Как списать спецодежду
Законодательство устанавливает определенные требования по обеспечению сотрудников отдельных направлений деятельности специальной одеждой. Она должна обеспечивать защиту работника от внешних воздействий в ходе выполнения служебных обязанностей. Процесс выдачи формы должен регулироваться внутренними актами организации. Для каждого типа одежды есть свои сроки эксплуатации, после чего она утилизируется. Аналогичные правила касаются пришедшей в негодность одежды, которая также изымается из оборота и заменяется на новую. Рассмотрим, как списывается спецодежда.
Возможные причины списания спецоснастки
Можно выделить несколько причин для списания специальной одежды:
-
Истечение сроков носки.
-
Утрата или кража.
-
Существенный физический износ.
-
Увольнение или перевод на другую должность лица, которое является носителем формы.
В последнем случае работник обязан вернуть специальный комплект работодателю, так как вещи находятся на балансе организации. Они могут пройти химчистку и переданы другому сотруднику или быть списаны. Если же работник отказывается возвращать спецодежду, то ее стоимость может быть вычтена из тех выплат, которые полагаются ему при увольнении. Если работник отказывается вернуть спецодежду, работодатель может обратиться в суд для взыскания ущерба. В любом случае, правила списания и возвращения спецодежды должны быть четко прописаны во внутренних документах компании и соблюдаться всеми сотрудниками.
Списание одежды по причине износа
В случае износа его процент определяется комиссией по охране труда и зависит от сохранения защитных свойств одежды, качества материалов, продолжительности использования и фактического рода деятельности работника. Обычно спецодежду списывают, если ее износ составляет более 60%. Нет четких норм, по которым можно определить необходимость списания спецодежды, поэтому это решение принимает специальная комиссия. Если одежда не имеет серьезных повреждений, процент износа рассчитывается исходя из фактического периода носки, принимая заводской срок эксплуатации за 100%.
Общие правила
Для оформления выдачи и возврата специальной одежды используется карточка учета, которая не является первичным документом бухгалтерского учета, поэтому не имеет строго определенной формы. При выдаче спецодежды как основного или оборотного средства используются акт приемки-передачи основных средств и ведомость учета выдачи.
Каждый производитель определяет срок годности своих товаров, и даже если спецодежда остается в отличном состоянии после истечения этого срока, она должна быть списана в соответствии с нормативами. Для этого необходимо провести инвентаризацию с участием постоянной комиссии или рабочих инвентаризационных комиссий, не включающих лиц, ответственных за учет ценностей. Если одежда износилась и потеряла свои защитные свойства, составляется документ в соответствии с установленными правилами. Перед его оформлением необходимо провести инвентаризацию в соответствии с требованиями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
В процессе инвентаризации следует определить качество товаров, проверить их пригодность к использованию, причины непригодности и возможных виновных лиц. По итогам составить акт и направить его руководителю для выдачи приказа о дальнейшем списании товаров.
Как списать спецодежду
Акт о списании спецодежды на предприятии является документом, который может потребоваться при утилизации или уничтожении одежды, предназначенной для защиты работников, после того как она стала непригодной для использования. Не существует четких требований к тому, какой должна быть форма акта. Поэтому если спецодежда пришла в негодность, как списать ее определяют непосредственно в конкретной организации. Документ должен утверждаться руководством и содержать четкую информацию о количестве предметов, которые необходимо оформить для списания. Также в акте указывается срок использования средств, их стоимость, причины изъятия из эксплуатации.
Как утилизируется спецодежда
Утилизация специальной одежды, а также средств индивидуальной защиты (СИЗ) является важным этапом окончания их жизненного цикла. После истечения срока эксплуатации экипировки необходимо оформить паспорт отходов в соответствии с тем классом опасности, к которым относится конкретный тип СИЗ.
Согласно классификации отходов, изделия из натуральных тканей, вышедшие из строя, могут быть отнесены к отходам 5 класса опасности и не обязательно подлежат утилизации. Однако чистая рабочая одежда из синтетики и иных искусственных материалов относится к отходам 4 класса, а рабочий костюм, контактирующий с пестицидами, может быть отнесен к III или II классу опасности согласно ФЗ №89. Эти классы нуждаются в соответствующей утилизации.
После оформления паспорта отходов, спецодежда должна быть передана на утилизацию компании, обладающей лицензией на обработку и транспортировку определенного класса отходов. Размещение отработавшей СИЗ на полигоне, что может отрицательно повлиять на экологию, влечет за собой уплату специальной платы.
Для отчетности перед Росприроднадзором необходимо представить акты об уничтожении имущества или передаче его на утилизацию в сочетании с заключенным договором об утилизации. Эти меры помогут обеспечить экологическую безопасность и соблюдение стандартов утилизации отработавших изделий.