Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда / КонсультантПлюс

Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда / КонсультантПлюс Охрана труда

статья 18. источники финансирования охраны труда | гарант

Статья 18. Источники финансирования охраны труда

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального, областного, местных бюджетов в рамках соответственно федеральной, отраслевых, областной и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

2. Источниками финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда являются:

средства федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов;

внебюджетные источники, привлекаемые к финансированию охраны труда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, области и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

добровольные взносы организаций и физических лиц;

другие источники и деятельность, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

3. В целях финансирования мер по реализации единой государственной политики в сфере охраны труда в области и в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области, нормативными актами органов местного самоуправления и локальными актами работодателей.

Формирование и расходование фондов охраны труда определяется соответствующими положениями о них, утвержденными в установленном порядке.

4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно — правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется за счет средств работодателя в размерах, обеспечивающих выполнение требований охраны труда в организации, но не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции, работ, услуг, а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Как производят финансирование

Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2021 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году.

За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение такихобязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2021 года № 181н):

  • закупка СИЗ, а также дерматологических очищающих средств
  • проведение СОУТ
  • проведение оценки профрисков
  • устранение замечаний по плану улучшающих мероприятий по результатам СОУТ и оценки профрисков
  • установка систем автоматического и дистанционного управления производственным процессом (в том числе роботизация опасных процессов), установка аварийной сигнализации на технологической линии, кнопок аварийной остановки, опасности
  • затраты на проведение обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников и т.п

Как сформировать перечень затрат по охране труда

Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство. Если сумма затрат на ОТ будет меньше этого процента, предприятие оштрафуют за нарушение требований статьи 226 Трудового Кодекса РФ.

Поэтому перед составлением перечня затрат по ОТ необходимо получить в бухгалтерии справку о составе затрат на производство, высчитать размер согласно ст. 226 ТК РФ, и придерживаться этой цифры.

Внимание! Затраты на охрану труда можно увеличить, а вот уменьшать нельзя. В противном случае, работодателя оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Смотрите все виды наказаний по ст. 5.27.1 в статье

Если не тратить на охрану труда 0,2% от затрат на производство, штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного бухгалтера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей.

Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация.

Компанию также могут оштрафовать до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.

Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).

Совет эксперта! Чтобы не ошибиться при формировании перечня затрат, руководствуйтесь нормативными правовыми актами, прошедшими регистрацию в Минюсте.

Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2021 года № 181н. В перечне указано несколько десятков мероприятий по ОТ, которые можно включить в годовой бюджет, но не каждое, а часть из них, по потребности.

Если же потребность возникает в проведении каждого мероприятия, рекомендуем вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.

Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.

Дополнительно:  Методическая разработка "Викторина по Охране труда" | Образовательная социальная сеть

Практический пример

Государственное автономное образовательное учреждение «Петровский мукомольный техникум» в рамках программы по охране труда провело ряд мероприятий и произвело такие затраты:

  • приглашена сторонняя организация для оценки условий труда — 30 000 рублей;
  • по результатам спецоценки уточнены потребности и приобретена спецодежда — 5 100 рублей;
  • организован текущий медосмотр работников — 10 500 рублей.

Все расходы оплачены за счет средств на выполнение государственного задания.


Все операции отразим в бухгалтерском учете такими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на проведение специальной оценки условий труда

4 109 70 226

4 302 26 730

30 000

Отражены расходы на текущий медицинский осмотр сотрудников

4 109 70 226

4 302 26 730

10 500

Отражено приобретение спецодежды

4 105 35 340

4 302 34 730

5 100

Оплата по договору за проведение специальной оценки труда

4 302 26 830

4 201 11 610

30 000

Оплата по договору за спецодежду

4 302 34 830

4 201 11 610

5 100

Оплата по договору за проведение текущих медосмотров сотрудников

4 302 26 830

4 201 11 610

10 500

Расходы на медосмотры

Требование проводить медицинские осмотры сотрудников связано со спецификой вида деятельности учреждения. Так, в приказе Минздравсоцразвития России от 12.04.2021 № 302н основаниями для медосмотров работников названы:

— химические, физические, психофизиологические факторы, которые негативно воздействуют на работников;

— постоянный контакт с большим количеством людей, в том числе детей;

— контакт с больными;

— повышенные физические нагрузки;

— работа с продуктами питания и пр.


