О чем речь? Суммарный люфт рулевого управления автомобиля определен законодательно с ограниченными пределами. Иначе транспортное средство запрещено к эксплуатации.
Как проявляется? Люфтом называют свободный ход рулевого колеса до момента, пока машина не начнет поворачиваться в одну из сторон. Из-за конструкции автомобиля этого явления не избежать. Поэтому важно знать причины избыточного люфта и способы их устранения.
В этой статье:
- Что такое люфт рулевого управления автомобилей
- Причины люфта рулевого управления автомобилей
- Как избежать задержания автомобиля?
- Правила проверки люфта рулевого управления автомобилей
- Признаки люфта рулевого управления автомобилей
- Стоимость штрафстоянки при задержании ТС
- Задержание транспортного средства и его эвакуация на штрафстоянку
- Как образуется люфт в рулевом управлении автомобилей
- Задержание транспортного средства
- Допустимый суммарный люфт рулевого управления автомобилей по ПДД
- Часто задаваемые вопросы о суммарном люфте рулевого управления автомобилей
- Товары из категории
- ИСЛ401МК Прибор для измерения суммарного люфта рулевого управления. (С первичной метрологической поверкой)
- Техническое описание:
- Технические характеристики:
- Диагностика люфта рулевого управления автомобилей
Что такое люфт рулевого управления автомобилей
Люфтом принято называть величину свободного хода в местах соединения нескольких элементов конструкции механизмов. Максимальную величину, смещение на которую не влияет критически на функционирование системы, называют допустимым люфтом.
Основные узлы и детали автомобиля, подверженные люфтам:
- рулевое управление;
- карданные передачи трансмиссии;
- элементы ходовой части;
- узлы подвески.
Работу элементов рулевого управления в транспортных средствах регламентируют Правила ЕЭК ООН № 79. В документе содержится перечисление конструктивных требований к узлам и деталям данной системы. Проверку технического состояния проводят в соответствии с основными эксплуатационными требованиями, изложенными в СТБ 1641-2006.
Что такое люфт рулевого управления автомобилей
Суммарный люфт рулевого управления автомобилей – величина угла между положениями рулевого руля, при которых управляемые колеса начинают разворачиваться вправо и влево. Иными словами, это сумма максимальных углов, на которые можно повернуть рулевое колесо в одну и в другую сторону без изменения направления движения транспортного средства.
В правилах безопасной эксплуатации транспортных средств перечисляются неисправности и условия, которые являются однозначным показанием для запрета пользования автомобилями, автобусами, автопоездами, автомобильными прицепами, мотоциклами, мопедами, квадроциклами и прочими самоходными машинами. В соответствии с требованиями, указанными в этом документе, при превышении приведенных значений использовать ТС запрещается.
Регламент методов проверки максимально допустимого люфта рулевого управления транспортных средств приводится в ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
Причины люфта рулевого управления автомобилей
Среди наиболее частых причин люфта в рулевом управлении:
- плохо затянутые резьбовые соединения;
- пришедшие в негодность шлицевые соединения;
- износ карданных соединений промежуточного вала;
- руль недостаточно прочно закреплен к корпусу автомобиля;
- износ или слабая затяжка болтов крепления резинометаллических шарниров, соединяющих рулевые тяги с рейкой;
- наличие большого зазора между рейкой и зубчатым колесом;
- вышедшие из строя наконечники;
- ослабленная затяжка регулировочных тяг.
Люфт в рулевом управлении устраняется относительно просто, если его причина в недостаточной затяжке гайки крепления рулевого колеса. Устранить его можно, демонтировав обшивку и с помощью торцевого ключа затянув резьбовое соединение.
На современных автомобилях под обшивкой рулевого колеса, как правило, скрывается подушка безопасности. Для того чтобы получить доступ к гайке, необходимо демонтировать этот модуль, предварительно скинув клеммы с аккумуляторной батареи.
Ослабление затяжки гайки крепления рулевого колеса может привести к неуправляемости автомобиля. Руль свободно проворачивается, а значит, изнашиваются шлицы.
