1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) регулирует вопросы деятельности работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц (далее — организации), за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с настоящим Порядком.
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
2. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
3. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:
Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2002, N 30, ст. 3014; N 30, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 34);
нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.
4. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:
1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
5. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
6. Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:
— после замены производственного оборудования;
— изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;
— при выявлении нарушений, установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.
Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.
7. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
8. Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.
- Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда
- Карта аттестации рабочего места по условиям труда
- Кто должен проходить специальную оценку условий труда
- Кто имеет право проводить специальную оценку условий труда
- Сроки и периодичность
- Когда необходима внеплановая специальная оценка условий труда
- Стоимость
- Порядок проведения СОУТ
- Ответственность за непроведение СОУТ
- Основы проведения специальной оценки условий труда
- Что представляет собой спецоценка условий труда?
- На кого ложится ответственность за отсутствие СОУТ?
- Порядок выполнения спецоценки условий труда
- Приказ о назначении комиссии по проведению спецпроверки
- Создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда
- Подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
- Регистрация работодателя в системе ФГИС
- Прохождение СОУТ
- Определение потенциально опасных факторов и вредного воздействия
- Составление и утверждение отчета по СОУТ
- ВОСЬМОЙ ШАГ
Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда
Новая форма «Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда» официально утверждена документом Приложение N 7 к Приказу МЗСР от 26.04.11 N 342н.
После проведения спецоценки условий труда готовится документ: Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам.
Подробнее о применении формы:
- Проводим аттестацию рабочих мест
- Аттестация рабочих мест: основные вопросы
- Аттестация рабочих мест проводится по новым правилам
- Изменен порядок аттестации рабочих мест
- Аттестация рабочих мест. Правила изменились
- Гарантии за работу во вредных условиях: когда, какие и кому?
- Что нового в оценке условий труда на рабочих местах?
- Учет специальных приспособлений, специального оборудования и специальной
одежды - Изменение законодательства для бухгалтера от 29.05.2014
- О применении с 01.01.2014 доптарифов взносов в ПФР по результатам аттестации рабочих мест или спецоценки
- Как правильно использовать результаты аттестации при определении доптарифов взносов в ПФ
Отключить мобильную версию
Карта аттестации рабочего места по условиям труда
Новая форма «Карта аттестации рабочего места по условиям труда» официально утверждена документом Приложение № 1 к приказу МЗСР от 26.04.11 N 342н.
Карта аттестации рабочего места по условиям труда – это свидетельство подтверждения безопасных условий труда на данном рабочем месте. Данный документ заполняется аттестационной комиссией в результате проведения спецоценки условий труда на рабочем месте.
Подробнее о применении формы «Карта аттестации рабочего места по условиям труда»:
- Проводим аттестацию рабочих мест
- Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда
- Аттестация рабочих мест проводится по новым правилам
- Аттестация рабочих мест: основные вопросы
- Аттестация рабочих мест: c сентября по-новому
- Аттестация рабочих мест. Правила изменились
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
- Нужно ли в трудовом договоре указывать подробную характеристику рабочего места?
- Безопасность условий труда по-новому
- Оцениваем условия труда работников
- Изменен порядок аттестации рабочих мест
- Компенсация за вредные условия труда уменьшает базу по «упрощенке»
- Учет специальной одежды в организациях, осуществляющих деятельность по транспортировке продукции трубопроводным транспортом
- Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей
- Что если по медицинским показаниям трудиться нельзя?
В любой организации условия, в которых работают люди, должны соответствовать определенным критериям, установленным законом. Работникам это необходимо, чтобы выполнять свою работу в безопасных условиях, а работодателям — чтобы понимать, чего ещё не хватает для обеспечения персоналу этих условий. О тонкостях проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) рассказала руководитель отдела охраны труда Unicon Outsourcing Мария Гусарова.
Кто должен проходить специальную оценку условий труда
Порядок проведения СОУТ регламентирован федеральным законом «О специальной оценке условий труда». Документ устанавливает, что любой работодатель — как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели — должен в обязательном порядке проводить СОУТ, если рабочее место сотрудника располагается на территории предприятия.
Правило не распространяется на дистанционных и надомных работников, физические лица без статуса ИП и на официально зарегистрированные религиозные организации.
Если в штате компании числится один генеральный директор, то всё зависит от того, какими документами регулируется его работа в организации. Если по решению учредителя он единственный участник организации, СОУТ можно не проводить. Но если генеральный директор работает по трудовому договору, проверку пройти придется.
