Инструкция по охране труда швеи и охране труда на производстве в школе и дошкольном учреждении Пакеты инструкций, приказов, положений

Содержание
  1. Инструкция по охране труда в швейной мастерской
  2. Требования безопасности перед началом работы в швейной мастерской
  3. Требования безопасности во время работы в швейной мастерской
  4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
  5. Требования безопасности по окончании работы в швейной мастерск
  6. Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете технологии (домоводства, швейного дела и кулинарии)
  7. Требования охраны труда перед началом работы в кабинете технологии
  8. Требования охраны труда во время работы в кабинете технологии
  9. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
  10. Требования охраны труда по окончании работы в кабинете технологии
  11. Инструкция по охране труда для учащихся при работе со швейными машинами в кабинете технологии
  12. Требования безопасности перед началом работы со швейными машинками
  13. Требования безопасности во время работы учащихся на швейных машинах
  14. Требования безопасности по окончании работы учащихся на швейных машинках

Инструкция
по охране труда в швейной мастерской

1.1. К самостоятельной работе в швейной мастерской имеют допуск лица, прошедшие обязательный медицинский осмотр, ознакомились с настоящей инструкцией, прошли инструктаж по охране труда. К работе в швейной мастерской школы допускаются учащиеся, начиная с 5-го класса.
1.2. Опасные производственные факторы во время работы в швейной мастерской:

  • нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров мебели;
  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
  • проколы пальцев рук иглами и булавками при работе без использования напёрстка;
  • получение различных травм рук при неосторожном обращении с ножницами, а также во время работы на швейной машине;
  • поражение электрическим током при осуществлении работ на электрической швейной машине и при работе с электрическим утюгом;
  • ожоги кистей рук различной степени тяжести при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании ткани;
  • возникновение пожара при оставлении включенного в электросеть утюга без присмотра.

1.3 Общие правила поведения учащихся в мастерской:

  • входить в мастерскую только с разрешения учителя;
  • перед началом работы надеть спецодежду;
  • каждый учащийся должен работать только за своим рабочим местом, менять рабочее место можно только с разрешения учителя;
  • начинать работу можно только с разрешения учителя и по его первому требованию немедленно заканчивать;
  • нельзя отвлекать работающих одноклассников.
Дополнительно:  Упрощенное руководство по Ми 3002: Правила и нормы пломбирования 2006 г.

1.4. Во время проведения работ учащимися соблюдаются требования данной инструкции, применяется специальная одежда: хлопчатобумажный халат или фартук, косынка, а также диэлектрический коврик при работе с электрическим утюгом и на электрической швейной машине.
1.5. В случае получения кем-либо из учащихся травмы следует незамедлительно оказать первую помощь пострадавшему, оповестить о случившемся администрацию образовательного учреждения и родителей пострадавшего, при необходимости организовать его транспортировку в ближайшее лечебное учреждение.
1.6. После выполнения работ в швейной мастерской школы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.7. В процессе работы в швейной мастерской обучающиеся должны соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Во время работы в швейной мастерской учащимся запрещается:

  • трогать розетки, включать швейные машины, утюги, электроплиты и другие электроприборы без разрешения учителя;
  • нарушать требования инструкций по охране труда в кабинетах технологии;
  • находиться в швейной мастерской в отсутствии учителя;
  • бегать без разрешения учителя, толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга, громко разговаривать, пользоваться мобильным телефоном.

1.9. При работе в швейной мастерской на промышленных швейных машинах строго соблюдать инструкцию по охране труда при работе на универсальной швейной машине.
1.10. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

Требования безопасности перед началом работы в швейной мастерской

2.1. Необходимо надеть спецодежду, волосы убрать под головной убор или закрепить заколками.
2.2. Следует проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.
2.3. Необходимо проверить исправность электрической вилки и изоляции электрического шнура утюга и швейной машины.
2.4. Следует убедиться в наличии и исправности защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, в наличие диэлектрического коврика на полу около швейной машины и утюга.

