Закон республики казахстан от 28 февраля 2004 года № 528-ii «о безопасности и охране труда» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2006 г.) (утратил силу)
Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2004 года № 528-II
О безопасности и охране труда
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2006 г.)
Утратил силу в соответствии с Законом РК от 15.05.07 г. № 252-III
Глава 1. Общие положения (статьи 1 – 3)
Глава 2. Государственное управление в области безопасности и охраны труда (статьи 4 – 11)
Глава 3. Гарантии прав работников на безопасность и охрану труда (статьи 12 – 16)
Глава 4. Права и обязанности работника и работодателя в области безопасности и охраны труда (статьи 17 – 20)
Глава 5. Организация безопасности и охраны труда (статьи 21 – 23)
Глава 6. Контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда (статьи 24 – 33)
Глава 7. Заключительные положения (статьи 34 – 35)
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области охраны труда в Республике Казахстан и направлен на обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также устанавливает основные принципы государственной политики в области безопасности и охраны труда.
Глава 1. Общие положения
Статья 1 изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) специальная одежда – одежда, обувь, головной убор, рукавицы, предназначенные для защиты работника от вредных и опасных производственных факторов;
2) тяжелые физические работы – виды деятельности, связанные с подъемом или перемещением тяжестей вручную, либо другие работы с расходом энергии более 300 ккал/час;
3) гигиена труда – комплекс санитарно-гигиенических мер и средств по сохранению здоровья работников, профилактике неблагоприятного воздействия производственной среды и трудового процесса;
4) безопасность труда – состояние защищенности работника, обеспеченное комплексом мероприятий, исключающих вредное и опасное воздействие на работников в процессе трудовой деятельности;
5) уполномоченный государственный орган по безопасности и охране труда (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий полномочия в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) территориальные подразделения уполномоченного государственного органа по безопасности и охране труда (далее – территориальные подразделения) – структурные подразделения уполномоченного государственного органа по безопасности и охране труда, осуществляющие в пределах соответствующей административно-территориальной единицы полномочия в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
7) мониторинг безопасности и охраны труда – система наблюдений за состоянием безопасности и охраны труда на производстве, а также оценка и прогноз состояния безопасности и охраны труда в республике;
8) условия безопасности труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника в процессе труда;
9) охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства;
10) общественный инспектор по охране труда – представитель работников, осуществляющий общественный контроль в области безопасности и охраны труда, назначаемый профсоюзным органом организации, а при отсутствии профсоюза – общим собранием работников;
11) безопасные условия труда – условия труда, созданные работодателем, при которых воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов отсутствует либо уровень их воздействия не превышает норм безопасности, установленных нормативными правовыми актами в области безопасности и охраны труда;
12) средства индивидуальной защиты – средства, предназначенные для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
13) рабочее место – место постоянного или временного нахождения работника при выполнении им трудовых обязанностей в процессе трудовой деятельности;
14) вредные (особо вредные) условия труда – условия труда, при которых воздействие определенных производственных факторов приводит к снижению работоспособности или заболеванию работника;
15) вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию или снижению трудоспособности;
16) профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием на работника вредных производственных факторов в связи с выполнением им своих трудовых (служебных) обязанностей;
17) нормы безопасности – качественные и количественные показатели, характеризующие условия производства, производственный и трудовой процесс с точки зрения обеспечения организационных, технических, санитарно-гигиенических, биологических и иных норм, правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
18) опасные (особо опасные) условия труда – условия труда, при которых воздействие определенных производственных факторов приводит в случае несоблюдения правил охраны труда к внезапному резкому ухудшению здоровья или травме работника либо его смерти;
19) опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к временной или стойкой утрате трудоспособности (трудовому увечью или профессиональному заболеванию) или смерти;
20) представители работников – уполномоченные работниками органы профессиональных союзов и их объединений, а в их отсутствие иные представители или организации, созданные в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
21) несчастный случай на производстве – воздействие на работника производственного фактора при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей или заданий работодателя, в результате которого произошли травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, которые привели его к временной или стойкой утрате трудоспособности, профессиональному заболеванию либо смерти;
22) производственное оборудование – машины, механизмы, аппараты и иные технические средства;