Для устранения проблемы необходимо установить новые детали. Выход из строя шарниров на промежуточном валу приводит к возникновению эффекта зубчатого колеса. Повороты рулевого колеса вызывают изнашивание промежуточного вала. Последний в таком случае следует заменить новым.
Еще одна частая причина появления люфта в рулевом управлении – ослабление крепления руля к корпусу автомобиля. Также проблема может возникать из-за пришедших в негодность прокладок. Для устранения неполадки в таком случае необходимо затянуть крепежи, предварительно заменив резиновые детали.
Следующая возможная причина возникновения люфта – увеличение зазора в зубчатом сцеплении рулевой рейки из-за истирания поверхности соприкасающихся зубцов. Также может увеличиваться зазор между рейкой и направляющими. Важно помнить, что причина преждевременного изнашивания этих деталей может крыться в порванных пыльниках.
Как избежать задержания автомобиля?
Кроме того, подчеркну, что лучше всего вообще не помещать автомобиль на штрафстоянку. Для этого существуют несколько способов:
1. Самому вызвать эвакуатор, который за умеренную плату отвезет автомобиль в нужное Вам место. В некоторых случаях именно этот вариант окажется самой быстрой причиной устранения задержания. Например, при неисправности тормозной системы.
2. Самостоятельно устранить причину задержания транспортного средства. Если Вы успеете сделать это до того, как эвакуатор ГИБДД начнет движение, то транспортное средство Вам вернут. Статья 27.13 КоАП:
11. Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Во втором способе могут использоваться несколько вариантов:
Например, если причина задержания заключается в водителе транспортного средства (он находится в состоянии опьянения или не имеет права управления транспортным средством), то можно использовать для устранения причины задержания другого водителя, в качестве которого может выступить кто-то из друзей или знакомых, проживающих поблизости.
В случае неисправности транспортного средства водитель может устранить эту неисправность на месте.
В случае нарушения правил остановки или стоянки водителю достаточно сесть в свое транспортное средство и начать движение.
В общем, практически в любой ситуации можно найти вариант, позволяющий избежать штрафстоянки. А сделать это стоит хотя бы потому, что возврат автомобиля со специализированной стоянки — это достаточно утомительное занятие, которое может отнять несколько часов. Кроме того, в процессе эвакуации на автомобиле могу появиться новые царапины и вмятины, происхождение которых определить впоследствии вряд ли удастся.
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Правила проверки люфта рулевого управления автомобилей
Для корректного определения величины свободного хода при диагностике необходимо соблюдать ряд условий:
- на шинах передних колес не должно быть грязи и влаги;
- асфальтовое или бетонное покрытие, на котором стоят передние колеса, должно быть горизонтальным, ровным и сухим.
Если автомобиль оснащен гидравлическим усилителем руля, диагностика проводится с работающим на холостом ходу мотором.
Суммарный люфт в рулевом управлении грузового или легкового автомобиля определяют, измеряя угловое расстояние, которое проходит рулевое колесо от одного зафиксированного крайнего положения колес до другого. Измерения повторяются несколько раз.
Перед выполнением диагностики необходимо убедиться в том, что сила натяжения ремня привода насоса гидроусилителя и уровень рабочей жидкости в системе соответствуют рекомендованным значениям, которые производитель приводит в технической документации, входящей в комплект поставки транспортного средства.
При нормальной работе рулевого управления с гидравлическим усилителем органолептическая проверка должна показывать, что:
- рулевое колесо вращается без рывков и задержек, а значит, гидроусилитель руля исправен;
- при запуске двигателя не происходит самопроизвольного отклонения руля от прямого положения;
- максимальный ход руля ограничен только конструктивными особенностями данного автомобиля;
- детали и узлы рулевого управления не перемещаются относительно друг друга или опорной поверхности там, где это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- фиксация и сила затяжки всех резьбовых соединений соответствует рекомендациям производителя;
- в рулевом механизме и приводах не используются детали с трещинами и признаками деформации.