Дополнительно:  Работа: специалист по охране труда Дмитров - 81 вакансия от прямых работодателей | Jobeka

Требования безопасности во время работы в швейной мастерской

3.1. Все работы в швейной мастерской учащимися проводятся только в присутствии учителя (преподавателя) трудового обучения.
3.2. Во время занятий в швейной мастерской должна выполняться только та работа, которая
предусмотрена расписанием и планом занятий.
3.3. Запрещается применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.
3.4. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы; не пользоваться приборами с открытой спиралью.
3.5. Хранить иглы и булавки следует только в определённом месте (подушечке, коробочке или другой игольнице), не допускается разбрасывать их на рабочем месте.
3.6. Не разрешено использовать в работе ржавые иголки и булавки, строго запрещено брать иголки и булавки в рот; осуществлять шитье разрешается только иголками с напёрстком.
3.7. Ножницы хранить следует в строго определенном месте, класть их сомкнутыми концами от себя, передавать их друг другу ручками (кольцами) вперёд. Не допускается наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
3.8. Не следует держать пальцы рук возле лапки и иглы швейной машины во избежание получения травмы.
3.9. Строго запрещено откусывать нитки зубами, отрезать их следует ножницами.
3.10. Включать и выключать электрический утюг в электросеть необходимо только сухими руками, берясь за электрическую вилку.
3.11. Утюг следует устанавливать на термоизоляционную подставку; необходимо следить за тем, чтобы горячая подошва не касалась электрического шнура утюга.
3.12. Во избежание ожогов кистей рук не следует прикасаться к горячим металлическим частям утюга и смачивать обильно тканый материал водой.
3.13. Не следует оставлять без присмотра включенный в электросеть утюг во избежание возникновения пожара.
3.14. Необходимо следить за нормальной работой электрического утюга, отключать утюг от электросети следует только за вилку, не дергая при этом за электрический шнур.
3.15. При использовании в работе в швейной мастерской оверлока строго придерживаться и соблюдать требования инструкции по охране труда при работе на краеобмёточной швейной машине.

Дополнительно:  Не пропустите рукава OST 1: купите лучшую музыкальную подборку здесь

Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе швейной машины, электрического утюга – работу следует немедленно остановить, отключив приборы от электросети и доложить об этом преподавателю, работу продолжать допускается только после устранения всех неисправностей.
4.2. При возникновении пожара следует немедленно отключить утюг, швейную машину от электросети и приступить к ликвидации очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.3. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не разрешается бросать на пол, их необходимо убирать в урну.
4.4. В случае получения травмы следует экстренно оказать первую помощь пострадавшему, незамедлительно информировать о случившемся администрацию образовательного учреждения, при необходимости транспортировать пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать “скорую помощь”, исходя из сложившейся ситуации.
4.5. Учащийся должен прекратить работу и сообщить учителю при плохом самочувствии; при возникновении любой нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.

Требования безопасности по окончании работы в швейной мастерск

ой
5.1. Отключить электрическую швейную машину, утюг от электросети;
5.2. Убрать все рабочие инструменты и приспособления в отведённые для их хранения места;
5.3. О неисправном оборудовании или инструментах доложить преподавателю;
5.4. Привести в надлежащий порядок свое рабочее место;
5.5. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ______________ /_______________________/

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Инструкция
по охране труда при проведении занятий в кабинете технологии (домоводства, швейного дела и кулинарии)

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете технологии для девочек разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года; Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021г №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х ТК РФ и иными нормативными актами по охране труда.
1.2. Данная инструкция по охране труда в кабинете технологии устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании осуществления образовательной деятельности в кабинетах технологии (домоводства, швейной мастерской, кабинете кулинарии) школы, обозначает безопасные методы и приемы работ, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях в помещении кабинета.
1.3. Ответственным за соблюдение норм и требований охраны труда в кабинете технологии является учитель технологии, непосредственно проводящий занятия в учебном кабинете и соблюдающий инструкцию по охране труда для учителя технологии.
1.4. График работы учебного кабинета определяется утвержденным в соответствующем порядке расписанием учебных занятий.
1.5. Педагог проводит в начале года вводный инструктаж по технологии для обучающихся, повторные и первичные инструктажи с внесением записей в журнал инструктажа обучающихся, а также текущие инструктажи перед практическими работами и работой с бытовыми электроприборами впервые.
1.6. В целях соблюдения требований охраны труда в кабинете технологии необходимо:

  • соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, инструкцию по охране жизни и здоровья обучающихся;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации образовательной деятельности;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • знать месторасположение аптечки;
  • соблюдать инструкцию по пожарной безопасности в кабинете технологии;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, Правила внутреннего распорядка обучающихся, Устав общеобразовательной организации.