23) безопасность производственного оборудования – соответствие производственного оборудования требованиям безопасности труда при выполнении им заданных функций в условиях, установленных нормативно-технической и проектной документацией;
24) аттестация производственных объектов по условиям труда – деятельность по оценке производственных объектов, цехов, участков, рабочих мест в целях определения состояния безопасности, вредности, тяжести, напряженности выполняемых на них работ, гигиены труда и определения соответствия условий производственной среды безопасным условиям труда;
25) безопасность производственного процесса – соответствие производственного процесса требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно-технической документацией;
26) производственная санитария – система санитарно-гигиенических, организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работников вредных производственных факторов;
27) уполномоченный государственный орган в области промышленной безопасности – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий реализацию государственной политики в области промышленной безопасности;
28) средства коллективной защиты – технические средства, предназначенные для одновременной защиты двух и более работающих от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о безопасности и охране труда
1. Законодательство Республики Казахстан о безопасности и охране труда основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
См.: Письмо Комитета по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью МЧС РК от 21 ноября 2006 года № 06-06/426
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в Республике Казахстан.
2. Требования по безопасности и охране труда обязательны для исполнения всеми работодателями и работниками при возникновении между ними трудовых отношений.
3. Условия безопасности и охраны труда на рабочих местах, предусмотренные индивидуальным трудовым, коллективным договорами и актами работодателя, не должны быть ниже уровня безопасности и охраны труда, предусмотренного настоящим Законом.
Глава 2. Государственное управление в области безопасности и охраны
труда
Статья 4. Государственное управление, контроль и надзор в области безопасности и охраны труда
Государственное управление, контроль и надзор в области безопасности и охраны труда осуществляются Правительством Республики Казахстан, уполномоченным органом и его территориальными подразделениями, а также уполномоченным государственным органом в области промышленной безопасности и иными уполномоченными органами.
Статья 5. Основные направления государственной политики в области безопасности и охраны труда
Государственная политика в области безопасности и охраны труда направлена на:
В подпункт 1) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)
1) разработку и принятие нормативных правовых актов Республики Казахстан в области безопасности и охраны труда;
2) разработку государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ в области безопасности и охраны труда;
3) создание и реализацию систем экономического стимулирования деятельности по разработке и улучшению условий, безопасности и охраны труда, разработке и внедрению безопасных техники и технологий, производству средств охраны труда, индивидуальной и коллективной защиты работников;
4) осуществление мониторинга в области безопасности и охраны труда;
5) проведение научных исследований по проблемам безопасности и охраны труда;
6) установление единого порядка учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
7) государственные надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области безопасности и охраны труда;
8) содействие осуществлению общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области безопасности и охраны труда;
9) защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей;
10) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
11) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
12) подготовку и повышение квалификации специалистов по безопасности и охране труда;
13) организацию государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их последствиях;
14) обеспечение функционирования единой информационной системы в области безопасности и охраны труда;
15) международное сотрудничество в области безопасности и охраны труда.
Статья 6. Основные принципы в области безопасности и охраны труда
Основными принципами в области безопасности и охраны труда являются:
1) приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
2) недопущение необратимых последствий вредного воздействия производственных факторов на жизнь и здоровье работника;
3) гарантирование государством защиты прав работников на условия труда, соответствующие требованиям безопасности и охраны труда;
4) установление единых требований в области безопасности и охраны труда посредством разработки и принятия нормативных правовых актов;
5) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда;
6) обеспечение согласованных действий в области безопасности и охраны труда между уполномоченным органом, его территориальными подразделениями и представителями работодателей и работников;
7) гласность, полнота и достоверность информации о состоянии безопасности и охраны труда;
8) участие государства в финансировании государственных программ, разработке нормативных правовых актов, проведении научных работ и исследований в области безопасности и охраны труда;
9) участие представителей работников в формировании государственных программ по безопасности и охране труда, разработке нормативных правовых актов, содержащих нормы безопасности и охраны труда, а также в осуществлении контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда.