Кто имеет право проводить специальную оценку условий труда
Специальную оценку может проводить только аккредитованная Минтрудом экспертная организация, отвечающая требованиям статьи 19 426-ФЗ. Проверить организацию можно с помощью специального реестра.
Правильный выбор — половина успеха в проведении процедуры СОУТ. На рынке существует огромное количество провайдеров, которые оказывают эту услугу, при этом стоимость работ может сильно отличаться.
Так как же выбрать подрядчика, чтобы в процессе проверки не возникло проблем?
- Проанализируйте рынок — сравните цены и услуги.
- Подготовьте подробное техническое задание к проведению СОУТ.
- Запросите коммерческие предложения. Уже на этом этапе можно оценить и отказаться от недобросовестных контрагентов. Например, если вдруг в документе провайдер допустил ошибки в ссылках на статьи регламентирующего федерального закона.
Сроки и периодичность
По закону оценку труда надо проводить не реже, чем каждые пять лет.
При этом организации с первым и вторым классами условий труда могут не проходить обязательную оценку каждые пять лет, если у них не менялись условия работы, локация и технологический процесс.
Когда необходима внеплановая специальная оценка условий труда
Согласно законодательству, внеплановая специальная оценка проводится в следующих случаях:
- при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- после получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда;
- при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников;
- при изменении состава применяемых материалов и сырья;
- при изменении применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
- после несчастного случая на производстве или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов;
- в случае, если были замечания и возражения работника относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте.
Стоимость
Законодательство не регулирует стоимость оценки условий труда, её целиком финансирует работодатель.
Итоговая стоимость услуги, как правило, зависит от количества рабочих мест, для которых нужно провести оценку, их территориального расположения и от специфики деятельности организации.
Ориентировочная цена за одно рабочее место в Москве около полутора тысяч рублей. При этом некоторые аккредитованные компании устанавливают минимальный ценовой порог. Даже если СОУТ нужно провести для незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, минимальная стоимость услуги может составить 10 тысяч рублей.
Есть и свои лайфхаки для снижения цены за СОУТ. Например, можно провести тендер среди аккредитованных компаний. В таких условиях контрагенты могут снизить стоимость своих услуг, чтобы не упустить входящий заказ.
Порядок проведения СОУТ
После того, как компания приняла решение о проведении СОУТ на своих рабочих местах, работодатель должен сформировать комиссию по специальной оценке и утвердить график её проведения. В комиссии должно быть нечетное количество человек, а возглавлять её должен работодатель или его представитель. Она определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ.
После выбора контрагента с ним заключают договор. Затем в течение пяти дней он обязан предоставить в федеральную государственную информационную систему учета (ФГИС) данные о компании, в которой проводит СОУТ, а взамен получить идентификационный номер, который он обязан сообщить заказчику.
В случае если один из членов комиссии не согласен с результатами, он имеет право изложить мотивированное особое мнение в письменной форме, которое прилагается к отчету.
Обратите внимание, что утвердить отчет нужно не позднее 30 календарных дней после того, как экспертная организация направила его в компанию.
После утверждения отчета заказчик должен сообщить провайдеру дату утверждения и отправить ему копию утвержденного отчета заказным письмом или в форме электронного документа с УКЭП. Также в течение 30 дней необходимо ознакомить работников с результатами процедуры, причем сотрудник должен внести в Карту СОУТ свою подпись и дату.
Информация об оценке должна появиться и на сайте компании. После проведения проверки и утверждения отчета экспертная организация в течение десяти рабочих дней подаст сведения об оценке в ФГИС. Она обязана сообщить об этом работодателю.
В течение 30 рабочих дней со дня внесения этих сведений в ФГИС, работодатель обязан подготовить декларацию рабочих мест и подать их в трудовую инспекцию. На этом работа по СОУТ заканчивается.
Ответственность за непроведение СОУТ
Согласно ст. 5.27.1. КоАП нарушение порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение грозит предупреждением или наложением административного штрафа в размере:
- от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. на должностных лиц или на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП);
- от 60 тыс. руб. до 80 тыс. руб. на юридических лиц.
Трудовая инспекция активно переходит от слов к делу и запускает плановые проверки предприятий и организаций с целью выявления нарушений в аттестационной документации. Чтобы избежать необоснованных штрафов и взысканий, следует изучить регламент проведения специальной оценки условий труда с учетом изменений, вступивших в силу с начала 2021 года. Краткий ликбез на тему СОУТ будет полезен как руководителям небольших частных компаний, так и управляющим крупных предприятий, поскольку выявив нарушения однажды, Государственная инспекция труда возьмет нарушителя на заметку и будет назначать внеплановые проверки. Согласно 6 части статьи 27 Федерального закона за номером 426 ранее действующая аттестация рабочего места стала неактуальной в конце 2018 года. С этого момента каждая организация, включая новообразованные компании, имеет в запасе 12 месяцев, чтобы провести СОУТ.