1.7. Перечень профессиональных рисков и опасностей при работе в кабинете технологии:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места, при длительной работе с документами, тетрадями;
  • порезы при работе с режущими и колющими инструментами (ножницы, иголки, булавки);
  • травмирование при неаккуратном обращении с ножом и мясорубкой;
  • термические ожоги при неаккуратном обращении с горячей жидкостью при обучении обучающихся готовке блюд;
  • термические ожоги при неаккуратном обращении с утюгом;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования и электроприборов (швейные машинки, электроплита, утюг и иные бытовые электроприборы), кабелям питания с нарушенной изоляцией (при включении или выключении электроприборов и (или) освещения в помещении);
  • поражении электрическим током при отсутствии заземления;
  • высокая плотность эпидемиологических контактов;
  • нарушение осанки, возможное развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученических парт и их размещении;
  • возгорание бытовых электроприборов, электронных средств обучения (ЭСО) и оргтехники в кабинете технологии.

1.8. Для обеспечения пожарной безопасности в кабинете технологии в месте, близком к выходу, должны быть размещены первичные средства пожаротушения (огнетушители), иметься аптечка первой помощи.
1.9. В кабинете технологии применяются следующие индивидуальные средства защиты для учителя и обучающихся:

  • при выполнении работ по кройке, шитью и глажке – халат хлопчатобумажный, косынка, наперстки;
  • при приготовлении пищи – халат хлопчатобумажный, фартук, косынка, прихватки, перчатки для мытья посуды;
  • при работе с электроприборами – термостойкие подставки для утюгов, диэлектрические коврики.

1.10. Для организации трудового обучения кабинет технологии обеспечивается необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1.11. В кабинете на видном месте должна быть размещена данная инструкция по охране труда в кабинете технологии (обслуживающего труда), а также инструкция по охране труда для учащихся в кабинете, правила поведения в кабинете технологии, правила безопасной работы с имеющимися бытовыми электроприборами.
1.12. В случае травмирования уведомить непосредственного руководителя любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности мебели, бытовых электроприборов, кухонного инвентаря и посуды, садового инвентаря сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков и получения разрешения.
1.13. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм в кабинете технологии необходимо:

  • не находиться в верхней одежде;
  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы, перед приготовлением пищи, после посещения туалета;
  • осуществлять проветривание кабинета технологии;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.

1.14. Все положения данной инструкции по охране труда обязательны для исполнения педагогами школы, которые проводят занятия с обучающимися в учебном кабинете технологии для девочек.
1.15. Педагогические работники, осуществляющие деятельность в кабинете технологии, допустившие нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматриваются, как нарушители производственной дисциплины и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий – и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб – к материальной ответственности в установленном порядке.

Требования охраны труда перед началом работы в кабинете технологии

2.1. В кабинете технологии перед началом образовательной деятельности необходимо оценить состояние электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
  • уровень искусственной освещенности в кабинете технологии (мастерской трудового обучения) должен составлять не менее 400 люкс;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.2. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.3. Убедиться в свободности выхода из учебного кабинета технологии, проходов.
2.4. Убедиться в безопасности рабочих мест:

  • проверить мебель на предмет ее устойчивости и исправности;
  • оценить покрытие столов и стульев, которое не должно иметь дефектов и повреждений;
  • проверить состояние отключающих устройств и устройств заземления технологического оборудования;
  • проверить плотность подведения кабелей питания к бытовым электроприборам, ЭСО и оргтехнике, не допускать переплетения кабелей питания;
  • убедиться в отсутствии посторонних предметов на бытовых электроприборах, электронных средствах обучения;
  • убедиться в наличии и исправном состоянии диэлектрических ковриков на полу.