Обязательные медосмотры регламентируются отдельными отраслевыми подзаконными актами.  Оплату берет на себя учреждение-работодатель (ст. 213 ТК РФ). Бухгалтер должен учесть эти средства по тому же алгоритму, что и расходы на СОУТ.

Расходы на обучение персонала

Требование трудового законодательства пройти обучение и проверку знаний по охране труда распространяется на все организации вне зависимости от вида деятельности и формы собственности, более того — на всех сотрудников, включая руководителя (постановление Минтруда России, Минобразования России № 29 от 13.01.2003).

Сотрудники, ответственные за этот участок работы, а также руководитель и заместители руководителя учреждения должны пройти обучение. Это могут быть курсы по охране труда или курсы повышения квалификации. Срок — не позднее одного месяца после трудоустройства. Только после этого они могут проводить обучение и инструктажи остальных сотрудников.


Учреждение из собственных средств оплачивает своим сотрудникам обучение на курсах. Эти затраты отражаются в бухгалтерском учете такими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оплачен аванс за обучение по охране труда

0 206 26 560

0 201 11 610

или

1 304 05 226

(для казенных)

Оказаны образовательные услуги по охране труда

0 401 20 226

(0 109 XX 226)

0 302 26 730

Зачет аванса

0 302 26 830

0 206 26 660

Оплачена оставшаяся по договору сумма за обучение по охране труда

0 302 26 830

0 201 11 610

или

1 304 05 226

(для казенных)

Расходы на покупку средств индивидуальной защиты

В обязанности работодателя входит регулярно обеспечивать своих сотрудников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Состав, количество и периодичность выдачи средств защиты по разным должностям определены приказом Минтруда России от 09.12.2021 № 997н.

Задача службы охраны труда или руководителей подразделений — отслеживать, как соблюдаются нормы, вовремя выдавать и заменять обветшалую спецодежду и СИЗ. Принятые в учреждении нормы выдачи средств защиты могут быть увеличены по решению выборного органа, но ни в коем случае не могут быть меньше, чем законодательно установленные.

Спецодежда, как и все другие материальные запасы, принимается к учету по ее фактической стоимости. Последняя складывается из оплаты поставщику и сопутствующих расходов на транспортировку, страховку, консультационные услуги, таможенные пошлины и прочее. Расходы по доставке распределяются на все предметы партии пропорционально стоимости каждого.

В бухгалтерском учете покупка и списание спецодежды отражаются следующими проводками.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приобретена спецодежда за счет средств учреждения

0 105 35 340

0 302 34 730

Оплачена задолженность поставщику за счет средств учреждения

0 302 34 830

0 201 11 610

или

0 304 05 340

(для казенных)

Списана спецодежда в связи с износом

0 109 XX 272

(0 401 20 272)

0 105 35 440

Обратите внимание, что о списании спецодежды можно говорить, когда срок ее службы истек, и она не пригодна для дальнейшего использования. Бухгалтерская проводка составляется на основании «Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря» (ф. 0504143).

К сведению

Если приобретенные средства индивидуальной защиты соответствуют пунктам 38, 39, 45 Инструкции № 157н (утв. приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н), учреждение может поставить их на учет как основные средства. В этом случае они будут учитываться не как спецодежда, а как основные средства.

Расходы на специальную оценку труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) позволяет выявить вредные и/или опасные производственные факторы, определить уровень их воздействия на здоровье сотрудника и сопоставить фактические значения с принятыми нормативами (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2021 № 426-ФЗ). По результатам СОУТ рабочему месту присваивается один из классов:

1-й класс — оптимальные;

2-й класс — допустимые;

3-й класс (с подклассами) — вредные;

4-й класс — опасные.