Статья 7. Государственные нормативные требования по безопасности и охране труда
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)
1. Государственные нормативные требования по безопасности и охране труда устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Казахстан и должны содержать требования безопасности, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
2. Требования по безопасности и охране труда обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами при осуществлении ими деятельности на территории Республики Казахстан.
3. Порядок разработки и утверждения государственными органами нормативных правовых актов по безопасности и охране труда устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области безопасности и охраны труда
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области безопасности и охраны труда;
2) организует разработку и выполнение государственных программ в области безопасности и охраны труда;
3) устанавливает порядок организации и проведения государственного контроля и надзора в области безопасности и охраны труда;
4) определяет порядок предоставления информации и ведения государственной статистики в области безопасности и охраны труда с созданием банка данных;
5) обеспечивает проведение исследований по проблемам безопасности и охраны труда;
Статья дополнена подпунктом 6) в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III
6) утверждает технические регламенты в области безопасности и охраны труда.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) реализует государственную политику в области безопасности и охраны труда;
2) разрабатывает программы исследования по проблемам безопасности и охраны труда;
3) проводит мониторинг безопасности и охраны труда;
4) осуществляет координацию и взаимодействие в области обеспечения безопасности и охраны труда с другими государственными органами, а также с представителями работников и работодателей;
Подпункт 5) изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)
5) разрабатывает и утверждает нормы выдачи молока, рационов лечебно-профилактического питания, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам за счет средств работодателя;
6) проводит обучение и аттестацию государственных инспекторов труда;
Статья дополнена подпунктом 6-1) в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III
6-1) устанавливает порядок разработки и утверждения работодателями инструкций в области безопасности и охраны труда в организации;
7) организует государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда;
8) осуществляет контроль за своевременным и объективным проведением расследования несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
9) осуществляет международное сотрудничество в области безопасности и охраны труда;
10) разрабатывает физиологически обоснованные нормы труда и осуществляет контроль за их соблюдением;
11) устанавливает порядок обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей;
12) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
Статья дополнена подпунктом 13) в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III
13) координирует деятельность государственных органов по разработке технических регламентов в области безопасности и охраны труда.
Статья 10. Компетенция территориальных подразделений уполномоченного органа
Территориальные подразделения:
1) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда;
2) проводят анализ причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и разрабатывают предложения по их профилактике;
3) расследуют несчастные случаи на производстве в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) проводят проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда у руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда в организациях, в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом;
5) участвуют в составе комиссии по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения;
6) рассматривают обращения работников, работодателей и их представителей по вопросам безопасности и охраны труда;
В подпункт 7) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)
7) взаимодействуют с профсоюзами и объединениями работодателей по вопросам совершенствования законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда;
8) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Финансирование мероприятий по безопасности и охране труда
Финансирование мероприятий по безопасности и охране труда осуществляется за счет средств работодателя и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. Работники не несут расходов на эти цели.
Работодатель ежегодно выделяет на безопасность и охрану труда необходимые средства. Объем средств определяется индивидуальным и (или) коллективным договорами.
Глава 3. Гарантии прав работников на безопасность и охрану труда
Статья 12. Гарантии прав на безопасность и охрану труда при приеме на работу
Условия индивидуального трудового договора должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан о безопасности и охране труда.
Запрещается прием граждан на работу, противопоказанную им по состоянию здоровья.
В индивидуальном трудовом договоре должны быть указаны достоверная характеристика рабочего места, включая опасные и вредные производственные факторы, льготы и компенсации за работу в таких условиях, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о безопасности и охране труда и коллективным договором.
При приеме на работу с вредными и опасными условиями труда работодатель обязан предупредить работника о возможности возникновения профессионального заболевания.