Признаки люфта рулевого управления автомобилей
Для того чтобы эффективно устранить неисправность раньше, чем она станет причиной нарушения работы других узлов и деталей, необходимо отслеживать симптомы изнашивания деталей рулевого управления. Люфт дает знать о себе:
- появлением стука при повороте рулевого колеса;
- повышенными вибрациями во время движения;
- скрипом при повороте колес;
- отклонением от заданной траектории при прямом положении рулевого колеса.
Стоимость штрафстоянки при задержании ТС
В 2024 году (начиная с 14 декабря 2012 года) порядок оплаты эвакуации транспортных средств устанавливается законами субъектов Российской Федерации (статья 27.13 КоАП):
10. Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
11. Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Примечание. До 14 декабря 2012 года существовала единая схема, в соответствии с которой эвакуация и первые сутки хранения автомобиля на штрафстоянке не оплачивались.
К 2024 году все заинтересованные субъекты РФ успели принять региональные законы, которые в том числе вводят плату и за эвакуацию, и за первые сутки хранения.
Таким образом, стоимость хранения автомобиля на штрафстоянке зависит от региона, в котором происходит эвакуация транспортного средства. Для того, чтобы узнать точные цифры, Вам нужно поискать местный закон.
Например, в Москве эвакуация автомобиля категории В с мощностью двигателя от 80 до 250 л.с. обойдется в 6 730 рублей, а каждые сутки хранения — в 1 300 рублей.
Так что в интересах автовладельца забрать автомобиль со штрафстоянки следует как можно скорее, т.к. от этого напрямую зависит стоимость хранения.
Если сам владелец не может забрать автомобиль, то следует попросить о помощи кого-то из знакомых или воспользоваться услугами наемного водителя.
Задержание транспортного средства и его эвакуация на штрафстоянку
В этой статье речь пойдет о нарушениях правил дорожного движения, за которые может быть проведено задержание транспортно средства и его эвакуация на штрафстоянку.
Сразу же отмечу, что подобных нарушений не слишком много, а эвакуаторы работают далеко не во всех населенных пунктах России. Хотя со временем эвакуаторов становится больше.
В любом случае я рекомендую изучить особенности помещения автомобилей на штрафстоянку хотя бы для того, чтобы нерадивые сотрудники ГИБДД не смогли эвакуировать Ваш автомобиль за придуманное ими нарушение ПДД.
Кроме того, в статье будут рассмотрены и особенности оплаты хранения автомобиля на специализированной стоянке:
Как образуется люфт в рулевом управлении автомобилей
Конструкция рулевого управления у самоходных транспортных средств относительно проста, однако это не мешает данному узлу быть одним из важнейших. Именно руль позволяет водителю изменять траекторию движения автомобиля – поворачивать, маневрировать, преодолевать препятствия и парковаться. Важно понимать, что многочисленные подвижные детали и соединения, которые подвергаются изнашиванию в ходе эксплуатации, делают этот механизм не самым надежным.
Рулевая колонка – устройство, соединяющее рулевое колесо с рулевым механизмом, в котором часто возникает повышенный люфт. Основным элементом этого узла является шток, зафиксированный на валу с шарнирами.
Для передачи вращения между деталями рулевой колонки используются шестерни. Еще при изготовлении и сборке производитель предусматривает небольшие зазоры между взаимодействующими деталями, уменьшающие износ, к которому приводит трение зубцов друг о друга.
Как образуется люфт в рулевом управлении автомобилей
Люфт рулевого управления для водителя проявляется в возможности поворачивать руль из стороны в сторону без изменения направления передних колес. Чем дольше эксплуатируется транспортное средство, тем заметнее становится наличие свободного хода, к увеличению которого приводит естественное изнашивание элементов.
Большинство современных автомобилей оснащается реечно-шестеренным рулевым механизмом, преобразующим вращательное движение руля в поперечное движение рейки, передающей его на передние колеса.
Рулевой механизм, отвечающий за преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное, включает зубчатое колесо, надежно соединенное с рулевой колонкой, представляющей собой два вала. Последние соединяются друг с другом карданной передачей.
При вращении шестерни, закрепленной на одном из валов, движение через зубчатое сцепление передается рейке и идущим от нее тягам, соединенным с поворотными кулаками.