2.5. Расстановка мебели в кабинете технологии должна соответствовать нормам и требованиям СанПиН 1.2.3685-21:

  • расстояние между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей) – не менее 50 см;
  • расстояние между рядами столов – не менее 50 см;
  • расстояние от учебной доски до первого ряда столов – не менее 240 см;
  • расстояние от учебной доски до последнего ряда столов – не более 860 см;
  • угол видимости учебной доски – не менее 35°.

2.6. Удостовериться в исправности:

  • вытяжки для электроплиты;
  • швейных машинок, оверлока и утюга;
  • кухонной электроплиты, микроволновой печи и иных имеющихся бытовых электроприборов для приготовления пищи;
  • наглядных пособий по технологии.

2.7. Убедиться в наличии термостойких подставок для утюгов, наперстков для шитья.
2.8. Удостовериться в целостности кухонной и столовой посуды, кухонного инвентаря, наличии прихваток.
2.9. Проверить заточку ножей, ножниц, инструмента и садового инвентаря, иных принадлежностей для использования на уроке технологии.
2.10. Провести проверку работоспособности и удостовериться в исправности ЭСО и оргтехники в кабинете технологии.
2.11. Перед практическими занятиями по приготовлению блюд надеть халат, фартук, головной убор.
2.12. Перед практическими занятиями по кройке и шитью надеть халат, косынку.
2.13. Перед практическими занятиями на пришкольном участке надеть халат, перчатки.
2.14. В отсутствии обучающихся произвести проветривание кабинета технологии в соответствии с показателями продолжительности по СанПиН 1.2.3685-21, а именно:

2.15. Температура воздуха в кабинете технологии должна соответствовать требуемым санитарным нормам 18-20°С, в теплый период года не более 28°С.
2.16. Размер и размещение интерактивной доски (интерактивной панели) в кабинете технологии должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены кабинета. Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для учащихся возможность возникновения слепящего эффекта.
2.17. Расстояние от ближайшего места просмотра до экрана телевизионной аппаратуры должно быть не менее 2 метров.
2.18. В кабинете технологии могут находиться комнатные растения только нейтрального действия.
2.19. Приступать к образовательной деятельности в кабинете технологии разрешается при соответствии учебного кабинета гигиеническим нормативам, после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

Требования охраны труда во время работы в кабинете технологии

3.1. Запрещается использовать кабинет технологии в качестве учебного кабинета для занятий по другим предметам, а также размещения групп продленного дня.
3.2. Допустимое количество рабочих мест в кабинете технологии (домоводства и кулинарии) должно соответствовать норме из расчета 6 м2/рабочее место.
3.3. Учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны иметь темное антибликовое покрытие и должны быть оборудованными дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле.
При использовании маркерной доски в кабинете технологии цвет маркера должен быть контрастного цвета по отношению к цвету доски.
3.4. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности учебного кабинета технологии на подоконниках не размещаются цветы, тетради, учебники и иные предметы.
3.5. В кабинете технологии запрещено хранение любого оборудования на шкафах.
3.6. Обучающиеся рассаживаются с учетом наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Дети со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Обучающимся с ревматическими заболеваниями, склонными к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника. При расположении столов, используемых при организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, следует учитывать особенности физического развития обучающихся.
3.7. Посадка обучающихся производится за рабочие столы, соответствующие их росту:

3.8. Во время осуществления образовательной деятельности необходимо соблюдать порядок в кабинете технологии, не загромождать рабочие места, а также выход из кабинета и подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.9. При проведении практических работ провести с обучающимися инструктаж по правилам безопасного выполнения работ и работе с оборудованием и бытовыми приборами впервые, применительно особенностей занятия, акцентируя внимание на опасных факторах, которые могут возникнуть при выполнении работ.
3.10. Контролировать выполнение обучающимися в кабинете технологии требований по мерам индивидуальной защиты в процессе выполнения работ.
3.11. Необходимо поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, не разрешать обучающимся самовольно уходить из кабинета без разрешения учителя, не оставлять обучающихся одних без контроля.
3.12. Швейные машинки, оверлоки и утюги, электроплиты и иные бытовые приборы использовать только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и технические руководства по эксплуатации.
3.13. Инструменты, садовый инвентарь, наглядные пособия применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности труда.
3.14. При использовании режущих и колющих инструментов соблюдать осторожность, не направлять их заостренные части на себя и людей.
3.15. Соблюдать правила гигиены во время кулинарных работ.
3.16. При выполнении работ с иголками, булавками и ножницами:

  • шить с наперстком;
  • хранить иголки и булавки в определенном месте;
  • не брать иголки и булавки в рот;
  • не использовать при шитье ржавые иголки;
  • выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя;
  • не направлять острую часть ножниц на себя и окружающих.