Спецоценка должна проходить раз в пять лет, кроме случаев, когда возникают основания для внеочередной оценки (ст. 8, 17 Закона № 426-ФЗ). Проводит процедуру специально аккредитованная организация. Оплата ее услуг и все сопутствующие затраты отражаются в бухучете так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены затраты на специальную оценку условий труда

0 109 XX 226

(0 401 20 226)

0 302 26 730

Оплачена задолженность поставщику за счет средств учреждения

0 302 26 830

0 201 11 610

или

0 304 05 340

(для казенных)

Дополнительно:  Специалист по охране труда: квалификационные требования

Финансирование расходов на охрану труда

Организация может оплачивать мероприятия по охране труда из бюджетов всех уровней, внебюджетных средств, за счет добровольных взносов сторонних организаций или физических лиц (ст. 226 ТК РФ). Важное уточнение: это направление деятельности учреждения не может оплачиваться из средств работников, никаких вычетов из зарплаты и покупки спецодежды за свой счет не допускается.

Часть мероприятий может оплачиваться из сумм взносов в ФСС, которые должны быть перечислены в текущем году. Объем финансирования — не более 20 % от суммы взносов за предшествующий год за вычетом аналогичных расходов.


Список мер, которые можно оплачивать за счет страховых взносов, объемен. Например, это могут быть расходы на проведение спецоценки условий труда, приобретение аптечек первой помощи или спецодежды, если она произведена в странах ЕАЭС, и другие.

Расходы, компенсированные из средств ФСС, отражаются в бухучете так:

Наименование операцииДебетКредит
Начислены страховые взносы на травматизм (2 %) 0 109 XX 213 0 303 06 730
Перечислены денежные средства за материальные запасы, приобретенные в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 302 34 830 0 201 11 610
Перечислены денежные средств за работы, услуги в рамках мероприятий по предотвращению травматизма 0 302 25 830

0 302 26 830

0 201 11 610
Поступили материальные запасы в рамках мероприятий по предотвращению травматизма 0 105 36 340 0 302 34 730
Отражены расходы на оплату услуг, работ в рамках мероприятий по предотвращению травматизма 0 401 20 225

0 401 20 226

0 302 25 730

0 302 26 730

Начислены требования по компенсации расходов, которые понесло учреждение в рамках мероприятий по предотвращению травматизма 0 209 30 660 0 401 10 130
Зачтены расходы, которые понесло учреждение в рамках мероприятий по предотвращению травматизма, путем встречного требования к ФСС 0 303 06 830 0 209 30 560
Перечислены страховые взносы в ФСС за вычетом расходов в рамках мероприятий по предотвращению травматизма 0 303 06 830 0 201 11 610

Фсс: оформляем финансирование мероприятий по охране труда подробный алгоритм действий для возмещения затрат по охране труда

Исторически сложилось так, что в специалисте по охране труда работодатель видит прежде всего расточителя бюджета — он где-то ходит, что-то пишет и требует деньги, мотивируя штрафами от Государственной инспекции труда. Однако не каждый специалист знает, что в некоторых случаях можно снизить финансовые затраты и в то же время обеспечить предупреждение травматизма и профзаболеваний на производстве.

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) осуществляет финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также санаторно-курортного лечения сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Минтруда России от 10 декабря 2021 года № 580н.

Финансовое обеспечение предупредительных мер (рисунок 1) осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС в текущем финансовом году.

Возврат страхователю средств, израсходованных на финансовое обеспечение предупредительных мер, законодательными и нормативными актами не предусмотрен.

Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда / КонсультантПлюс

Рис. 1. Расчет финансового обеспечения предупредительных мер

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% от суммы страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСС на текущий финансовый год. Таким образом, объем средств, который страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер ограничен не только 20% от суммы страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, но и бюджетом ФСС.

Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда / КонсультантПлюс

Рис. 2 Проверка регистрационного номера через портал

Также стоить помнить, что в случае, если страхователь с численностью работающих до 100 человек, не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансового обеспечения предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

  • 20% от суммы страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;
  • суммы страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.

В рамках возмещения затрат на предупреждение травматизма специалисту по охране труда необходимо тесно взаимодействовать с ФСС и собственной бухгалтерией, так как у нее необходимо запросить сопутствующие документы.

Шаг. 1. Определение контактных данных ФСС

Региональные ФСС делятся территориально по филиалам, по месту регистрации страхователя. Контактные данные своего отделения ФСС можно узнать по телефонам горячей линии и на сайте.

Также для обращения в ФСС (рисунок 2) необходим регистрационный номер страхователя, узнать который можно в бухгалтерии или на портале ФСС. по номеру КПП или ИНН.