База данных находится на портале Федеральной государственной системы (ФГИС)
Основы проведения специальной оценки условий труда
Руководство компании может не знать о том, что ГИТ инициировала проверку и подготовила соответствующее распоряжение. Инспектору достаточно знать ИНН и ОГРН организации для получения доступа к результатам специальной проверки условий труда. Необходимые данные имеются в открытом доступе, публикуются в специальных государственных реестрах и на персональном сайте предприятия.
Информация о СОУТ размещается на портале единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда. Для проверки сведений потребуется ввести в специальное поле ИНН, ОГРН и капчу с картинки о подтверждении того, что вы не робот.
Что представляет собой спецоценка условий труда?
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.
- Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
- Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
- Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
- Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
- Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
- Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
- Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.
Благодаря строгому контролю со стороны государства работодатели стараются соблюдать права работников на безопасную рабочую среду.
На кого ложится ответственность за отсутствие СОУТ?
Несмотря на изменения в Федеральном законодательстве о спецоценке условий труда размеры штрафа за не проведение специальной оценки условий труда не уменьшились, на основании Федерального закона № 451-ФЗ от 27.12.2019. Ответственность полностью ложится на руководителя организации. Попытки уклониться от данной обязанности не приведут ни к чему хорошему. Рано или поздно инспекция обнаружит отсутствие данных в едином реестре проверок и компании будет выписан штраф. Отвечать придется даже бюджетной организации. Штраф за отсутствие СОУТ составляет:
- ИП или руководитель – от 5 до 10 тысяч рублей.
- Юридическое лицо – от 60 до 80 тысяч рублей.
Наряду со штрафом организацию обяжут выполнить спецпроверку условий на рабочих местах.
Выявить нарушение может не только плановая проверка трудовой инспекции, но и при расследовании чрезвычайных ситуаций на производстве, где был нанесен вред здоровью сотрудников. В этом случае будет не только назначен штраф, но и потерпевшему назначена единоразовая компенсация или систематические выплаты при потере трудоспособности.
Порядок выполнения спецоценки условий труда
Специальную оценку рабочей среды необходимо проводить в строгом соответствии с регламентом. Для этого необходимо понимать порядок выполнения СОУТ. Изучать все тонкости процедуры самостоятельно достаточно долго и сложно. Целесообразнее делегировать сопровождение опытным специалистам или следовать простой схеме, которая будет приведена ниже.
Приказ о назначении комиссии по проведению спецпроверки
Требования государства о проведении СОУТ необходимо выполнить в обязательном порядке. На подготовительном этапе процедуры необходимо подготовить приказ и сформировать комиссию для изучения условий труда и их соответствия технологическим и санитарным нормам.
Образец приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда
В состав комиссии должны входить:
- председатель – генеральный директор, его уполномоченный заместитель или руководитель филиала по месту;
- специалист по охране труда;
- представитель от профсоюза (при его наличии).
Комиссия должна включать нечетное количество членов. После формирования внутренней инспекции подготавливается график проведения проверок на местах. Он является обязательной частью процедуры. Его отсутствие может повлечь за собой выговор или штраф за недобросовестное исполнение СОУТ. Специальной строго регламентированной формы графика не предусмотрено. Единственное требование – он должен быть утвержден приказом. Удобнее всего оформить документ как приложение к приказу о формировании комиссии. В нем расписать последовательность и продолжительность проверочных мероприятий.
Образец графика проведения СОУТ
Создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда
Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.
Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.
- Наименование должности.
- Марка и название оборудования.
- Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
- Сотрудники располагаются в одном помещении.
Тут может возникнуть серьезная путаница. Так, например, старший технолог и технолог по приему сырья могут располагаться в одном кабинете, работать на компьютере одной модели и даже пользоваться одинаковым программным обеспечением, но название должностей – разное. Рабочие места уже не будут считаться аналогичными.
Если же проводить СОУТ в цехе по сборке схем, где работает 10 человек в должности операторов, на одном сборочном оборудовании в одинаковом снаряжении, то рабочие зоны будут считаться идентичными. Для объективной оценки достаточно оценить условия на 20% от всех мест. В данном случае оценке подвергнутся две точки.
Для открытых вакансий специальную оценку условий труда также проводят. Но только при наличии рабочего места и оборудования. При этом для выполнения измерений кто-то из работников, например, мастер цеха, должен запустить оборудование в рабочий режим.