Как работает рулевое управление? Предположим, необходимо повернуть вправо. Для этого, поворачивая рулевое колесо в правую сторону, водитель вращает рулевую колонку и закрепленное на ней зубчатое колесо, которое через зубчатое сцепление перемещает рейку влево.
Перемещаясь, рейка толкает тягу левого колеса и тянет тягу правого. Последняя через рулевые кулаки начинает разворачивать управляемые колеса направо. Чем больше угол поворота руля, тем сильнее будут поворачиваться передние колеса.
Казалось бы, ничего сложного здесь нет, однако эта система включает в себя многочисленные соединения – шестерни с рейкой, рейки с тягами, тяги с поворотными кулаками и карданную передачу в рулевой колонке. Работа и взаимодействие всех этих подвижных элементов неминуемо приводит к трению, изнашиванию деталей, а значит, к увеличению люфта.
Задержание транспортного средства
Для начала рассмотрим нарушения правил дорожного движения, за которые автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку:
1. Отсутствие у водителя регистрационных документов (свидетельство о регистрации транспортного средства) или документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.
2. Наличие у автомобиля одной из следующих неисправностей:
- неисправная тормозная система;
- неисправное рулевое управление;
- неисправное сцепное устройство (в составе автопоезда).
3. Отсутствие у водителя права управления транспортным средством.
4. За рулем находится водитель, лишенный водительского удостоверения.
5. За рулем находится водитель в состоянии опьянения.
6. Нарушение правил остановки или стоянки, при котором создаются препятствия для движения других транспортных средств.
7. Остановка или стоянка на месте для инвалидов.
8. Перевозка тяжеловесных или крупногабаритных грузов автомобилем, не имеющим разрешения на такую перевозку, превышение габаритов груза, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 см.
9. Перевозка опасных грузов при отсутствии необходимых документов либо на автомобиле, не предназначенном для перевозки опасных грузов.
10. Отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Примечание. Во всех перечисленных случаях помещение транспортного средства на штрафстоянку происходит лишь до устранения причины задержания.
Например, если водитель забыл дома свидетельство о регистрации транспортного средства, а через 15 минут (до приезда эвакуатора) это свидетельство привезла жена, то автомобиль перемещаться на штрафстоянку не будет. То же самое касается и ситуации, когда приехавшая через 15 минут жена сама садится за руль задержанного автомобиля (например, если муж лишен прав).
Приведенные выше 10 пунктов — это полный перечень нарушений правил, за которые автомобиль может быть задержан и эвакуирован на штрафстоянку.
Если сотрудник ГИБДД пытается задержать Ваш автомобиль по какой-нибудь другой причине, например, при выезде на встречную полосу, то можете смело обращаться к вышестоящему лицу в ГИБДД, либо в прокуратуру. В описанной ситуации обратиться можно по телефону.
Кроме того, с 15 августа 2023 года в законодательстве есть еще одна причина эвакуации, связанная с нарушением ПДД. Речь идет о водителе автомобиля с иностранными номерами, который нарушил любой пункт ПДД и не оплатил штраф за свое нарушение. В этом случае наказание выносится по статье 20.25 КоАП, а автомобиль отправляется на штрафстоянку до момента уплаты штрафа.
Допустимый суммарный люфт рулевого управления автомобилей по ПДД
Для определения люфта рулевого управления замеряется величина угла, на который поворачивается управляющий узел системы, пока не возникнет отклик от управляемых колес. То есть это угол, на который можно повернуть руль в движении без изменения траектории хода транспортного средства.
Суммарный люфт – это сумма угловых величин поворота рулевого колеса в одну и в другую стороны до начала поворота управляемых колес, а значит, и самого автомобиля. Важность этого показателя настолько велика, что это отражено в ПДД.
Допустимый суммарный люфт рулевого управления автомобилей по ПДД
Если техническая документация, которую производитель включает в комплект поставки транспортного средства, не содержит других рекомендованных значений, максимально допустимая величина люфта в градусах составляет:
- у легковых автомобилей и использующих их элементы грузовых автомобилей и автобусов – 10°;
- у автобусов – 20°;
- у грузовых автомобилей – 25°.