Шаг. 2. Расчет планируемой суммы финансового обеспечения предупредительных мер

После определения контактных данных своего отделения ФСС (филиала) необходимо связаться с ответственным за финансовое обеспечение предупредительных мер в фонде и запросить расчет планируемой суммы финансового обеспечения предупредительных мер:

Шаг 3. Подача заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер и сопутствующих документов в фсс

Страхователь может обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее — заявление) в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года:

Дополнительно:  Для чего автоматизировать Охрану труда и производственную безопасность - Охрана труда для 1С:Предприятия 8

При подаче документов лично специалисту по охране труда необходимо иметь доверенность.

Перечень документов, представляемых страхователем в региональное отделение ФСС для получения финансирования предупредительных мер:

  • заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер — 2 экземпляра
  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году — 2 экземпляра
  • копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников)
  • расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме № 4-ФСС РФ на 1 число месяца подачи заявления (необходимо запросить в бухгалтерии)

Дополнительно для финансового обеспечения приобретения работникам специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), смывающих и (или) обезвреживающих средств (производства Россия) страхователь представляет в региональное отделение перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм их выдачи со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм выдачи СИЗ (приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2021 года № 997н), количества и стоимости, даты изготовления СИЗ, срока их годности:

Обязательно необходимо предоставить копии сертификатов или деклараций соответствия на приобретенные СИЗ.

И заключительный пункт в пакете документов — копия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ.

Сейчас на различных уровнях обсуждается и реализовывается программа импортозамещения. Данная программа имеет важное значение. Правительство Р Ф и Минпромторг активно помогают предприятиям легкой промышленности в переоборудовании производства и выпуске качественной продукции. Многие зарубежные производители СИЗ уже перенесли свои производства в Россию (например, компании 3 М и Uvex), другие готовятся к этому (например, компания Ansell, Jsp, Bolle).

В связи с применением мер по стимулированию спроса и увеличению объема продаж средств индивидуальной защиты отечественного производства в 2021 году в Правила финансового обеспечения предупредительных мер (приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2021 года № 580н) были внесли изменения, касающиеся финансового обеспечения приобретения работникам специальной одежды, обуви и других СИЗ, смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Одним из новых документов, предоставляемых страховщиком в ФСС, стали заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ (Фото 2), выдаваемые Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» от 17 июля 2021 года № 719.

Шаг 4. Получение решения о финансовом обеспечении предупредительных мер

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер и его объеме принимается:

  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, менее 10 млн рублей включительно, — территориальным органом ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;
  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, более 10 млн рублей, — территориальным органом ФСС после согласования с ФСС в течение 18 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов.

Решение территориального органа ФСС оформляется приказом и направляется страхователю в течение 3 рабочих дней с даты его принятия.

Территориальный орган ФСС принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

  • на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка и (или) начисленные пени и штрафы, выявленные в ходе камеральной или выездной проверки;
  • представленные документы содержат недостоверную информацию;
  • предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
  • при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

После получения решения территориального органа ФСС специалисту по охране труда необходимо направить данный приказ и план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году в бухгалтерию, так как страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС отчет об их использовании.

Шаг 5. Представление в ФСС документов, подтверждающих произведенные расходы

Ежеквартально специалисту по охране труда необходимо предоставлять в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (за 6, 9, 12 месяцев соответственно).

Также после завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы:

  • счет (счет-фактура)
  • платежное поручение
  • товарная накладная
  • документы, подтверждающие дату изготовления и срок годности приобретенных СИЗ

Следуя представленной инструкции организации имеют возможность компенсировать затраты на СИЗ в счет страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Традиционно возмещение подобных финансовых затрат лежит на специалисте по охране труда.

Сегодня существуют и иные формы — популярность набирает аутсорсинг, когда сторонняя организация полностью или частично берет на себя полномочия специалиста или службы по охране труда. Один из лидеров в этой области — компания EcoStandard group, которая уже более 20 лет оказывает услуги в области охраны труда в России и СНГ по принципу «одного окна»: решает все вопросы по охране труда, обучению, пожарной безопасности и экологии в рамках одной организации.

Полную версию статьи читайте в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» № 8, 2021 г.

Оцените статью
Добавить комментарий