Образец перечня рабочих мест для проведения СОУТ
Подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.
Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда
Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.
Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.
Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.
Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?
Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса.
- Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
- Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
- Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
- Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.
Для каждой должности имеется свой класс опасности, напрямую связанный с условиями, в которых приходится человеку трудиться. Чаще всего заинтересованный член комиссии ставит второй класс опасности там, где не может быть ниже третьего.
Характерный пример – сварщик, столяр, монтажник-высотник. Данные вакансии при наличии полного комплекта современного оборудования причисляются к третьему классу опасности. Но чтобы работодателю не пришлось делать повышенных взносов в фонд социального страхования, эксперт ставит в оценочный лист второй класс условий труда.
Официально трудоустроенный работник имеет право запросить копию заключения СОУТ и выставить ряд замечаний в письменном виде руководителю организации.
Результаты оценки выдаются на 5 лет. Периодичность специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Но при наличии обоснованных претензий со стороны сотрудников предприятия придется исправлять ошибки и организовывать повторную проверку.
Недобросовестный работодатель может проигнорировать претензии персонала. В этом случае работники могут написать жалобу в трудовую инспекцию. Будет организована внеплановая проверка организации, но уже госорганом. Все ошибки выйдут на поверхность. Руководству компании будет грозить административная ответственность.
Гораздо серьезней будет обстоять ситуация, если нарушение СОУТ будет обнаружено в ходе расследования после несчастного случая на производстве. Если тяжесть НС будет серьезной, то работодателю может грозить уже уголовная ответственность.
Не стоит рисковать, не стоит экономить на проверке условий труда и страховых выплатах по завышенным тарифным планам. Последствия недобросовестного управления компанией могут стать разрушительными, прежде всего для самого работодателя.
Регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
Прохождение СОУТ
Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.
- Список работников и номера их СНИЛС.
- Штатное расписание с перечнем должностей.
- Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
- Должностные инструкции для каждой должности.
- График работы.
- Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
- Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
- Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.
Эксперт изучит материалы, после чего приедет на объект, чтобы на практике выполнить диагностику условий труда. На месте будет проведен осмотр производственной зоны, изучены материалы, с которыми взаимодействуют работники, исследовано качество средств индивидуальной защиты. С помощью специальных приборов будут произведены измерения шума, яркости света, концентрации вредных газов и другие замеры. В отдельных случаях проводится опрос сотрудников. Уточняются простые моменты вроде количества рабочих часов в смене, перерывов на обед, технических пауз. Это позволит составить объективную картину нагрузки на специалиста.
Определение потенциально опасных факторов и вредного воздействия
Выявлением потенциально опасных факторов и установлением степени вредности производства занимаются специалисты лабораторий, профилирующихся на СОУТ. Они используют специализированное оборудование для диагностики факторов риска, изучения их воздействия на среду и организм человека. Такой специалист собирает полную информацию о производственной зоне.
Существуют 4 класса вредности производства. Для работодателя выгодно, чтобы на его предприятии были зафиксированы только первый и второй класс. Поскольку по результатам СОУТ будут определены гарантии и компенсации для работников с третьим и четвертым классом вредности условий труда. Тем не менее, руководитель заинтересован в достоверной оценке, ведь в случае чрезвычайной ситуации отвечать придется ему.
После официального заключения можно снизить класс или подкласс вредности, если улучшить условия труда согласно выдвинутым комиссией рекомендациям. Однако для этого предстоит выполнить повторную проверку. Тут каждый работодатель выбирает для себя, что ему выгоднее. Потратиться, а потом сэкономить на снижении страховых тарифов на следующие 5 лет, либо оставить все как есть.
Составление и утверждение отчета по СОУТ
После завершения оценочных мероприятий, подрядчик предоставляет руководителю производства протоколы для изучения и согласования. Федеральный закон за номером 451 установил тридцатидневный срок на рассмотрение документации с момента направления.
Если в протоколах и предварительном отчете руководитель не находит спорных моментов и замечаний, то документ необходимо подать на подпись всем членам внутренней комиссии и на утверждение председателем. Важно уложиться в установленные законом сроки.
После утверждения результатов СОУТ следует незамедлительно отправить копию утвержденного отчета в оценщику. Отправку можно осуществить курьером или по почте заказным письмом. Также допускается передача по электронной почте.
Срок завершения специальной проверки условий труда должен строго соблюдаться. Трудовое законодательство установило жесткие рамки с одной целью, чтобы оценка не затягивалась на многие месяцы, а процесс оценивания был прозрачным. Заминка на любом из этапов будет обнаружена, а виновный будет представлен к административной ответственности.