Статья 13. Обязательные медицинские осмотры работников
1. В организациях прием лиц на работу с вредными (особо вредными), опасными (особо опасными) и неблагоприятными производственными факторами, а также на подземные работы должен осуществляться работодателем после прохождения ими предварительного медицинского осмотра и определения у них отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области здравоохранения.
2. Лица, не достигшие восемнадцати лет, принимаются на работу только после обязательного предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
3. Работодатель за счет собственных средств обязан организовывать проведение периодических медицинских осмотров и обследований работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. Работники, занятые на работах, связанных с повышенной опасностью, производственным оборудованием, должны проходить предсменное медицинское освидетельствование. Список профессий, требующих предсменного медицинского освидетельствования, определяется уполномоченным органом в области здравоохранения. Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров и обследований, к работе не допускаются.
Статья 14. Гарантии прав работников на безопасность и охрану труда в процессе трудовой деятельности
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)
1. Условия безопасности и охраны труда в организациях, на каждом рабочем месте должны соответствовать требованиям установленным нормативными правовыми актами в области безопасности и охраны труда.
2. На время приостановления работ вследствие нарушения организацией требований по безопасности и охране труда за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.
3. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья или окружающих людей не влечет наложения на него дисциплинарной и (или) материальной ответственности.
4. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты, спецодеждой работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой в размере средней заработной платы.
5. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение нанесенного ему вреда осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. При обнаружении у работника признаков трудового увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья вследствие воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести работника с его согласия на другую работу, не противопоказанную его здоровью.
Статья 15. Охрана труда женщин и лиц, не достигших восемнадцати лет
1. На тяжелых физических работах и работах с вредными (особо вредными), опасными (особо опасными) условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц, не достигших восемнадцати лет, а также лиц, которым эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.
2. Списки производств, профессий на тяжелых физических работах и работах с вредными (особо вредными), опасными (особо опасными) условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц, не достигших восемнадцати лет, утверждаются уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения.
3. Беременные женщины в соответствии с медицинским заключением переводятся на другую работу, исключающую неблагоприятные производственные факторы, с сохранением среднемесячной заработной платы.
Статья 16. Обучение, инструктирование и проверка знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда
1. Обучение, инструктирование, проверка знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда проводятся работодателем за счет собственных средств.
2. Порядок и сроки проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников определяются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
3. Лица, принятые на работу, в обязательном порядке проходят организуемое работодателем предварительное обучение с последующим обязательным проведением проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда. Работники, не прошедшие предварительного обучения, инструктирования и проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда, к работе не допускаются.
4. Руководящие работники и лица, ответственные за обеспечение безопасности и охраны труда, производственных организаций периодически, не реже одного раза в три года, обязаны пройти обучение и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда на курсах повышения квалификации в соответствующих высших учебных заведениях или учреждениях.
Глава 4. Права и обязанности работника и работодателя в области
безопасности и охраны труда
Статья 17. Права работника на безопасность и охрану труда
Работник имеет право на:
1) безопасность и охрану труда;
2) получение достоверной информации от работодателя о характеристике рабочего места и территории организации, состоянии условий, безопасности и охраны труда, о существующей угрозе для жизни и здоровья, а также о мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) рабочее место, защищенное от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
4) обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, специальной одеждой в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Республики Казахстан о безопасности и охране труда, а также индивидуальным трудовым и коллективным договорами;
5) обращение в уполномоченный орган и его территориальные подразделения о проведении обследования условий, безопасности и охраны труда на его рабочем месте;
6) представительное участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий, безопасности и охраны труда;
7) отказ от выполнения работы при возникновении ситуации, создающей угрозу его здоровью или жизни, с извещением об этом непосредственного руководителя или представителя работодателя;
8) образование и профессиональную подготовку, необходимые для безопасного исполнения трудовых обязанностей, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
9) возмещение вреда, причиненного его жизни и здоровью при исполнении договорных обязательств, трудовых (служебных) обязанностей, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
10) сохранение средней заработной платы на время приостановки работы организации из-за несоответствия требованиям по безопасности и охране труда;
11) обжалование неправомерных действий работодателя в области безопасности и охраны труда.
