Охрана труда на производстве – гуп днр "энергия донбасса"
Важнейшим приоритетом в деятельности ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЭНЕРГИЯ ДОНБАССА» является сохранение жизни и здоровья работников на всех стадиях производства.С этой целью, разрабатываются и внедряются мероприятия по улучшению состояния и условий труда на рабочих местах, приведению их в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда, а также направленные на защиту работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
Для установления единого порядка организации работы по охране труда и промышленной безопасности в ТЕ/ОП, разработана и последовательно внедряется Система управления охраной труда и промышленной безопасностью (далее – СУОТ и ПБ) ГУП ДНР «ЭНЕРГИЯ ДОНБАССА».
В рамках внедрения СУОТ и ПБ, разрабатывается Политика в области охраны труда и промышленной безопасности, определяются Цели и Задачи в области охраны труда и промышленной безопасности, создается методика управления рисками, связанными с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Разработаны и внедрены следующие процедуры в области охраны труда и промышленной безопасности:
- Порядок проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, пожарной безопасности и технической эксплуатации;
- Порядок проведения Дней охраны труда;
- Порядок проведения трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда и промышленной безопасности;
- Условия выполнения работ подрядными организациями;
Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ГУП ДНР «ЭНЕРГИЯ ДОНБАССА».
Утверждены Технические требования к средствам индивидуальной защиты и Регламент проведения входного контроля и производственных испытаний средств индивидуальной защиты.
Выполнение этих и других процедур в рамках СУОТ и ПБ позволяет обеспечить должный уровень безопасности труда на каждом рабочем месте.
Служба охраны труда, ее функции и задачи
Основными документами, регламентирующими создание службы охраны труда являются:
- Закона ДНР «Об охране труда», принятого Народным Советом Донецкой Народной Республики от 03 апреля 2021г., Постановление №I-118П-НС (далее – Закон ДНР «Об охране труда»);
- «Типового положения о службе охраны труда» утвержденного Приказом Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР от 27.08.2021г. № 354, Зарегистрированного в Министерстве юстиции ДНР 23.09.2021г. за №512 (далее – Типовое положение № 354).
Законодательством установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативными правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда (ст.22 Закон ДНР «Об охране труда»).
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.1 Закон ДНР «Об охране труда»).
Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства Донецкой Народной Республики об охране труда работодатель, в установленном законодательством порядке, создает службу охраны труда, вводит в штат должности руководителей и специалистов по охране труда или возлагает соответствующие обязанности на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает постороннего специалисты на договорных началах, имеющего соответствующую подготовку и обучение.
Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики (ст.19 Закон ДНР «Об охране труда»).
Для реализации этого требования на предприятии создают службу охраны труда, структуру и численность службы охраны труда формируют в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью (п. 1.4. Типового положения № 354).
Лица, ответственные за охрану труда должны иметь соответствующее обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда (п.1.7. Типового положения № 354). При этом обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работников службы охраны труда проводится в установленном законодательством порядке – во время принятия на работу, и периодически – один раз в три года.
Основной задачей службы охраны труда является разработка и внедрение эффективной системы управления охраной труда на предприятии (организации, учреждении) и усовершенствование деятельности в этом направлении каждого структурного подразделения и каждого работника (п. 2.1. Типового положения № 354).
На службу охраны труда возлагаются следующие функции (раздел 3 Типового положения № 354):
- Проведение вводного инструктажа по охране труда.
- Подготовка проектов приказов по вопросам охраны труда и внесение их на рассмотрение работодателю.
- Составление при участии руководителей подразделений предприятия перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, предоставление методической помощи при их разработке.
- Проведение проверок соблюдения на предприятии требований нормативно-правовых актов по охране труда.
- Обеспечение ведения (оформление и хранение) документации по вопросам охраны труда.
- Ведение учета и проведение анализа причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий, причиненного ими ущерба.
- Разработка, совместно с другими подразделениями предприятия, комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда, планов, программ улучшения условий труда, предотвращения производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предоставления организационно-методической помощи в выполнении запланированных мероприятий.
- Составление отчетности по охране труда.
- Информирование работников об основных требованиях нормативных правовых актов об охране труда.
- Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников предприятия, которые касаются вопросов соблюдения законодательства об охране труда.