После получения подписанного и заверенного отчета компания-оценщик размещает его в едином реестре на портале Министерства труда и в трехдневный срок направляет уведомление о регистрации отчета по СОУТ заказчику. С этого момента результаты спецоценки вступают в силу.
В результате прохождения СОУТ в реестр ФГИС заносят следующие данные.
- Полное название организации, аббревиатура может указываться рядом в скобках.
- ИНН.
- Регистрационный номер процедуры оценки.
- Номер рабочего места, количество сотрудников, данные СНИЛС каждого специалиста.
ВАЖНО! Если отчет не был своевременно зарегистрирован в ФГИС, то проверка считается недействительной. В последние годы порядок выполнения СОУТ существенно усложнился, а меры ответственности возросли. Так что не стоит забывать о сроках и обязательствах.
ВОСЬМОЙ ШАГ
Декларирование является обязательным пунктом СОУТ. Декларация соответствия условий труда является прямым подтверждением, что на рабочих местах, внесенных в документ, отсутствует вредное воздействие и опасные производственные факторы. Она служит гарантом того, что фактические условия труда оптимальны или допустимы, соответствуют классу 1-2, а по этим должностям не должны начисляться компенсационные выплаты и иные льготы.
Заполнение декларации осуществляется строго по форме, установленной Министерством труда. Если оформление документа окажется некорректным, то инспектор отправит его на доработку в течение 10 рабочих дней. Скорректировать и отправить декларацию на повторную проверку стоит как можно быстрее. Заморочек с процедурой достаточно много. Целесообразнее доверить эту работу компетентному специалисту. Однако не все оценщики условий труда обременяют себя заполнением деклараций для клиентов. Уточните этот момент на этапе выбора подходящей компании, до того, как подпишите договор.
Если работодатель самостоятельно занимается декларированием, то прежде чем приступать к заполнению формы, стоит ознакомиться с письмом от МИНТРУДА за 23 июня 2014 г. N 15-1/В-724, где прописаны все разъяснения к работе с декларацией.
Порядок подачи декларации
Подача декларации в Государственную инспекцию по труду должна состояться в течение 30 рабочих дней с момента регистрации результатов СОУТ в ФГИС. Если опоздать, то штраф за нарушение составит до 80 тысяч рублей. Взыскание приравнивается к невыполнению обязанностей руководителя перед трудовым коллективом.
После занесения всех данных в документ, его нужно отправить заказным письмом или на электронную почту в соответствующий орган, подведомственный Министерству труда. Цифровой документооборот должен в обязательном порядке сопровождаться электронной подписью.
Сроки действия декларации
Декларация соответствия условий труда является действительной на протяжении 5 лет, также как и заключение по результатам СОУТ. И если спецоценку придется выполнять заново, по истечению срока действия, то декларацию можно просто продлить.
Если к моменту завершения срока действия декларации на предприятии не было зарегистрировано несчастных случаев и факта профессиональных заболеваний, то согласно Федеральному закону №426, она считается автоматически продленной. Следует понимать, что речь о заболеваниях и НС касается непосредственно тех рабочих мест, которые были внесены в декларацию. Тогда работодателю не надо будет собирать подтверждающие справки и другие документы. Это распространяется и на СОУТ, по которой все рабочие места оказались декларативными. Она также автоматически продляется без предоставления какой-либо документации.
На вредное производство данный подход не распространяется. При наличии факторов риска для здоровья, спецпроверку необходимо выполнять каждые 5 лет. Госорган контролирует не только создание соответствующих условий труда, но и внедрение более безопасных для здоровья и экологии технологий. Некоторое оборудование по результатам проверки признается не годным и подлежит замене.
Может ли декларация прекратить действие?
Существует ряд факторов, при которых действие декларации условий труда может быть прервано. К таким факторам относится несчастный случай, выявление у одного из работников заболевания, причиной которого стала профессиональная деятельность. В этой ситуации работодателю предоставляется полгода на организацию и проведение внеплановой оценки условий труда. Это позволит определить, стал ли несчастный случай результатом халатности сотрудника на рабочем месте, или класс риска не соответствует задекларированному. Если класс условий труда окажется неизменным по результатам СОУТ, руководитель организации должен будет подать новую декларацию в ГИТ.
Если степень риска окажется выше, чем указано в документе, а режим рабочей смены – подвергающим рабочих неоправданной нагрузке, работодателю грозит штраф, а также предписание на улучшение производственной среды в принудительном порядке.