3.17. При выполнении работ на швейной машине:

  • не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины;
  • не держать руки около лапки во избежание получения ранения иглой;
  • перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.

3.18. При глажке утюгом:

  • беречь руки от ожогов;
  • включать и выключать утюг за вилку сухими руками;
  • ставить утюг на термостойкую подставку;
  • следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура питания;
  • не оставлять включенный электрический утюг без присмотра.

3.19. При выполнении работ с горячими жидкостями (вода, жир и др.):

  • не наклоняться над кухонной посудой и не заглядывать в нее;
  • следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край;
  • при снятии крышек и самой горячей кухонной посуды с плиты пользоваться прихватками;
  • сковородку ставить и снимать сковородником с деревянной ручкой;
  • крышки горячей посуды снимать от себя.

3.20. При готовке блюд:

  • не наклоняться над кухонной посудой и не заглядывать в нее;
  • пользоваться только эмалированной посудой;
  • пользоваться ножом с осторожностью, не направлять заостренную часть на себя и окружающих;
  • мясо проталкивать в мясорубку деревянным пестиком;
  • хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные и безопасные приемы резания;
  • соблюдать осторожность при работе с ручными терками, плотно удерживать обрабатываемые продукты (фрукты, овощи и т.д.), не проводить обработку слишком маленьких частей;
  • картофель чистить желобковым ножом, рыбу – скребком.

3.21. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности кабинета технологии не ставить на подоконники цветы, не располагать учебники, изделия, материалы и иные предметы.
3.22. Не располагать на шкафах какие-либо предметы и материалы.
3.23. Интерактивные доски, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты и иные электронные средства обучения (ЭСО) использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
3.24. Работа с ЭСО должна соответствовать гигиеническим нормативам, осуществляться при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
3.25. При использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов или иной информации, выполнять мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Для этого оконные проемы в кабинете технологии, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами.
3.26. Не допускать одновременное использование обучающимися на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и ноутбук, интерактивная доска и планшет).
3.27. При использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать 15 минут.
3.28. Не превышать общую продолжительность использования ЭСО на уроке технологии и суммарно в день в школе:

3.29. Необходимо выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
3.30. Сенсорные экраны, интерактивные маркеры ежедневно дезинфицировать в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.31. Расстояние от ближайшего места просмотра телевизионной аппаратуры до экрана должно быть не менее 2 метров.
3.32. При использовании бытовых электроприборов, ЭСО и оргтехники в кабинете технологии запрещается:

  • включать в электросеть и отключать от неё электроприборы мокрыми и влажными руками;
  • нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
  • размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
  • разбирать включенные в электросеть приборы;
  • прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией кабелям питания;
  • сгибать и защемлять кабели питания;
  • оставлять без присмотра включенные электроприборы;
  • смотреть прямо на луч света исходящий из проектора, прежде чем повернуться к классу лицом, необходимо отступить от интерактивной доски в сторону;
  • прикасаться к работающему или только что выключенному мультимедийному проектору, необходимо дать ему остыть.

3.33. Не использовать в помещении учебного кабинета переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки, электрочайники, не сертифицированные удлинители.
3.34. В середине урока необходимо организовывать перерыв для проведения физкультминутки, содержащей комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. При использовании книжных учебных изданий гимнастику для глаз проводить во время перемен, при использовании ЭСО – во время занятий и перемен.
3.35. В кабинете технологии после каждого урока необходимо проводить сквозное проветривание. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещения в любое время года. Проветривание в присутствии детей не проводить.
3.36. Строго запрещено сидеть или вставать на подоконник, для предупреждения выпадений из окна, а также ранения стеклом.
3.37. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты в кабинете технологии:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • фартук должен облегать, прихватки быть чистыми и без повреждений;
  • волосы должны быть заправлены под головной убор при работе с пищей;
  • диэлектрические коврики должны быть испытаны и без повреждений, находиться перед оборудованием;
  • при неисправности СИЗ заменить на исправные.