Статья 18. Обязанности работника в области безопасности и охраны труда
Работник обязан:
1) соблюдать требования норм, правил и инструкций по безопасности и охране труда, а также требования работодателя по безопасному ведению работ на производстве;
2) использовать по назначению спецодежду, индивидуальные и коллективные средства защиты;
3) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;
4) проходить обязательные предварительные, периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и предсменное медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также при переводе на другую работу с изменениями условий труда либо при появлении признаков профессионального заболевания за счет средств работодателя.
Статья 19. Права работодателя в области безопасности и охраны труда
Работодатель имеет право:
1) издавать в пределах своих полномочий акты по вопросам безопасности и охраны труда;
Подпункт 2) изложен в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)
2) требовать от работников соблюдения законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда и инструкций по безопасности и охране труда;
3) поощрять работников за вклад в создание благоприятных условий труда на рабочих местах, рационализаторские предложения по созданию безопасных условий труда;
4) отстранять от работы и привлекать к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих требования по безопасности и охране труда, в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
Статья 20. Обязанности работодателя в области безопасности и охраны труда
1. Работодатель обязан:
1) обеспечивать безопасные условия труда;
2) осуществлять контроль за состоянием безопасности и охраны труда;
3) информировать работников о возможных вредных производственных факторах на территории организации и рабочих местах;
4) принимать меры по предотвращению любых рисков на рабочих местах и в технологических процессах путем проведения профилактики, замены производственного оборудования и технологических процессов на более безопасные;
В подпункт 5) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)
5) проводить обучение и подготовку работников по безопасности и охране труда в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, в том числе при внедрении нового оборудования и новых технологических процессов;
6) разрабатывать мероприятия по безопасности и охране труда и выделять средства на проведение их в организации;
7) обеспечивать работника за счет собственных средств спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов в установленные сроки их носки и осуществлять контроль за применением по назначению индивидуальных и коллективных средств защиты, спецодежды;
См.: Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 20 сентября 2004 года № 211-п «Об утверждении отраслевых норм выдачи за счет средств работодателя специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты»
8) проводить инструктажи, обеспечивать работников соответствующими инструктивными документами (инструкциями, правилами, методическими указаниями) по безопасному ведению производственного процесса и работ;
9) проходить проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда и организовывать проверку знаний руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда в организациях, в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом;
10) проводить за счет собственных средств обязательные предварительные, периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и предсменное медицинское освидетельствование работников в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также при переводе на другую работу с изменениями условий труда либо при появлении признаков профессионального заболевания;
11) создавать работникам за счет собственных средств необходимые санитарно-гигиенические условия, обеспечивать средствами профилактической обработки, моющими и дезинфицирующими средствами, медицинской аптечкой, молоком, лечебно-профилактическим питанием не ниже норм, устанавливаемых уполномоченным органом, а также ремонт спецодежды и обуви;
См. Письмо Министерства труда и социальной защиты населения РК от 30 июля 2005 года № 06-1-17/4443.
