контроля в рамках системы управления охраной труда.

Дополнительно:  ТИ-001-2002 Типовая инструкция по охране труда для машиниста буровой установки (работающего на станках шарошечного бурения)

1.5. Результаты проверок должны способствовать получению работниками информации о реальном состоянии условий и охраны труда на их рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, их правах, гарантиях и компенсационных мерах за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда, льготное пенсионное обеспечение).

1.6. При проведении проверок в соответствии с планом работы Уполномоченного (Примерный план работы в Приложении N 2*) рекомендуется охватывать основные разделы административно-общественного контроля, которые смогут включать проверки по картам контрольных вопросов (чек-листам) за:

________________

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

— наличием в структурном подразделении (организации) инструкций по охране труда и правильностью документирования инструктажей на рабочем месте;

— соблюдением сроков прохождения работниками обучения и проверки знаний требований охраны труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте;

— своевременным прохождением работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;

— своевременным обеспечением работников смывающими и обезвреживающими средствами по установленным нормам;

— обеспечением работников, занятых на работах с вредными условиями труда по установленным нормам молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размере, а на работах с особо вредными условиями труда лечебно-профилактическим питанием;

— своевременным приобретением и выдачей работникам по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке;

— соблюдением прав работников при проведении специальной оценки условий труда;

— соблюдением режима труда и отдыха работников;

— исправностью и работоспособностью средств коллективной защиты, систем приточно-вытяжной вентиляции и фильтрации воздуха;

— организацией санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников;

— и другие.

Примечание: В Рекомендациях, в целях установления соответствия государственным нормативным требованиям по охране туда созданных работодателем на рабочих местах условий труда приводятся примеры организации проверок в структурном подразделении (организации) с применением карт (чек-листов). В приложениях к Методическим рекомендациям представлены карты (чек-листы) с примерным содержанием контрольных вопросов по отдельным темам проверок.

Важно. Перечень контрольных вопросов (чек-лист) рекомендуется формировать с учетом действующих нормативных требований по охране труда. Количество и темы вопросов могут быть изменены Уполномоченным самостоятельно или во взаимодействии со службой (специалистом) по охране труда и по согласованию с профсоюзным комитетом (старшим уполномоченным по охране труда). При разработке Чек-листов должны быть отражены вопросы, на которые смогут ответить как сам Уполномоченный (проверяющий), так и руководитель структурного подразделения (иное должностное лицо) или работник этого структурного подразделения, или носить возможность документального подтверждения соответствия установленным в законодательстве требованиям.

1.7. Уполномоченный в ходе подготовительного этапа проведения в структурном подразделении (организации) специальной оценки условий труда участвует в опросе работников о наличии предложений об идентификации на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов. Примерная форма опросного листа в Приложении N 3*.

________________

* Приложение см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

Оцените статью
Добавить комментарий