3.38. Не допускается в кабинете технологии нарушать настоящую инструкцию по охране труда в кабинете технологии для девочек, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с бытовыми электроприборами, установленный режим рабочего времени и времени отдыха.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае, если разбилась столовая посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.2. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций в кабинете технологии, причины их вызывающие:

  • повреждение столовой посуды вследствие неаккуратного обращения;
  • возникновение неполадок в работе бытового электроприбора, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки;
  • пожар, возгорание, задымление, поражение электрическим током вследствие неисправности бытовых электроприборов, кабелей питания;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.3. При возникновении неполадок в работе бытового электроприбора, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха гари незамедлительно обесточить электроприбор (отключить от электрической сети), изъять или ограничить к нему доступ. Сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной части. Работу с прибором можно продолжать только после устранения возникших неполадок, замене электроприбора на новый и получения разрешения на использование.
4.4. В случае появления задымления или возгорания в кабинете технологии необходимо прекратить работу, вывести обучающихся из помещения, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты и порошка. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб огнетушителя.
4.5. При получении травмы обучающимся в кабинете технологии необходимо оперативно оказать ему первую помощь, воспользовавшись аптечкой. Вызвать медицинского работника школы, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103) и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления протокола, фотографирования или иным методом.
4.6. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и канализации в кабинете технологии необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации.
4.7. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

Требования охраны труда по окончании работы в кабинете технологии

5.1. После завершения занятия в кабинете технологии необходимо:

  • проконтролировать приведение в надлежащий порядок рабочих мест обучающимися;
  • отключить вытяжку над электроплитой;
  • отключить бытовые электроприборы, ЭСО и оргтехнику от электросети в той последовательности, которая установлена инструкциями по эксплуатации оборудования;
  • отключить питание на розетки в распределительном щитке кабинета;
  • проследить за сохранностью инструментов и принадлежностей после выполнения практических работ;
  • собрать у обучающихся инструменты, остатки материала, инвентарь и расположить в места хранения;
  • обеспечить организованный выход всех учеников из учебного кабинета.

5.2. Внимательно осмотреть учебный кабинет технологии. Убрать учебные и наглядные пособия, методические пособия и раздаточный материал в места хранения.
5.3. Осуществить сквозное проветривание кабинета технологии.
5.4. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушитель необходимо передать лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.5. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения кабинета технологии.
5.6. Закрыть окна, вымыть руки, перекрыть воду и выключить свет.
5.7. Обо всех неисправностях электрооборудования, бытовых электроприборов и садового инвентаря, о поломках в водопроводной или канализационной системе, о недостатках, влияющих на безопасность и охрану труда, пожарную и электробезопасность, замеченных во время проведения занятий, сообщить непосредственно заместителю директора по административно-хозяйственной работе (при отсутствии – иному должностному лицу).
5.8. При отсутствии недостатков закрыть кабинет технологии на ключ.

Инструкцию разработал: ____________ /_____________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ____________ /_____________________/
«___»__________202_г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202_г. ____________ /_____________________/

Инструкция
по охране труда для учащихся при работе со швейными машинами в кабинете технологии

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при работе со швейными машинами (машинками) применяется учителем и учащимися на практических занятиях по технологии перед, после и во время работы со швейными машинками.
1.2. В кабинете обслуживающего труда (швейной мастерской) используют швейные машинки с электрическим приводом. На стене возле швейных машин в обязательном порядке находится инструкция по охране труда для учащихся при работе на швейных машинах и инструкция по охране труда в швейной мастерской.
1.3. Ученик работает на швейной машинке только с разрешения учителя, сломанную швейную машинку нельзя использовать.
1.4. При работе на швейной машине на учащихся могут действовать опасные и вредные производственные факторы:

  • подвижные части производственного оборудования;
  • повышенная температура воздуха рабочей зоны;
  • поражение электрическим током при выходе из строя электрической машины или повреждении шнура электропитания;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.5. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписания учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.6.Учащиеся при работе со швейными машинками в кабинете технологии должны выполнять только порученную преподавателем работу и на закрепленном за ними оборудовании. При получении новой (незнакомой) работы необходимо пройти дополнительный инструктаж в отношении правильного и безопасного ее выполнения.
1.7. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписания учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.8. В кабинете технологии при работы со швейными машинками, должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.9. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.10. Обучающиеся, допустившие нарушение или невыполнение настоящей инструкции по охране труда при работе со швейными машинками, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

Требования безопасности перед началом работы со швейными машинками

2.1. Перед началом урока, ученики приводят внешний вид в порядок: волосы убрать под косынку, стянуть лентой или резинкой, концы косынок и завязок не должны свисать. Рукава подкатать или застегнуть.
2.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место. Убрать лишние предметы, освободить проходы.
2.3. Убедиться, что рабочее место достаточно освещено.
2.4. Проверить надежность крепления съемных частей швейной машинки.
2.5. Убрать с платформы машины посторонние предметы, проверить прочно ли закреплена игла и лапка.

Требования безопасности во время работы учащихся на швейных машинах

3.1. Во время урока не наклоняйтесь близко к движущимся частям машинки.
3.2. Не загромождать свое рабочее место.
3.3. Не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
3.4. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии изделия.
3.5. Во время работы ученика за швейной машинкой, возле его рабочего места не стоять, не ходить, во избежание случайного толчка.
3.6. Прокладывая ленту на ткани, ее следует держать двумя руками с двух сторон от иглы, чтобы избежать попадания пальцев рук под иглу.
3.7. Если произошла поломка швейной машинки, ученик прекращает работу и сообщает о повреждении учителю технологии. Производит замену иглы только учитель при выключенном двигателе машины.
3.8. Во избежание получения травм включение машины в работу следует производить плавным нажатием на пусковую педаль.
3.9. Не следует наклонять голову низко к швейной машинке.
3.10. Нити, обрезки тканей, случайно попавшие в приводной механизм машины, следует убирать только при выключенном электродвигателе машины.
3.11. Не следует прикасаться руками к движущимся частям машины и игле, не открывать и не снимать ограждения и предохранительные устройства на работающей машине.
3.12. Работая на швейной машине, обращайте внимание на правильное положение рук, ног и осанку.
3.13. Учитель технологии организовывает и контролирует процесс работы на швейных машинах учащихся, пользуясь при этом настоящей инструкцией по охране труда при работе со швейными машинами (машинками) и инструкцией по охране труда учителя технологии общеобразовательного учебного учреждения.

Требования безопасности по окончании работы учащихся на швейных машинках

4.1. Отключить машину от электросети. Очистить от пыли, оборванных нитей, кусочков ткани.
4.2. Убрать в отведенное место приспособления, инструмент.
4.3. Установить иглу в машине в крайнее нижнее положение.
4.4. Убрать своё рабочее место и сдать его учителю обслуживающего труда.
4.5. Доложить руководителю работ обо всех недостатках, которые имели место во время работы.

5.1. При неисправности швейной машинки, её поломке или видимых отклонений от норм пошива, ученик прекращает работу и немедленно сообщает об этом учителю технологии.
5.2. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки не бросать на пол, а убирать в урну.
5.3. При уколах и порезах, ученик сообщает о случившемся учителю технологии.
5.4. При возникновении аварийной ситуации (появление специфического запаха горелой резины или дыма, искрения, ощущения наличия электротока при прикосновении к металлическим частям и т.д.) необходимо отключить машину от электросети и не допускать посторонних лиц в опасную зону.
5.5. Если произошло возгорание, сообщить учителю технологии, покинуть помещение. При необходимости вызвать пожарную часть.
5.6. В случае получения травмы необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, доложить о случившемся администрации образовательного учреждения, при необходимости организовать транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать службу скорой помощи, исходя из сложившейся обстановки.

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ______________ /_______________________/

Оцените статью
Добавить комментарий