- Организация:
- обеспечение подразделений нормативно-правовыми актами об охране труда;
- информационных стендов, уголков по охране труда;
- совещаний, семинаров, конкурсов и других мероприятий по вопросам охраны труда.
- Участие в:
- расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве;
- составлении санитарно-гигиенической характеристики рабочих мест работников, которые проходят обследование относительно наличия профзаболеваний;
- проведении внутреннего аудита охраны труда и аттестации рабочих мест;
- разработке положений, инструкций, раздела «Охрана труда» коллективного договора, актов по охране труда, действующих на предприятиях;
- составлении перечней профессий и должностей, которые должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры; организации обучения по вопросам охраны труда; работе комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда.
- Обеспечение организационной поддержки работы комиссии (при наличии) по вопросам охраны труда предприятия.
- Контроль за:
- выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами относительно улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, коллективным договором и мероприятиями, направленными на устранение причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- проведением идентификации и декларированием безопасности объектов повышенной опасности;
- наличием в подразделениях инструкций по охране; своевременным проведением необходимых испытаний и технических осмотров оборудования;
- состоянием предохранительных и защитных устройств, вентиляционных систем; своевременным проведением обучения по вопросам охраны труда, всех видов инструктажа по охране труда;
- обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, моющими и обезвреживающими средствами;
- санитарно-гигиеническими и санитарно-бытовыми условиями работников;
- предоставлением работникам льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, обеспечением их лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными ему пищевыми продуктами, газированной соленой водой, предоставлением оплачиваемых перерывов санитарно-оздоровительного назначения и другими льготами;
- соблюдением в надлежащем безопасном состоянии территории предприятия, внутренних дорог и пешеходных дорожек; организацией рабочих мест;
- использованием целевых средств, выделенных для выполнения комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда; применением труда женщин, инвалидов и лиц младше 18 лет в соответствии с законодательством;
- выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представлений страхового эксперта по охране труда;
- проведением предварительных (во время принятия на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников занятых на тяжелых роботах, роботах с вредными или опасными условиями труда, или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, ежегодных обязательных медицинских осмотров лиц возрастом до 21 года.
- В случае выявления нарушений требований охраны труда специалисты службы охраны труда имеют право:
- выдавать обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и пояснения по вопросам охраны труда;
- приостанавливать работу производства, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников;
- требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеющих допуска к соответствующим работам или не выполняющих требования нормативных правовых актов по охране труда;
- направлять работодателю представления о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охраны труда.
Работа службы охраны труда осуществляется в соответствии с планом работы и графиками обследований, утвержденными работодателем (п. 5.3. Типового положения № 354).
Работники службы охраны труда не могут привлекаться к выполнению функций, не предусмотренных Законом ДНР «Об охране труда» и Типового положения № 354.
Служба охраны труда предприятия подчиняется непосредственно работодателю поэтому предписание специалиста по охране труда может отменить лишь работодатель в письменной форме с указанием обоснованных причин (раздел 4 Типового положения № 354).
Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом (п. 1.9. Типового положения № 354).
Комментарий предоставлен ведущим специалистом-государственным инспектором труда отдела контроля за соблюдением прав и гарантий работающих в сфере охраны и условий труда, за производственным травматизмом ГОСТРУДа ДНР Рогожиной Викторией Сергеевной
Утверждено типовое положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда – торгово-промышленная палата донецкой народной республики
21 марта вступил в силу Приказ Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР №133 от 27.02.2021г. «Об утверждении Типового положения о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда».
Утвержденное настоящим Приказом Типовое положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда распространяется на юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, использующих наемный труд, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, вида деятельности и способа хозяйствования, министерства, другие органы исполнительной власти, их территориальные органы, органы местного самоуправления, а также на государственные аварийно-спасательные службы и их формирования, органы правопорядка, пенитенциарной системы, безопасности, военные учебные заведения, учреждения и организации Вооруженных Сил, другие воинские формирования, образованные в соответствии с законодательством, которые эксплуатируют опасные производственные объекты и при эксплуатации которых к выполнению работ привлекаются наемные работники.
Действие настоящего Типового положения не распространяется на организации, которые не осуществляют свою деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов, и подрядные организации, не осуществляющие свою деятельность на опасных производственных объектах.