12) беспрепятственно допускать должностных лиц уполномоченного органа и его территориальных подразделений, представителей работников, общественных инспекторов по охране труда для проведения проверок состояния безопасности, условий и охраны труда в организациях и соблюдения законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
13) предоставлять уполномоченному органу и его территориальным подразделениям, представителям работников необходимую информацию о состоянии безопасности, условий и охраны труда в организациях;
14) принимать и исполнять предписания государственных инспекторов труда;
15) осуществлять регистрацию, учет и анализ несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
16) проводить с участием представителей работников периодическую, не реже чем один раз в пять лет, аттестацию производственных объектов по состоянию условий труда, а также обязательную аттестацию после реконструкции, модернизации, установления новой техники или технологии в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом;
17) в соответствии с законодательством Республики Казахстан возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работника;
18) обеспечивать расследование несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
19) приводить в соответствие с действующими нормами и правилами безопасности и охраны труда все основные фонды, находящиеся в эксплуатации;
20) страховать ответственность за нанесение вреда здоровью и жизни работника при исполнении им трудовых обязанностей;
21) обеспечивать гигиеническое обучение (санитарный минимум знаний по вопросам профилактики общих и профессиональных заболеваний) рабочих и специалистов, занятых во вредных и опасных условиях труда;
22) принимать неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
23) сохранять до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к состоянию аварийной ситуации, а в случае невозможности ее сохранения зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, в том числе использовать фото-, видеосъемки);
24) сообщать в течение суток в соответствующие государственные органы о групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае либо несчастном случае со смертельным исходом;
25) сообщать о случаях острого отравления в соответствующее территориальное подразделение уполномоченного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Индивидуальным трудовым либо коллективным договором с учетом специфики деятельности организации и видов работ, наличия источников повышенной опасности могут быть предусмотрены дополнительные обязанности работодателя.
Глава 5. Организация безопасности и охраны труда
Статья 21. Служба безопасности и охраны труда в организации
1. В целях обеспечения соблюдения требований безопасности и охраны труда в производственных организациях с численностью более пятидесяти работников работодатель обязан создать службу безопасности и охраны труда. По своему статусу служба безопасности и охраны труда приравнивается к основным производственным службам.
Служба безопасности и охраны труда ликвидируется только в случае прекращения деятельности организации.
2. В организациях с численностью до пятидесяти работников решение о введении должности специалиста по безопасности и охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации либо обязанности по безопасности и охране труда возлагаются по совместительству на другого специалиста.
См.: Письмо Департамента труда и занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 октября 2006 года № 04-02-16/6033
§
З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам технического регулирования
См. Перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации Закона
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 г. «О транспорте в Республике Казахстан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., № 15, ст. 201; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 2, ст. 186; 1998 г., № 24, ст. 447; 2001 г., № 23, ст. 309, 321; № 24, ст. 338; 2003 г., № 10, ст. 54; 2004 г., № 18, ст. 110; № 23, ст. 142; 2005 г., № 15, ст. 63; 2006 г., № 3, ст. 22; № 14, ст. 89):
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) – это физическое или юридическое лицо или государство (в лице органов исполнительной власти), пользующееся транспортом в соответствии с заключенным договором с перевозчиком.
Транспортное предприятие – это юридическое лицо, занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Транспорт Республики Казахстан – это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт.
Государственный транспортный контроль (далее – транспортный контроль) – совокупность мероприятий, проводимых уполномоченным государственным органом и иными государственными органами в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства Республики Казахстан, регламентирующего функционирование рынка транспортных услуг, их качество, обеспечение безопасности жизни и здоровья физических лиц, транспортных процессов.
Перевозчик – это юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке.
Проверка – действие государственных органов, осуществляющих контрольные функции, совершаемое в целях определения соблюдения субъектами предпринимательства законодательства Республики Казахстан о транспорте.
Прямое смешанное сообщение – перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу.
Опыт автоматизации охраны труда на предприятиях компанией первый бит
В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:
- Ведение корпоративного справочника вредных и/или опасных производственных факторов;
- Ведение структуры производственных объектов (местоположений);
- Оценка условий труда (включая СОУТ);
- Ведение гарантий и компенсаций;
- Ведение медицинских осмотров;
- Ведение средств индивидуальной защиты;
- Подготовка и аттестация персонала в области ПБиОТ;
- Проверки и аудиты в области ПБиОТ (включая проверки органами надзора);
- Управление мероприятиями в области ПБиОТ;
- Ведение справочника НД в области ПБиОТ;
- Ведение деловых партнеров;
- Организация работ повышенной опасности (по наряду-допуску);
- Учет технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
- Управление расследованием происшествий;
- Формирование отчетности в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 23.01.2021 № 25.
Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:
- Анализ бизнес-процессов ОГ, входящих в организационный объем проекта, и выработка унифицированных решений;
- Разработка концептуального проекта Решения по итогам проведенного анализа;
- Разработка ИР «Типовое решение по направлению «Охрана труда и промышленная безопасность» на базе 1С»;
- Обеспечение требований законодательства РФ и ЛНД Компании в области информационной безопасности, в частности:
- Получение согласий работников ОГ, входящих в организационный объем проекта, на обработку персональных данных;
- Формирование списков доступов к ИР (списков пользователей с предоставленными полномочиями).
Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.
От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.
Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:
- Организация и учет оперативной деятельности ключевых сотрудников;
- Планово-контрольная деятельность;
- Инструменты регламентированной и аналитической отчетности.
В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:
- Повышение эффективности работы службы ОТиПБ за счет создания общедоступного информационного ресурса, упрощающего и ускоряющего решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации.
- Сбор и консолидация разносторонней информации из различных смежных информационных систем, эксплуатирующихся на Предприятии:
- Кадровая служба
- Медицинская служба
- Служба подготовки и обучения персонала
- Служба технического обслуживания и ремонта оборудования
- Сбор и консолидация информации, поступающей с программно-аппаратных комплексов и измерительной аппаратуры (АСУ ТП): газоанализаторы, датчики температуры, датчики измерения излучения и т.п.
- Настройка сценариев реагирования информационной системы при достижении пороговых значений в случае опасности и повышения риска здоровья человека.
- Разработка и настройка расчетных механизмов, ускоряющий обработку задач, требующих сложных или объемных вычислительных операции.
- Повышения прозрачности и доступности информации, относящейся к области ОТиБП на Предприятии.
Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:
Утверждено типовое положение о системе управления охраной труда
Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 27 августа 2020 года № 340 утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда, сообщает Учет.kz
Приказ принят в соответствии с подпунктом 41-1) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2021 года и вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (опубликован 1 сентября 2020 года).
Утвержден
приказом Министра труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 27 августа 2020 года № 340
Типовое положение о системе управления охраной труда
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда (далее – Типовое положение) разработано в соответствии с подпунктом 41-1) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2021 года в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ).
2. СУОТ создается во всех организациях вне зависимости от форм собственности, управление основывается на управлении профессиональными рисками и распространяется на все структурные подразделения организации, работников и лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях, относящихся к ответственности работодателя.
3. В организациях СУОТ создается на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, с условием соблюдения структурных элементов СУОТ, предусмотренным настоящим Типовым положением и обеспечением соблюдения требований трудового законодательства Республики Казахстан.
4. Все этапы создания и функционирования СУОТ работодатель осуществляет самостоятельно (силами службы безопасности и охраны труда или специалистов по охране труда) либо с привлечением экспертов.
Глава 2. Содержание системы управления охраной труда
5. Структурными элементами СУОТ являются:
планирование СУОТ;
функционирование СУОТ;
контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
6. Принципы и приоритеты, устанавливаемые в СУОТ:
- приоритет сохранения жизни и здоровья работников, а также обеспечение безопасных условий их труда;
- недопущение необратимых последствий вредного воздействия производственных факторов на жизнь и здоровье работников;
- установление единых требований к обеспечению безопасности и охраны труда в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
- осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению несчастных случаев на производстве и минимизации их последствий;
- постоянное улучшение условий и охраны труда работников, за счет совершенствования технологических процессов, технического оснащения, повышения уровня квалификации.
7. СУОТ предусматривает закрепление функций и полномочий по обеспечению безопасности и охране труда должностных лиц с использованием всех уровней управления, предусмотренных структурой организации, включая:
- подготовку работников по безопасности и охране труда (повышение квалификации, обучение, инструктирование);
- обеспечение документацией по безопасному ведению работ;
- мониторинг состояния здоровья работников;
- обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- предоставление гарантий за работу во вредных условиях труда; расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;
- страхование от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;
- обеспечение безопасного выполнения работ.