В технической документации отдельных моделей могут указываться рекомендованные производителем значения, отличные от общих правил, например:
- ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213 – 5°;
- Газель 3302 – 20° (в пассажирской версии) и 25° (в грузовой версии).
Началом поворота управляемых колес принято считать отклонение на угол от 0,06 до 0,01 градуса от прямого положения.
Часто задаваемые вопросы о суммарном люфте рулевого управления автомобилей
- Что называют суммарным люфтом?
Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля – сумма углов поворота руля до начала поворота управляемых колес в одну и в другую стороны от прямого положения.
- Какова максимально допустимая величина суммарного люфта рулевого управления при эксплуатации автобусов?
Согласно пункту 2.1 ПДД РФ для автобусов максимально допустимое значение суммарного люфта в рулевом управлении – 20°.
- По каким признакам можно во время движения определить, что суммарный люфт превышает допустимые значения?
О недопустимой величине люфта сигнализирует замедление отклика управляемых колес на повороты руля. Заметив такие признаки, водитель должен немедленно прекратить движение и установить причину неполадок.
Появление любых посторонних звуков – стука, вибрации, а также самопроизвольное отклонение автомобиля от траектории движения с большой вероятностью свидетельствует о том, что рулевое управление неисправно. Люфт может стать причиной того, что водитель не сможет своевременно отреагировать на опасную ситуацию.
Часто задаваемые вопросы о суммарном люфте рулевого управления автомобилей
Что касается естественного износа шарниров и зубцов шестерен – это довольно медленный процесс, а значит, его сложно контролировать без применения специальных устройств. Необходимо регулярно выполнять диагностику, которая позволит своевременно выявить и устранить неполадки.
Товары из категории
Перейти в каталог
ИСЛ401МК Прибор для измерения суммарного люфта рулевого управления. (С первичной метрологической поверкой)
Предназначен для измерения угла поворота рулевого колеса до момента начала движения управляемых колес
Техническое описание:
Методы измерений соответствуют требованиям ГОСТ Р 51709-2001 ГОСТ 52160-2003.
Полностью соответствует Приказу Минпромторга России №1677 от 6 декабря 2011 (в ред. Приказа от 25.05.2017 N 1660) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ИХ ПЕРЕЧНЯ
- Состоит из измерительного блока с однострочным дисплеем, датчика момента движения с упорами
- Вариант с индексом МК – обеспечивает вывод данных на компьютер через порт RS-232
- Автоматическая передача данных на персональный компьютер по RS-232 или беспроводному (опционально) каналу
Технические характеристики:
Диапазон измерения угла суммарного люфта рулевого управления, градус | 0 — 50 |
Предел допускаемой основной абсолютной погрешности измерения угла суммарного люфта рулевого управления, градус | ±0,5 |
Угол регистрации начала поворота управляемого колеса, градус | 0,06±0,01 |
Диапазон измерения угла поворота рулевого колеса, градус | 0-55 |
Мощность, потребляемая изделием, не более Вт | 2 |
Габариты основного блока, мм Габариты датчика момента трогания, мм |
415х135х140 455х150х310 |
место 1 деревянный ящик 400 х 500 х 150 мм — 13 кг
Диагностика люфта рулевого управления автомобилей
Для измерения размаха люфта используется специальный прибор – люфтометр. К примеру, модели К524М или ИСЛ-М позволяют за считанные минуты с высокой точностью определить величину свободного хода руля.
Для проведения диагностики необходимо:
- завести двигатель и оставить его работать на холостых оборотах;
- выставить передние колеса по продольной оси автомобиля;
- проверить работу гидроусилителя руля;
- по очереди повернуть рулевое колесо вправо и влево, фиксируя при этом начало поворота управляемых колес;
- люфт равен угловому расстоянию, которое рулевое колесо проходит между этими моментами.
Вне зависимости от методов диагностики при обнаружении превышения допустимых значений люфта необходимо определить и устранить причину неполадок.